СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мейнстрим как феномен социальных сетей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В статье раскрывается проблема феномена мейнстрима в социальных сетях Вконтакте, Instagram, YouTube, а также рассматривается процесс возникновения и формирования мэйнстрима в социальных сетях. В ходе исследования было проанализировано воздействие мейнстримовых тем на целевую аудиторию в различных социальных сетях.

Ключевые слова: мейнстрим, мода, социальные сети, хайп, тренд, бренд, контент, мессенджер

В середине 20-го века учёными-психологами было введено новое понятие в лексикон общества – социальная сеть. Термин изначально подразумевал описание общественных структур, объединенных одной общей идеей или целью. С развитием компьютерных технологий социальные сети получили свое логическое продолжение. Первые социальные сети появились на Западе. Самые известные были Фейсбук, Твиттер и Инстаграм. Затем появились их российские последователи – Вконтакте и Одноклассники.

Социальные сети быстро набирали популярность и треть россиян стали активными участниками социальных сетей. Известные ведущие, звезды театра и кино, и просто обычные люди стали заводить свои странички, где делились своими мыслями, успехами и эмоциями.

На первом месте среди соц. сетей в России долгое время был Вконтакте. В затылок ему дышали Фейсбук и Одноклассники. Однако с середины 2010-х годов обороты набирают такие социальные сети, как Инстаграм, Тик-Ток, Ютуб и т.д. Стоит отметить, что каждая социальная сеть имеет свою целевую аудиторию. Вконтакте традиционно оккупировала молодежь. В Фейсбуке общаются люди среднего возраста, а в Одноклассниках проводят время люди старшего поколения. Мужская часть населения обосновалась в Фейсбуке и Вконтакте, женская, преимущественно, постит свои фото и видео в Инстаграм.

Всё большее число пользователей социальных сетей выкладывают на всеобщее обозрение свою частную жизнь. Вследствие этого постепенно стираются личная и общественная грань жизни человека. Многие выкладывают интимные подробности своей жизни, о которых раньше постеснялись бы рассказывать в обычной жизни.

Кроме простых пользователей свои странички в соц. сетях имеют различные СМИ, партии и общественные движения, выкладывающие преимущественно видеоконтент на таких платформах, как Ютуб. Через социальные сети проще обсуждать различные события в нашей жизни, делиться новостями, организовывать различные акции. На подготовку различных встреч раньше уходило несколько недель. С помощью различных мессенджеров теперь это можно сделать за 2-3 часа.

Социальные сети стали местом координации различных политических и неформальных течений. Основную аудиторию составляет активная молодежь. Поэтому различные группы в соц. сетях находятся под пристальным наблюдением властей и различных силовых структур. Но основным контентом, размещаемым в социальных сетях, является не политика, а юмор, различный развлекательный контент, который собирает наибольшую аудиторию заинтересованных читателей. Социальные сети дают возможность талантливым людям для самореализации. Если вы умеете делать интересные, необычные вещи, которые нравятся людям, то очень быстро наберете аудиторию, которая будет репостить ваши сообщения, привлекая новых пользователей. Именно с формированием внутри различных социальных сетей основных тем, контента различной направленности, собирающих и привлекающих внимание целевой аудитории, связано понятие мейнстрима.

Если раньше слово «мейнстрим» больше применяли к музыке и искусству, то сейчас его модно употреблять в более широком смысле. Это слово с течением времени приобрело оттенок и значение избитости и банальщины, того, что делает большинство. В некоторых случаях слово приобретает некоторый отрицательный оттенок и означает что-то надоевшее и унылое. (Очень характерна в данном случае популярная фраза «…до того, как это стало мейнстримом»).

Исследователи предполагают, что термин появился в Америке, где издавался с 1911 по 1962 популярный журнал, который менял несколько раз название. Одно из названий было «Masses and Mainstream». В журнале публиковались известные американские писатели как Э.Хемингуэй. Авторство термина «мейнстрим» приписывают известному критику У. Хоуэлсу, который имел отношение к этому известному изданию.

Мейнстрим - это основное или главное выражение явление, направление в какой-либо области деятельности. Мейнстрим - это основное течение, направление жанра. Оно может быть в искусстве, науке, культуре и в том числе – в социальных сетях.

Исходя из этого, сами социальные сети, а точнее использование социальных сетей – это уже мейнстрим. Однако, в данном случае целесообразнее рассмотреть процесс формирования мейнстрима внутри социальных сетей и выяснить, в чём заключается феномен мейнстрима в социальных сетях.

Прежде всего, мейнстрим в социальных сетях связан с такими понятиями, как тренд, бренд, хайп. Иначе говоря, мейнстрим – это новомодные тенденции сегодняшнего дня. Изучая феномен возникновения мейнстрима в рассматриваемых социальных сетях, мы задались вопросом: в чем причина разноплановости мейнстримовых тем в различных соц. сетях? Ответ очевиден – причина кроется в формате той или иной информационной платформы, внутри которой находится контент. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы рассмотрели и изучили на предмет формирования мейнстрима основные (мейнстримовые) социальные сети: Вконтакте, Инстаграм и Ютуб.

Для Инстаграма характерен по большей части фотоконтент различной тематики. Видеоролики – на пике популярности. Короткие ролики в 15-30 секунд позволяют сделать анонс мероприятия и рассказать о новинках. Длинные видео, например в IGTV, оптимально подойдут для вебинара или подробной презентации продукта. Для наибольшего комфорта в Инстаграме теперь появилась возможность записи вертикальных видео. Что касается фотоконтента, то для того, чтобы создать мейнстримовую тему в Инстаграм, нужно позаботиться о качестве вашего контента. Именно от первого визуального впечатления зависит, останется ли пользователь на Вашей странице или уйдет, привлечёте ли вы внимание аудитории или нет. Поэтому стоит пристально отнестись к оформлению контента. Особое внимание нужно обратить не только на новые тренды, но и многие фишки, популярные в той или иной социальной сети (в данном случае, Инстаграм).

