СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 59» г. Брянска
Номинация «Методические разработки и сценарии « Мы любим лес!»
Методическая разработка « Лес – наш друг!»
Предмет: Внеурочная работа
Целевая аудитория: 2 класс.
Автор мероприятия: Глушенкова О. М.,
учитель начальных классов.
Брянск
2015
Тема: Лес - наш друг
Дата проведения: 21 марта Форма проведения: устный журнал.
Цель: формирование у детей бережного отношения к природе.
Задачи занятия: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека;
прививать интерес к изучению родного края;
воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней, культурное поведение;
формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Предметные УУД
-продолжить формирование бережного отношения к природе -развитие умений и навыков осуществлять свою деятельность в разных видах и формах; -
-стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания.
Личностные УУД:
-установить личностный смысл познавательной деятельности на данном мероприятии
- умение оценивать поступки людей;
Коммуникативные УУД
- умение слушать и вступать в диалог;
-умения сотрудничать с учителем и сверстниками
умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Познавательные УУД:
-умение фиксировать проблему;
- Умение анализировать, доказывать свою точку зрения;
- умение свободно выражать своё мнение
-умение слушать и следить, воспринимать текст на слух
-умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме
Подготовительная работа: плакаты, рисунки учащихся на тему; класс делю на группы (по желанию детей), слайдовая презентация,сообщение учащихся.
Ход занятия:
На фоне музыки «Звуки леса» учитель читает стихотворение
Есть просто храм.
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
- Ребята, о каком храме говорится в этом стихотворении? (ЛЕС) (слайды)
- Что такое лес? ( Лес - это одежда нашей земли. Лес - это чистый воздух. Лес - это дом для зверей и птиц).
- Предположите, о чём будем говорить на нашем занятии?
- О лесе
- Лес- это друг или враг человеку? (Ответы учащихся.)
- Назовите тему сегодняшнего занятия.
- Лес - наш друг! (Записываю на доске)
Учитель:
- Вот он лес
Приятно летом отдохнуть в тени деревьев. (Слайды)
Звучит мелодия sms-ки.
Ой, ребята мне пришла sms-ка из леса от старичка – лесовичка «Вести из леса!»
- Прочтём её?
Подготовленные ученики по группам рассказывают.
-Создание природы, которое не перестаёт нас удивлять. Здесь много деревьев, кустарников, цветов. А какой чистый воздух! Так легко дышится. Всюду слышны песни птиц, жужжание пчёл и шмелей. Летом поспевает много ягод, а после дождя полным-полно грибов. Красивы бесконечные просторы!
-Широко раскинулся зелёный океан лесов по территории Брянской области. Плещутся в этом океане белоствольные берёзки, тёмные ельники, сосновые боры. В них насчитывается 82 породы деревьев. А из кустарников растут орешник, бузина, малина, багульник, клюква.
- На опушках, лесных полянах, лесных просеках, в лесу растёт травянистых и цветковых растений. Лес - настоящая аптека! Вокруг много лекарственных трав. В лесной аптеке мы найдем лекарства от всех болезней. Тут на помощь приходят ландыш майский, наперстянка, валерьяна, тысячелистник, гвоздика, пастушья сумка, крапива двудомная, зверобой, земляника, черника и многие другие лекарственные растения. На территории Брянской области растет 240 редких видов растений и 100 - лекарственных.
- Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.
- В Брянской области нуждаются в охране следующие виды редких растений: Венерин башмачок, щитовник. ковыль перистый, гвоздика пышная, камнеломка, прострел и многие другие.
- А сколько грибов, ароматных ягод, орехов. Не пересчитать!
Звучит мелодия sms-ки.
Учитель:
- Ребята, старичок – лесовичок прислал ёщё одну sms-ку. А в ней задание.
— Послушайте отрывок из рассказа Ю. Дмитриева «Один художник решил нарисовать лес».
«Что такое лес? — размышлял он. — Конечно деревья!»
Нарисовал березы, ели сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот- вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
— Это не лес! — послышался голос старичка- лесовичка из угла картины. — Без цветов, без трав — не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
- Как вы думаете, почему засох лес? Кого еще должен был нарисовать художник? (Животных и птиц. С животными и птицами лес наполняется жизнью.)
— Оказывается, без птиц и животных лес жить не сможет.
— Назовите известных вам птиц, живущих в лесу, - от самых больших до самых маленьких. (Ответы учащихся.)
Звучит мелодия sms-ки.
Учитель:
Ой, ребята мне пришла sms-ка из леса от воробья «Новости леса!»
- Прочтём её?
Подготовленные ученики по группам рассказывают.
-Да! Да! Да! Лес без птиц - мёртвый лес. Разнообразен мир птиц. В лесах Брянской области насчитывается 89 видов пернатых. В 2014 году наша область стала лидером по числу учтённых видов. Наиболее распространенные птицы - сизые голуби, серые вороны, грачи скворцы, ласточки, воробьи. Только в брянских лесах обитают все известные виды дятлов: трёхпалый, черный, зеленый, вертишейка, седой, желна, белоспинный, сирийский, малый пёстрый дятел, средний пёстрый дятел и большой пёстрый дятел.
