Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:
- составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
- определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
- выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
- предоставить ученику:
- название темы;
- план изучения темы;
- основные вопросы;
- понятия и термины, которые он должен усвоить;
- практические работы;
- список необходимой литературы;
- формы контроля;
- задания для самопроверки.
- Для анализа результатов работы оформить таблицу:
- Предмет;
- Дата и время консультаций;
- Главные рассматриваемые вопросы;
- Время работы с темой по программе;
- Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
- Невыясненные вопросы.
Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.
В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы учитель может пользоваться доступными сборниками олимпиадных задач, среди которых:
- Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004
- Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
- Сборники «Русский медвежонок».
- Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005
- Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.
- Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.
Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания.
И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).
Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:
- формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
- развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
- формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
- расширение кругозора, развитие творческих способностей.
Тренинг включает работу с понятиями из области
- фонетики, орфоэпии(представлены все акцентологически трудные слова);
- лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
- фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
- морфемики и словообразования (этимология морфем);
- морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).