В последний год в тренде были постановочные фото, с тщательно продуманными деталями. Однако, постепенно фокус внимания смещается в сторону естественности и непринужденности. Фотозарисовки обыденных ежедневных событий и ситуаций вызывают большой интерес у пользователей, поскольку служат “замочной скважиной” в которую можно посмотреть на жизнь других людей.

Ютуб – это видеохостинг, предоставляющий пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. Ютуб стал популярнейшим видеохостингом и вторым сайтом в мире по количеству посетителей. Следовательно, основа данной платформы – видеоконтент. Вне зависимости от того, какой направленности и тематики ваш контент, его можно сделать мейнстримовым, если будут учитываться правила продвижения видео внутри данного видеохостинга.

Немного иначе дело обстоит с ещё одной популярной социальной сетью –Вконтакте. Если до этого мы мели дело с хостингами, то в данном случае это прежде всего мессенджер. Исходя из этого, основная аудитория данной социальной сети – молодёжь от 12 до 28 лет. Популярность «Контакта» объясняется, в первую очередь, богатым функционалом этой социальной сети. Второй причиной популярности является возможность интеграции сервисов «Вконтакте» со сторонними сайтами (благодаря виджетам). Благодаря этим решениям разработчики ресурсов имеют возможность вставлять на сайты системы комментариев и опросов, авторизацию на сайте через социальную сеть и т.д. Немаловажную роль в популярности ресурса сыграла его мультиязычность: интерфейс «Вконтакте» доступен на 50 языках мира. Как следствие – мейнстрим в данной социальной сети – сложение мейнстримовых тем других хостингов и выдвижение на первый план именно тех мейстримовых тем, которые затрагивают интересы молодёжи (72 процента пользователей Вконтакте – молодёжь от 12 до 28 лет).

Исходя из всего вышесказанного, стоит понимать, что феномен мейнстрима в социальных сетях связан не только с внутренними правилами продвижения контента внутри того или иного хостинга, но и с общественным резонансом, вызванным тем или иным контентом.

Зачастую содержание мейнстримовых тем в социальных сетях не совпадает с мейнстримовыми темами на телевидении и в СМИ. Это связанно в первую очередь, с политико-идеологической независимостью мировых социальных сетей (таких как Инстаграм или Ютуб) и ангажированностью телеканалов, газет и иных средств массовой информации. К примеру, на такой платформе как Ютуб можно совершенно открыто и свободно высказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу. Поэтому представители, так называемой, «внесистемной оппозиции» активно используют данный видеохостинг для продвижения своих идей в массы. Очевидно, что на федеральных телеканалах им такую возможность вряд ли кто-то предоставит. Но это вовсе не означает, что одна и та же мейнстримовая тема в социальных сетях и на ТВ по степени достоверности информации будет разительно отличаться. Зачастую, одним из основополагающих принципов формирования мейнстрима в социальных сетях является хайп (иначе говоря, шумиха, раздутый ажиотаж или «громкая афиша», основанная на неподтверждённых данных), влекущий за собой фейковый характер контента и отвлекающий от действительно насущных проблем общества.

Следовательно, феномен мейнстрима в социальных сетях связан как с причинами внешнего порядка (такими, как социальный запрос, общественный резонанс, хайповость контента и т.д.), так и с причинами внутреннего порядка, связанными с алгоритмами продвижения того или иного контента в выбранной вами социальной сети.

Список литературы

Научные издания:

  1. Мизев, А.А. Исповедь Instagram`щика. Все секреты продвижения и заработка в Instagram за 2 года работы. [Текст] / А.А. Мизев. – М.: Издательские решения, 2016. – 237 с.
  2. Миллер, М. YouTube для бизнеса. Эффективный маркетинг с помощью видео [Текст] / М. Миллер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 330 с.
  3. Плосков, П. Сила Instagram. Простой путь к миллиону подписчиков [Текст] / П. Плосков. – М.: Бомбора, 2018. – 240 с.
  4. Соболев, Н. YouTube: путь к успеху. Как получать фуры лайков и тонны денег [Текст] / Н. Соболев, К. Жуковский, Р. Назарчук. – М.: АСТ, 2016. - 384 с.

Сайты:

  1. “В контакте” — самая загадочная социальная сеть России// www.internetno.net/2007/10/16/vkontakte-review
  2. “В контакте” //www.wikipedia.org/wiki/Vkontakte
  3. PR в социальных сетях: правила эффективности //http://socializm.net/pr-v-socialnyx-setyax-pravila-effektivnosti/
  4. Большой доклад о социальных сетях//http://vseseti.wordpress.com
  5. В контакте - Vkontakte.ru, ООО //www.rb.ru/biz/companies/show/560027
  6. Продвижение в социальной сети ВКонтакте// http://smopro.ru/category/blog/prodvizhenie-v-sotsialnoy-seti-vkontakte/
  7. Реклама в социальных сетях // http://www.seo-matik.ru/publications/355/
  8. Реклама в социальных сетях // http://smallbusiness.ru/work/adv/364
  9. Социальная сеть «В контакте» // www.art.thelib.ru/internet/game/socialnaya_set_laquov_kontakteraquo.html

11.10.2021 18:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!