СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование новейших технологий при обучении русскому языку и литературе.(продолжение 3)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках русского языка к такой форме можно обратиться уже 6-7 классах. В соответствии с задачами повторения разделов семинарские занятия можно организовать по следующим темам: «Состав слова и словообразование», «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи», «Пунктуация простого предложения» и т.д. Воспитательная и образовательная ценность семинаров неоспорима. Она заключается, прежде всего, в том, что школьники учатся самостоятельно работать с научной литературой, строить свои выступления в соответствии с предложенным планом, а это готовит учеников и к обучению в вузе.

Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. Научиться писать сочинение - значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью я провожу урок-практикум по русскому языку, например, в 6-ом классе. Цель этого урока - обратить внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.

Этапы урока-практикума:

  • экскурсия, наблюдения за природой;
  • знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами;
  • обсуждение увиденного;
  • творческая работа учащихся;
  • чтение сочинений (по желанию);
  • обсуждение и рецензирование творческих работ;
  • исправление и доработка сочинений;
  • объяснение домашнего задания.

Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?

В работе по развитию речи необходимо учитывать возрастные особенности школьника, который, как правило, мыслит конкретно и всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между словом и образом. Несоответствие между сферой образного и логического у школьников отрицательно сказывается на уровне их речевого развития: учащиеся не могут в полном объеме высказать свои впечатления, не умеют словесно оформить возникающие в их внутреннем мире образы и представления, неадекватно интерпретируют воспринятый текст.

На мой взгляд, данный факт объясняется и недооценкой необходимости развития у детей сферы образного, эмоционального, чему в первую очередь способствует использование средств изобразительной наглядности.

Безусловно, использование изобразительной наглядности особенно важно на начальном этапе формирования умений, поскольку позволяет аппелировать непосредственно к понятийно-смысловому уровню сознания, обеспечивает единство конкретного и абстрактного, сочетание словесного и изобразительного материала, создает благоприятные условия для речевых ситуаций, стимулирующих речевую активность учащихся.

Одним из эффективных средств формирования умений, на мой взгляд, является собственный рисунок ребенка.

При этом я опираюсь на мысль Л.Г. Выготского О том, что рисунок является графическим рассказом ребенка: "Пока ребенок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нем рассказывал". Отсюда вытекает важный методический вывод: текст создается ребенком еще в процессе рисования, что положительно влияет на процесс планирования и высказывания во внутренней речи, а значит, обеспечивает процесс реализации этого плана при словесном оформлении.

Неслучайно известный методист Б. Баркин считал, что "вопрос о детском рисунке…- один из важнейших вопросов, которым должен теперь серьезно заняться … педагог .. " . Графический язык в некоторых отношениях более доступен детям, чем язык слов: ребенок (по времени своего развития) раньше живописец и график, чем писатель, и, нас, преподавателей русского языка не могут не интересовать методы поддержки в школе словесного искусства искусствами изобразительными. Необходимо научить ребенка "видеть" предметы, их форму и цвет ... Занятие рисованием - необходимая подготовка к словесному творчеству".

Собственный рисунок внесет в учебный процесс разнообразие и занимательность, повысит интерес учащихся к изучению русского языка и литературы, создаст на уроке эффект новизны, организует новую речевую ситуацию и тем самым мотивирует составление речевого произведения, использование учащимися образно-выразительных средств языка, эмоционально-оценочной лексики.

Наряду с образным развивается и словесно-логическое мышление. Этому способствует анализ текста. Поэтому вместе с рисунком я использую на уроке текст: анализ текста и создание своего высказывания. Составление связного рассказа, подготовка плана, выделение главного и второстепенного тренируют школьников в применении таких сложных форм умственной деятельности, как анализ, обобщение, внутренний план действий и др.

Соединение словесных и изобразительных средств дает двойную мотивацию создания высказывания и в большей степени способствует развитию связной речи школьников.

Формирование одних и тех же умений учащихся разного возраста и уровня языковой подготовки следует вести, во - первых, на различном речевом материале (тематике, по характеру основной мысли, по стилю, по жанру, по построению, по объему и т.д.); во - вторых, при большей или меньшей самостоятельности учащихся при преобладании устной или письменной формы речи; в - третьих, с использованием различных способов и средств обучения.

