СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка детей к олимпиаде по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка школьников к олимпиаде по русскому языку Подготовка школьников к олимпиадам по русскому языку как одно из средств совершенствования речевой культуры учащихся Совершенствование речевой культуры учащихся всегда является приоритетным направлением в деятельности учителя русского языка и литературы. Безупречное владение языковыми нормами, особая выразительность, логичность, доступность, ясность изложения, богатство словарного запаса – залог успеха не только в школьной учебной деятельности, но и в Большой жизни: любой работодатель ориентирован не только на грамотного специалиста, но и на человека, умеющего излагать свои мысли, идеи, планы.В учебной и внеклассной деятельности имеется немало форм, методов, приемов для совершенствования речевой культуры учащихся: уроки развития речи, использование словарей и справочников, литературные композиции, различные конкурсы, олимпиады. Рассмотрим более подробно данную тему на основе подготовки школьников к олимпиаде по русскому языку. Подготовка к олимпиаде – дело не одного дня и даже года. Работу необходимо начинать еще в 5 классе, ведь предстоит углубленно изучить такие разделы русского языка, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи, история русского языка. Такая деятельность предполагает поэтапную подготовку учащихся. Остановимся на особенностях работы по некоторым разделам русского языка. Олимпиады всех уровней обязательно включают в себя задания по орфоэпии – науке, мало изучаемой в школе. Лишь в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ более подробно рассматривается орфоэпический минимум, который должны знать учащиеся. Вследствие недостаточного изучения орфоэпии для наших учащихся странным кажется звучание слов «жалюзи», «торты», «банты», «включим» и даже «свекла». Знание ударения в словах очень важно для развития правильной речи, поэтому при подготовке к олимпиаде необходимо уделять этому большое внимание. Данную работу можно вести следующим образом:- на каждом уроке проводить орфоэпические диктанты, упражнения по орфоэпии, тесты, то есть работа должна быть непрерывной, постоянной; -развивать навыки работы с орфоэпическим словарем; -активно использовать слова, включать их в тексты, предложения.При подготовке к олимпиаде можно использовать следующие задания:- расставить ударения в словах;- расставить ударения в словах и расположить их по алфавиту;- использовать орфоэпический словарь при работе со словами, в которых чаще всего делают ошибки при произношении;- расставить ударения в парах слов, отличающихся лексическим значением, и объяснить их значения (мука –мука);- расставить ударения и определить, по какому принципу сгруппированы слова;- распределить слова на группы в зависимости от ударения;-придумать «запоминалки» для слов (видно-завидно, знамя-знамение) и др.Пример одного из заданий:Расставьте ударения в выделенных словах.Сливовое варенье, сделать красивее, вручит медали, прочный кремень, первый квартал, оклеить стены, кровоточащая рана, зеленый суп из щавеля, вертящийся шар, избалованный всеобщим вниманием, примирит своих друзей, сосредоточение в центре города, клялась говорить правду, ходатайствовать за друга, обговоренные предложения, ядовитое снадобье, создавший творение искусства, составить каталог, поставить апостроф, кухонная посуда. Следующий этап работы при подготовке к олимпиаде – это фразеологические обороты. Обычно учащиеся легко находят в тексте русские фразеологизмы и синонимы к ним. Но нахождение литературных фразеологизмов (красной нитью) и фразеологизмов иностранного происхождения (авгиевы конюшни) является для них более сложной деятельностью. Для этого надо не только быть внимательным при исследовании текста, но и много читать – ведь чтение - один из немаловажных факторов развития правильной, грамотной речи. Кроме того, учащиеся затрудняются при работе над следующим заданием: продолжить фразеологизм или пословицу, поговорку, ведь зачастую в своей речи мы употребляем только первую часть выражения, например: «Бедность – не порок, а вдвое хуже», «Не все коту масленица, будет и пост». Большую помощь в развитии навыков по работе над фразеологизмами даст материал Интернет - конкурса «Страна Фразеология», проводимый «Миром конкурсов». Вот некоторые материалы:1)Замените данные фразеологизмы синонимами или синонимичными выражениями:1 В час по чайной ложке (Очень медленно или очень долго)2 Клевать носом (Дремать, опустив голову)3 Кривить душой (Быть неискренним, намеренно говорить неправду)4 Вставлять палки в колёса( Намеренно мешать кому-либо в каком-нибудь деле)5 Гонять лодыря (Бездельничать)6 Куры не клюют (Очень много, немереное количество)7 Бесструнная балалайка (Болтливый человек, пустомеля)8 Играть первую скрипку (Быть главным в каком-нибудь деле)9 Кожа да кости( Очень худой, тощий человек)10 Держать в ежовых рукавицах (Держать в строгом повиновении, сурово обходиться с кем-либо)2.