СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок по русскому языку по теме: «Причастие как часть речи" в 9 классе для школ I, II вида
учитель: Колиниченко Марина Александровна
Цель: дать понятие о причастии как части речи;
Задачи:
1) учить отличать причастие от глагола и прилагательного;
2) формировать умение конструировать предложения с причастием;
3) коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.
Ход урока
I. Организационный момент.
- На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.
- Дежурный звук «с».
- Катя, попроси ребят следить за произношением звука «с» на уроке.
II. Проверка ранее изученного.
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Работа за экраном.
Задание. Послушай и повтори.
Стиль, стили речи, научный стиль, художественный стиль, разговорный стиль
III. Работа над новой темой.
1) Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки.
2)На их белоствольном фоне еще темнее и кряжистей выглядят дубы-великаны, которые покачивают корявыми лапищами.
- Будем работать пока только с первым предложением.
– Выделите грамматическую основу в первом предложении.
– Какое определение дано подлежащему березки?
– Сравните эти определения. Какой частью речи является слово стройные? Каково его значение?
– Как вы думаете, к одной части речи относятся слова стройные и пожелтевшие?
– А пожелтевшие и пожелтели?
– От какого слова образовано определение пожелтевшие?
– На какой вопрос отвечает?
– Попробуйте сами определить, что оно обозначает. (Признак по действию.) Запишите в тетрадь.
– Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое – временный?
– Выделите основы в данных словах:
пожелтевшие пожелтели
(Основа одна и та же от пожелтеть + формообразующие суффиксы-вш- и -л-.)
– Какой общий характерный признак есть у этих слов? (Прошедшее время.)
– Попытаемся сделать вывод, что же называется причастием.
пожелтевшие от пожелтеть
прич. глаг.
2. Запись темы урока.
3. Чтение § 9 (с. 24–25).
– Образуйте причастия (из выделенного словосочетанияво втором предложении).
- Запишите предложение в тетрадь.
4. Выборочный диктант. (текст на доске)
– В два столбика выпишите имена прилагательные и причастия.
Дубровский, объезжавший однажды малое свое владение, около березовой рощи услышал удары топора и через минуту треск повалившегося дерева. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Они, увидевшие его, бросились было бежать. Дубровский со своим кучером поймал из них двоих и привел их связанных к себе на двор.
– Разберите по составу причастия объезжавший, ворующих, связанных.
Выполнение упражнения 54 (письменно).
Если осталось время: выполнить фонетический разбор причастия ночующий, подобрать однокоренные слова.
V. Подведение итогов урока (по вопросам, данным в учебнике на с. 24).
VI. Домашнее задание: упражнение 56; § 9 – выучить правило.
© 2015, Колиниченко Марина Александровна 1081