Ниже покажу формирование одного из речевых умений (словесное оформление мыслей школьников через рисунок и текст) на текстовом материале с помощью рисунка, созданного ребенком в 5 классе.

Примерная схема уроков, на которых используется

собственный рисунок ребенка к тексту-образцу.

                        а) восприятие и анализ текста-образца определенного типа речи;

                        б) словесное иллюстрирование данного текста-образца;

в) создание учеником рисунка к тексту-образцу;

г) анализ созданного рисунка;

д) составление высказывания определенного типа речи.

Таким образом, реализуется взаимосвязь художественной деятельности и речевой, что является одним из принципов совершенствования речи учащихся.

В методике преподавания литературы создание рисунка к тексту преследует цель : понимание текста ребенком.

В методике преподавания русского языка собственный рисунок способствует словесному оформлению его мыслей. Основной тип упражнений, используемый в ходе работы, - составление высказывания определенного типа (описания, повествования, рассуждения).

В качестве текстов-образцов использую в основном тексты малой формы (миниатюры), позволяющие экономить время на уроке. Вместе с тем они были достаточно информативными, с предметным планом содержания и давали возможность изобразить сюжет на плоскости.

Текст малой формы позволяет учащимся осмыслить его содержание, более подробно описать представленное автором событие, явление, предмет, дать ему развернутую оценку и тем самым ввести новые слова и "свои" образно-выразительные средства. Тексты подбираются интересные учащимся, имеющие нравственную и экологическую направленность.

 

Привожу отдельные фрагменты  уроков по созданию учащимися высказывания разного типа речи (повествования, описания и рассуждения).

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ К СОСТАВЛЕНИЮ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Цель самой работы - формирование умения

- составлять высказывание на основе анализа композиционной формы текста - образца и собственных рисунков;

- отбирать языковые средства, необходимые для создания высказывания типа повествования.

(Текст у каждого ученика на столе.)

Куропатка и машина.

Мы ехали на вездеходе по лесной дороге. Вдруг взвизгнули тормоза.

Машина резко остановилась. Что случилось? Шофер молча указал вперед.

Через дорогу переводила цыплят куропатка. Тут вынырнула наша машина. Куропатка повернула грудью к машине, загораживая цыпляток. Перья на голове вздыбились, вся взъерошилась.

Кругленькие, пушистенькие цыплята скатывались в кювет и прятались в болотце. Пока не перебежал дорогу последний, все стояла куропатка.

Глухо работал мотор. Шофер ждал. Куропатка обернулась, увидела, что ни одного цыпленка нет на дороге, сошла в кювет и скрылась в осоке.

(Максимчук Н.Н.)

 

 

Лексико-стилистическая и орфографическая работа

1. Объяснить значение слов куропатка *, вездеход*, осока *, кювет*.

 

2. Подобрать слова, которыми можно заменить:

а) куропатка - дикая курочка

вездеход - машина

кювет - канава вдоль дороги осока - болотная трава

б) подобрать синонимы к глаголам

ехали, вынырнула, повернулась, вздыбилась, скатывались, взвизгнули, скрылась, глухо работал.

 

-Какие слова позволяют представить куропатку в момент, когда она защищала своих птенцов?

( вздыбилась, взъерошилась)

-Если заменим их другими, сможем ли мы так ярко представить птицу?

Почему?

(Эти наиболее выразительные слова)

3. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание:

заг .. раживала, л.. сной, н .. прох .. димый, гус.. ница, т .. рмоза, ук .. зал, ре .. ко, в.. здеход, вын .. рнула, к .. вет, груд .. ю, пер ..я, вз .. ерошилась, па .. ажир, п .. рс .. наж, повале ... ые, пуш ... ст ... нькие, боло ... це, переб ... жал, темно ... зеленый.

4. Составление примерного

 а) плана текста

1. Что случилось? 2.Храбрая куропатка. 3.Цыплята спаслись

4.Все позади

б) к каждому пункту плана выписать глаголы, передающие последовательность действий, событий.

- Как вы думали, что это за текст? Почему?