- 33 вида птиц, занесены в Красную книгу России, среди них – дальневосточный аист, черный журавль, дрофа, стрепет, степной лунь, серый журавль, беркут, скопа, филин, все виды сов и дятлов, дупель, сизоворонка, голубь клинтух, удод, поползень, пищуха, зимородок, пустельга, выпь.
-Назовите известных вам животных, живущих в лесу, - от самых больших до самых маленьких. (Ответы учащихся.)
Звучит мелодия sms-ки.
Учитель:
Ребята, пришла ещё одна sms-ка из леса от колючего ёжика «Полезная информация!»
Подготовленные ученики по группам рассказывают.
- Богат и разнообразен животный мир Брянской области. У самого края лесного болота можно встретить великана-лося. Во многих районах области встречается косуля. В труднопроходимом кустарнике и травянистых зарослях, около глухих речушек и лесных болот водятся дикие кабаны. В единичных экземплярах встречается крупный хищный зверь - бурый медведь. В лесах обитает самый опасный враг животноводства и охотничьего хозяйства - хищный зверь волк и другие животные. Богаты брянские леса и пушным зверем. Это лисицы, белки, заяц-беляк, бобры, выдры.
- Животный мир области обогащается и новыми видами благодаря акклиматизации ценных пушных зверей, завезённых в Брянскую область из других мест. Хорошо прижились в брянских лесах енотовидная собака, уссурийский енот и ондатра.
- На территории Брянской области обитает 41 вид животных, занесённых в Красную книгу РФ. Это речная выдра, бурый медведь, барсук, рысь, крапчатый суслик, европейский зубр, лесная соня и многие другие.
Учитель:
Дослушайте до конца рассказ о художнике
- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
— Нужны птицы, а еще кусты, ягоды и грибы, — не унимался лесовичок.
Дорисовал, но все равно лес стал чахнуть.
—Нарисуй жабу и ящерицу!
—Нет, — сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
— Вот это лес! — сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся в нем тысячи жителей. И все они и есть лес.
- Какую пользу для человека приносит лес?
- Леса задерживают в почве влагу, передвижение песков, не дают образовываться оврагам, очищают воздух.
- Леса дают сырьё для промышленности и сельского хозяйства. Без леса невозможно построить дом, не сделаешь бумагу, мыло, лаки, краски.
- Леса являются убежищем и кормовой базой для многих зверей и птиц. Лес - густые заросли, где можно надежно укрыться от врагов.
- Лес - это грибные поляны и душистая вкусная земляника, кладовая орехов.
-Лес – бережет реки.
Учитель:
- Вместе с сообщениями ёжик прислал вам интересную игру «Птицы, звери». (Названия зверей – дети топают, названия птиц – дети хлопают)
- Есть ли враги у леса? (Ответы учащихся.)
- Ой, ребята, мне пришла sms-ка из леса от всех зверей «SOS!»
Ребята в лесу костер зажгли,
Посидели и пошли.
А огонь не затушили.
« Сам погаснет»,- они решили.
Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке, стало.
До небес огонь поднялся
И за нами вслед погнался.
Гибнет лес, пропали звери –
Всех несчастий не измерить!
- Какой вред нанесли лесу ребята? (Ответ учащихся)
Информация учителя. (Слайды)
Главный враг леса — пожар. Огненная стихия уничтожает всё вокруг, а не созидает. Лесной пожар - это неуправляемое горение растительности, распространяющееся по лесной территории. 97 % лесных пожаров возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5-7 лет. Особенно опасен огонь в лесу при сухой погоде, когда от него не могут спастись даже крупные звери и птицы. Во время лесных пожаров нередко гибнут люди. Человек, приходящий в лес, должен чувствовать себя гостем и помнить о том, что останется после него.
В пожароопасный сезон(весна, лето, осень) 2014 года в Брянской области было 114 лесных пожаров на площади почти 250 гектаров,
В этом году пожароопасный сезон объявлен с 13 марта. Необычайно ранняя весна после практически бесснежной зимы стала причиной того, что уже в начале марта в области начались поджоги сухой травы, переходящие на лесные массивы. 19 марта 2015 года в нашей области введён особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима действует запрет на посещение гражданами лесной зоны, въезд в леса на автотранспорте. Нарушения требований будет наказываться штрафами. Действовать режим будет до снижения уровня пожарной опасности.
Ребята, в своей sms-ке звери и птицы попросили нарисовать информационные рисунки о бережном отношении к природе. Все свои работы мы отправим старичку-лесовичку MMS- сообщением и вы своим друзьям расскажите.
Работа в группах. (звучит музыка «Звуки леса»)
Выставка работ.
Работа в группах
Учитель:
- Выберите главные мысли из обращения М. М. Пришвина к будущим поколениям, т.е к нам.
-“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.
Учитель:
- Наше занятие заканчивается. Мы надеемся, что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в жизни, и вы более внимательнее будете относиться к окружающей природе, ведь она -наш дом, а о своём доме человек должен заботиться.
Продолжите фразу:
Рефлексия.
Игра “Можно - нельзя” (дети отвечают хором).
Литература
7.www.puteshestvie32.ru/content/priroda-bryanskoy-oblasti
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Брянский_лес
9.old.bryanskobl.ru/region/geography/animals
10.https://ru.wikipedia.org/wiki/Красная_книга_Брянской_области
© 2016, Глушенкова Ольга Михайловна 1277