СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Любой ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкивается с различными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимается различными видами полезной деятельности. Так что же такое детский досуг?
Под досуговой деятельностью мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одну из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников. Внеурочная деятельность помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении.
Многие отечественные и зарубежные педагоги досугу уделяют большое внимание и в своих работах дают рекомендации, как нужно организовать деятельность ребенка, чтобы он раскрыл свои природные задатки, приобщился к культуре своего народа, используя для этого свободное время от занятий и труда.
Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т.е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется следующим:
Поэтому развитие детей с ограниченными возможностями здоровья посредством творческой деятельности стимулирует их креативное развитие. В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, корригируют и расширяют вербальный опыт ребенка или заменяют его.
Исходя из видов культурно-досуговой деятельности, которые многообразны, их можно классифицировать, следующим образом:
Досуговая деятельность должна строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни.
Досуг способен объединить и отдых, и труд. Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми с ОВЗ фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, преодолевать личные недостатки. Досуг в существенной степени ответственен за формирование характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д.р.
Досуг способен стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в реабилитации детей с нарушениями интеллекта. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку с ОВЗ реализовать то лучшее, что в нем есть.
В качестве главного целевого ориентира досуговой деятельности рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности обучающихся с нарушением интеллекта, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Исходя из цели, выделяются следующие функции досуговой деятельности:
Одним из приоритетных направлений организации досуговой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является использование арт-терапевтических техник и технологий, так как основная цель арт-терапии состоит в гармонизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания, что, в свою очередь, способствует успешной социализации личности. В работе с детьми с ОВЗ предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, бумаги, природного материала, работа с танцем, музыкой, сказкой, художественным словом.
Также трудно переоценить роль такой формы досуговой деятельности, как коллективное творческое дело, которое направлено на коррекцию коммуникативных связей обучающихся, формирует осознание себя как члена группы. Немаловажное значение имеют и игровые технологии, т.к. игра – одна из главных форм работы с детьми с нарушением интеллекта. Она пробуждает у обучающихся познавательный интерес, ребенок в процессе игры учится управлять собой, происходит коррекция эмоционально-волевой сферы, помогает решать проблемы личностного и профессионального самоопределения. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. Здесь ничего не должно быть случайного» - сказал Василий Александрович Сухомлинский.
Таким образом, цель внеурочных занятий для детей с нарушением интеллекта можно сформулировать как развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, одаренности детей с ОВЗ. Участие данной категории детей в досуговой деятельности также положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД).
Прежде всего, это касается таких УУД, как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет ребенку с ОВЗ развивать социальную компетентность, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, частично интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения. Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают ребенку с ОВЗ развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей
Содержание и организация досуговой деятельности обусловлено целевым ориентиром - образом выпускника школы. Оно направлено на развитие нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала детей с ОВЗ, на их дальнейшую социализацию в обществе.
Для этого педагогами используются следующие эффективные формы досуговой работы по направлениям воспитания:
1.Основы социализации:
Цель: подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.
Социальное направление создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, повышает ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Формы:
2. Спортивно-оздоровительное направление:
Цель: создание условий для сохранения здоровья, физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Задачи:
Формы:
3. Художественно-эстетическое направление:
Цель: развивать у детей с ОВЗ личностные представления о красоте в произведениях изобразительного искусства и окружающей жизни;
стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим, культурным критериям, воспитание чувства чуткости видения прекрасного. Задачи:
Формы:
4. Общеинтеллектуальное направление:
Данное направление обеспечивает формирование мотивации к обучению и познанию, развитие творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Формы:
5. Гражданско-патриотическое направление:
Цель: развитие системы патриотического воспитания учащихся с ограниченным интеллектом, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.
Задачи:
Формы:
6. Общественно-полезная деятельность:
Цель: воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.
Задачи:
Формы:
7. Игровая деятельность:
8. Духовно- нравственное:
Цель: воспитание духовно-нравственной личности, обладающей богатой внутренней и внешней культурой. Задачи: формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание достоинства, уважения к истории и культуре своей страны.
Формы:
Таким образом, можно отметить что, согласно ФГОС, организация занятий по направлениям внеурочной (досуговой) деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная деятельность позитивно влияет на весь процесс обучения и
© 2019, Кваша Татьяна Петровна 865