(это текст - повествование, потому что события в тексте происходят последовательно, одно за другим).

Словесное иллюстрирование

-Сколько иллюстраций можно нарисовать к данному тексту - одну или несколько? Почему?

(Это повествование, события меняются одно за другим.)

-А если бы вам нужно было нарисовать одну картинку к данному тексту, какой момент вы бы изобразили, какие действия персонажей показали?

Класс описывает словесно примеры содержания рисунка к тексту:

Фон: на заднем плане изобразим непроходимый лес, так как в рассказе говориться, что люди едут на вездеходе. Вместо колес у вездехода гусеницы, как у танка или трактора.

Чтобы показать, что лес непроходимый, можно изобразить поваленную сосну или ель и деревья, которые стоят часто.

На переднем плане - лесная дорога, по которой движется вездеход, и перед ним взъерошенная птица. Чтобы показать, что птица напугана, изобразим раскинутые в стороны крылья, взъерошенные перья на спине и на голове. Здесь же, рядом с дорогой, нарисуем кювет в котором болотце с осокой, кое-где проглядывает вода.

Персонажи: куропатка с распахнутыми крыльями, перья на голове взъерошены - этим мы покажем готовность птицы броситься на то, что угрожает ее детям. За куропаткой нарисуем маленьких цыплят. Одного можно изобразить в кювете: он уже спрятался в болотце и затих.

Краски: темно-зеленые деревья, зеленого цвета осока, черная вода, так как стоит в болотце, где много торфа; куропатка яркая (чтобы это показать возьмем контрастные цвета: белый, темно-желтый, коричневый); цыплята - светлые коричневые, на спинке темная полоска, клювы желтые).

Создание речевой ситуации

- Представьте, что вы водитель вездехода и с вами произошел такой случай. Расскажите об этом своим родным (друзьям) от 1 - ого лица.

Задание на дом:

подготовить рисунки к тексту, а затем составить высказывание типа повествования.

На следующем уроке учащиеся прочитывают лучшие тексты и рассматривают рисунки, анализируют свои и чужие работы.

Одним из основных приемов работы по развитию речи учащихся является комплексный анализ текста, элементы которого ребята начинают осваивать уже в пятом классе, определяя тип текста, вид связи предложений, определяя тему, идею автора, подбирая заголовок, называя изобразительно-выразительные средства (известные учащимся), используемые автором. Для анализа подбираю высоко художественные, небольшие по объёму тексты, с ярко выраженным авторским стилем (часто с произведениями именно этого автора знакомимся на уроке литературы). Постепенно работа с текстом усложняется, как и сам текст.

Этот вид работы не требует много времени, а ребята привыкают работать с текстом, что очень помогает при написании изложения: учащиеся уже при первом прочтении пробуют определить тему, выявить изобразительные средства, языковые особенности текста, эмоционально окрашенные слова, вид связи, тип речи. Анализ текста, как и любой анализ вообще, также способствует развитию критического мышления.

Эффектным видом контроля успеваемости учащихся является урок-зачёт. Тематика таких уроков соответствует ранее изученному материалу. О проведении зачета ребят предупреждаю заранее, знакомя их с планом урока, не забываю и о дифференцированном подходе к обучению: наиболее подготовленные ученики дома самостоятельно составляют вопросы, карточки с практическими заданиями для одноклассников. Эта группа учащихся осваивает некоторые функции учителя. Дети готовятся к объяснению того, как пользоваться изученным правилом, консультируют одноклассников, проверяют выполнение работы.

Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу.

 Чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой», я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты, и задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления информации.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

  • творческая работа;
  • лингвистическое исследование текста;
  • подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
  • рисование обложек к литературным произведениям;
  • художественное чтение;
  • инсценировка художественного произведения;
  • создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
  • продолжение неоконченных произведений;
  • наблюдение за природой;
  • подготовка словарных диктантов;
  • составление вопросника к зачету по теме;
  • составление конспекта, опорных таблиц;
  • письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

 

Короткова О.Н.

учитель  русского языка и литературы АОУ школы № 1 г. Долгопрудный

Категория: Русский язык
31.12.2014 01:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!