Запишите фразеологизмы, в которых есть упоминание о числе.Семь пятниц на неделе, заблудиться в трех соснах, с пятого на десятое, пятое колесо в телеге, на первый взгляд, в один миг, как две капли воды, на седьмом небе, первым делом, семь верст киселя хлебать3 Раскройте, какие фразеологизмы здесь спрятаны:Оедонгиеасспсмб (сам себе господин), ияскзбвяетрьув (взять себя в руки), вчьуоутлвсдоотпе( толочь воду в ступе). Олимпиадные задания нередко включают в себя сведения из области старославянского алфавита и языка. На мой взгляд, это наиболее интересные задания, так как они помогают ученику развивать умение сопоставлять, сравнивать, изучать лексику тех давних лет; зная алфавит, читать старославянские тексты и даже переводить доступные для этого возраста отрывки из произведений. Интересно поработать над следующими заданиями:- история буквы ять;-какие буквы исчезли и какие буквы появились в русском алфавите;-история букв Ё и Э;-фонетические старославянизмы;-фразеологизмы со старыми названиями букв (сидеть на азах);-историзмы и архаизмы;-переводы старославянских текстов;-исторические чередования и другие темы.Примеры заданий:1.Какие из данных слов могут в соответствии с литературным произношением писаться с буквой ё? Какие слова допускают варианты произношения? Житие, афера, планер, острие, новорожденный, никчемный, побасенка, одноименный, истекший, блеклый, свекла, шофер, крестный.2. Как называлась каждая из букв слова КУЗОВ в старой азбуке? (Како, ук, земля, он, веди). 3. В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный - молоко, дерево - древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке. Приведите примеры таких сочетаний. В следующем задании – написать сочинение на определенную тему – учащиеся обычно не затрудняются и поэтому чаще всего особо не задумываются при его выполнении. В результате – много слов, мыслей, но нет логики в изложении и рассуждении по теме сочинения. В последние годы учащимся предлагались, например, такие темы: «Нужна ли Красная книга русского языка?», «Если бы я был министром культуры…», «Почему необходимо изучать русский язык?» и другие. Необходимо повторить с учащимися требования написания сочинений. Важно научить учащихся составлять интересные сочинения-рассуждения в логической последовательности, с соблюдением всех частей сочинения – вступления, основной части, заключения, с личностным подходом, собственной позицией. Работа должна отличаться стройной композицией, орфографической и пунктуационной грамотностью. Необходимо ученика научить «не растекаться мыслию по древу», а конкретно, доказательно ответить на вопрос темы. В заключение хочу предложить для учащихся следующую памятку при подготовке к олимпиаде по русскому языку:- чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде, обращайтесь к словарям – толковому, орфоэпическому и другим;- изучите орфоэпический минимум для учащихся, запомните ударение в сложных случаях;-повторите грамматические нормы употребления слов (этот материал хорошо разработан в учебных пособиях Розенталя для учащихся средней школы); необходимо знать грамматические нормы форм множественного числа существительных, употребление прилагательных в степени сравнения, согласование частей речи и др.,-воспользуйтесь этимологическим словарем во время подготовки к олимпиаде. В тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание,-обратитесь во время подготовки к олимпиаде и к фразеологическому словарю. Вам важно не только хорошо уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, но и подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.-научитесь хорошо видеть строение сложных предложений, составлять их схемы, а также определять виды придаточных предложений и способы их подчинения. Кроме этого, повторите все правила пунктуации в простом и сложном предложениях, -повторите также написания словарных слов. Для этого обратитесь к учебникам по русскому языку для 5-11 классов, учебным пособиям по подготовке к ГИА, ЕГЭ, орфографическому словарю,-повторите материал о типах текста и стилях речи, научитесь определять тип речи и стиль текстов,-повторите требования написания сочинений. Научитесь писать, аргументируя свои мысли, и при этом не уходить в сторону от темы сочинения. Главное – не сколько Вы напишете, а как раскроете тему. -один из наиболее частых вопросов на олимпиаде связан со знаниями сведений об известных ученых-языковедах. Прочитайте материал о некоторых из них (Виноградов, Потебня, Бодуэн де Куртене), об их открытиях в области русского языка, а также об опубликованных научных работах в области русской филологии.

Категория: Русский язык
18.09.2019 12:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!