СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта подготовки к ОГЭ по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Накопилось много разного материала за долгие годы работы. Может быть, кому-то он покажется интересным и полезным. Надеюсь,коллеги обогатят мою копилку своим опытом.

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классах

Важнейшим инструментом независимой оценки уровня знаний выпускников основной общеобразовательной школы является государственная итоговая аттестация (ГИА). Итоговая аттестация в форме основного государственного экзамена позволяет не только унифицировать саму систему контроля, но и дает возможность педагогическому коллективу в целом подвести итог своей деятельности, проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесса школы.

Оценка уровня подготовки девятиклассников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте образования.

Результаты Государственной итоговой аттестации - это ценный материал для анализа, который может и должен быть использован для выбора пути достижения нового качества образования.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять.

Этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к Основному Государственному Экзамену, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

Подготовка к экзамену по русскому языку - это многоаспектная работа, которая предполагает и углублённое повторение изученного материала, и постоянную тренировку в языковом анализе, и развитие коммуникативных умений, связанных с восприятием чужого текста, его анализом и созданием собственного речевого высказывания, которое соответствовало бы определённым требованиям.

Анализ материалов итоговой аттестации по русскому языку показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию.

Согласно концепции ФГОС, компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте.

Итоговое испытание требует от экзаменуемых не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений, но и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в необходимом направлении. Задания, предлагаемые учащимся, проверяют все виды компетенций:

  • Лингвистическую, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
  • Языковую, т.е. практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
  • Коммуникативную, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Современное педагогическое сообщество широко обсуждает вопрос повышения результативности итоговых испытаний выпускников основной школы. Усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой может быть достигнуто на основе многоплановой и систематической работы. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему подготовки учащихся к итоговой аттестации, формирует свой стиль, выбирает наиболее эффективные, с его точки зрения, средства обучения.

Из своего опыта я могу выделить следующие важные

направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

  • развитие мотивации и целеполагания;
  • формирование умения решать задания разного уровня;
  • развитие самоконтроля;
  • формирование уверенности и положительной самооценки;

Мои задачи как педагога в процессе подготовки

  • вести постоянную психологическую работу с учащимися, последовательно снижая уровень тревожности, связанный с самой процедурой ОГЭ;
  • адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
  • организовать системную планомерную работу по подготовке к итоговой аттестации во всех классах основной школы, начиная с 5 класса;
  • работать в тесном контакте с родителями.

Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Структура экзаменационных материалов по русскому языку имеет свои особенности. Работа состоит из 3 частей: сжатое изложение, тестовая часть, сочинение-рассуждение, и предполагает различные виды деятельности. Все три части работы связаны между собой и воспроизводят логику познавательной деятельности учащихся, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком, что и предусмотрено ФГОС.

В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:

  1. Психологический настрой учащихся:

Основной государственный экзамен является не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость девятиклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации.

Для решения этой проблемы необходимо на уроках планомерно работать над созданием ситуации успеха для каждого учащегося. Только эмоциональный комфорт и атмосфера сотрудничества дают ребёнку необходимую уверенность.

Следующим пунктом системы моей работы можно выделить

2.Организацию информационной среды.

Информационная работа - важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Необходимо информировать родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменениях в структуре КИМов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Основная площадка для информирования – родительские собрания.

В рамках информационной работы в кабинете обязательно оформляется стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.

Необходимой частью подготовки считаю

3.Создание методической базы.

Приобретаем силами родителей учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов.

Учебные пособия содержит варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификацией 2015 г., утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами. Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

Важным инструментом в системе подготовки являются также

цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы, которые эффективно помогают ученикам в подготовке как к урокам, так и к экзамену.

Применение таких ресурсов позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Интернет-тестирования, всероссийская игра – конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» также способствуют внедрению тестовых технологий и оказывают существенную помощь в подготовке к ОГЭ.

Официальные сайты, связанные с подготовкой к итоговой аттестации, также дают возможность решать вопросы по созданию методической базы. Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты ГИА-9, ФИПИ, «По уши в ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ».

Следующий пункт системы:

4.Работа с текстом

Первым заданием ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения. Работу по формированию навыка компрессии текста, безусловно, необходимо начинать уже в 5 классе, и эта работа должна быть системной на каждом этапе обучения. При системном подходе уровень овладения навыками слушать и слышать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст значительно возрастает.

5.Создание банка тестовых заданий.

Необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля по русскому языку с учётом новой формы государственной итоговой аттестации. Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой вид контроля, как тестирование.

Тестовые задания целесообразно использовать в разных классах с 5 по 9 на этапах изучения нового материала, закрепления, систематизации, обобщения и проверки знаний.

Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. Необходимо чтобы вопросы в тестовых заданиях были сформулированы в формате ОГЭ

6.Собственное высказывание на заданную тему.

Экзамен по русскому языку в 9 классе – это сосредоточенная, интенсивная работа, связанная с основными видами речевой деятельности. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку нужен осознанный подход ученика к фактам и явлениям этого языка, нужна не столько память, сколько языковое чутьё и умение логически мыслить. Поэтому оптимальной формой работы при подготовке к итоговой аттестации является работа с текстом. Использование текста в качестве основной единицы урока, во-первых, углубляет, расширяет и систематизирует знания о языке как системе, во-вторых, создаёт речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья, лежащего в основе развития речи, в основе понимания того, что такое языковая система. Такая работа с текстом с использованием элементов комплексного анализа необходима уже с 5-6 класса.

Обучение созданию собственного текста, написанию сочинения-рассуждения – одна из ключевых проблем в методике преподавания русского языка. Она особенно актуальна в условиях подготовки к итоговой аттестации в выпускных классах. Сочинение является важной частью экзамена, без качественного выполнения которой невозможно претендовать на высокий балл.

Более того, культура доказательного аргументированного рассуждения является показателем общей культуры человека.

Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий. Проблемой является неудовлетворительное выполнение частью учащихся этого задания по причине неуверенности в своих силах, недостаточно развитого навыка строить связное высказывание. Для того чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, а результаты работы были бы очевидными, необходимо выстраивать поэтапную систему обучения такому типу деятельности. Вариативность задания (3 варианта сочинения), с одной стороны, требует целенаправленной отработки всех вариантов сочинения, с другой стороны, позволяет учащимся выбирать наиболее приемлемую и комфортную для них тему и форму творческой работы. Системная работа по подготовке детей к сочинению, целью которой является успешное выполнение важнейшей части итогового экзамена, приносит свои результаты. На итоговой аттестации учащиеся чувствуют себя более уверенно при написании сочинения - рассуждения, что позволяет им получать более высокие баллы.

Задание 15.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Учащимся придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д. В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке. Поэтому необходимо раскрыть смысл высказывания, раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале; привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ; соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.

Задание 15.2 – сочинение-рассуждение по цитате из текста.

Учащимся предстоит написать сочинение по цитате из текста. Это может быть его основная мысль или фраза, обобщающая или завершающая приведенный отрывок, однако, так или иначе, она будет касаться смысла текста. Для того чтобы хорошо справиться с заданием, необходимо перечитать предлагаемую цитату, еще раз просмотреть сам текст, выделив в нем главные моменты; составить предварительный план будущего сочинения; сформулировать собственную позицию относительно идеи, содержащейся в цитате; определить аргументы, подобрать к ним примеры из текста (в этом случае опираться необходимо только на содержание текста);

Задание 15.3 - сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

Задание 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. Объем сочинения не должен быть менее 70 слов. За основу будущего сочинения берется собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста.

Важным пунктом в системе подготовки являются

7.Элективные занятия в системе подготовки к ОГЭ.

Элективный курс «Культура русской речи» в 9 классе направлен на развитие умений и навыков выполнения заданий ОГЭ, повышения «орфографической зоркости».

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки. Систематически провожу лингвистическую разминку «Найди речевую или грамматическую ошибку».

Важным этапом является

  1. Диагностика уровня подготовки учащихся.

Как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика необходимо применять технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю задания базового и продвинутого уровня.

Немаловажную роль в диагностике уровня подготовки учащихся 9-х классов играют пробные внутришкольные экзамены в формате ОГЭ, проводимые в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению экзамена.

Хорошим способом контролировать результативность подготовки являются

  1. Индивидуальные папки или тетради учащихся 9-х классов «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

Теоретические сведения по темам ОГЭ, алгоритмы решения тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация, собранная в соответствии с заданиями КИМов, даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

Помимо теории в папках находятся «Индивидуальные листы результативности», в которые заносятся результаты всех работ в формате ОГЭ каждого ребенка. Подобная практика позволяет и учителю, и учащемуся анализировать и выявлять результативность подготовки к экзамену на протяжении всего учебного года.

  1. Заключение

Такая система работы помогает мне решать основную задачу современной методики обучения русскому языку – формирование основных компетенций учащихся.

Системная работа по подготовке к экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.

И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание компетентной личности, уважительно относящейся к родному языку.

Категория: Русский язык
16.01.2019 18:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!