СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лес - наш друг

Нажмите, чтобы узнать подробности

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 59» г. Брянска

Номинация «Методические разработки и сценарии « Мы любим лес!»

Методическая разработка « Лес – наш друг!»

Предмет: Внеурочная работа

Целевая аудитория: 2 класс.

Автор мероприятия: Глушенкова О. М.,

учитель начальных классов.

Брянск

2015

Тема: Лес - наш друг

Дата проведения: 21 марта Форма проведения: устный журнал.

Цель: формирование у детей бережного отношения к природе.

Задачи занятия: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека;

прививать интерес к изучению родного края;

воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней, культурное поведение;

формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Предметные УУД

-продолжить формирование бережного отношения к природе -развитие умений и навыков осуществлять свою деятельность в разных видах и формах; -

-стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания.

Личностные УУД:

-установить личностный смысл познавательной деятельности на данном мероприятии

- умение оценивать поступки людей;

Коммуникативные УУД

- умение слушать и вступать в диалог;

-умения сотрудничать с учителем и сверстниками

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Познавательные УУД:

-умение фиксировать проблему;

- Умение анализировать, доказывать свою точку зрения;

- умение свободно выражать своё мнение

-умение слушать и следить, воспринимать текст на слух

-умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

Подготовительная работа: плакаты, рисунки учащихся на тему; класс делю на группы (по желанию детей), слайдовая презентация,сообщение учащихся.

Ход занятия:

На фоне музыки «Звуки леса» учитель читает стихотворение

Есть просто храм.

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

- Ребята, о каком храме говорится в этом стихотворении? (ЛЕС) (слайды)

- Что такое лес? ( Лес - это одежда нашей земли. Лес - это чистый воздух. Лес - это дом для зверей и птиц).

- Предположите, о чём будем говорить на нашем занятии?

- О лесе

- Лес- это друг или враг человеку? (Ответы учащихся.)

- Назовите тему сегодняшнего занятия.

- Лес - наш друг! (Записываю на доске)

Учитель:

- Вот он лес

Приятно летом отдохнуть в тени деревьев. (Слайды)

Звучит мелодия sms-ки.

Ой, ребята мне пришла sms-ка из леса от старичка – лесовичка «Вести из леса!»

- Прочтём её?

Подготовленные ученики по группам рассказывают.

-Создание природы, которое не перестаёт нас удивлять. Здесь много деревьев, кустарников, цветов. А какой чистый воздух! Так легко дышится. Всюду слышны песни птиц, жужжание пчёл и шмелей. Летом поспевает много ягод, а после дождя полным-полно грибов. Красивы бесконечные просторы!

-Широко раскинулся зелёный океан лесов по территории Брянской области. Плещутся в этом океане белоствольные берёзки, тёмные ельники, сосновые боры. В них насчитывается 82 породы деревьев. А из кустарников растут орешник, бузина, малина, багульник, клюква.

- На опушках, лесных полянах, лесных просеках, в лесу растёт травянистых и цветковых растений. Лес - настоящая аптека! Вокруг много лекарственных трав. В лесной аптеке мы найдем лекарства от всех болезней. Тут на помощь приходят ландыш майский, наперстянка, валерьяна, тысячелистник, гвоздика, пастушья сумка, крапива двудомная, зверобой, земляника, черника и многие другие лекарственные растения. На территории Брянской области растет 240 редких видов растений и 100 - лекарственных.

- Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.

- В Брянской области нуждаются в охране следующие виды редких растений: Венерин башмачок, щитовник. ковыль перистый, гвоздика пышная, камнеломка, прострел и многие другие.

- А сколько грибов, ароматных ягод, орехов. Не пересчитать!

Звучит мелодия sms-ки.

Учитель:

- Ребята, старичок – лесовичок прислал ёщё одну sms-ку. А в ней задание.

— Послушайте отрывок из рассказа Ю. Дмитриева «Один художник решил на­рисовать лес».

«Что такое лес? — размышлял он. — Конечно деревья!»

Нарисовал березы, ели сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот- вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

— Это не лес! — послышался голос старичка- лесовичка из угла картины. — Без цветов, без трав — не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- Как вы думаете, почему засох лес? Ко­го еще должен был нарисовать художник? (Животных и птиц. С животными и птицами лес наполняется жизнью.)

— Оказывается, без птиц и животных лес жить не сможет.

— Назовите известных вам птиц, живущих в лесу, - от самых больших до самых маленьких. (Ответы учащихся.)

Звучит мелодия sms-ки.

Учитель:

Ой, ребята мне пришла sms-ка из леса от воробья «Новости леса!»

- Прочтём её?

Подготовленные ученики по группам рассказывают.

-Да! Да! Да! Лес без птиц - мёртвый лес. Разнообразен мир птиц. В лесах Брянской области насчитывается 89 видов пернатых. В 2014 году наша область стала лидером по числу учтённых видов. Наиболее распространенные птицы - сизые голуби, серые вороны, грачи скворцы, ласточки, воробьи. Только в брянских лесах обитают все известные виды дятлов: трёхпалый, черный, зеленый, вертишейка, седой, желна, белоспинный, сирийский, малый пёстрый дятел, средний пёстрый дятел и большой пёстрый дятел.

- 33 вида птиц, занесены в Красную книгу России, среди них – дальневосточный аист, черный журавль, дрофа, стрепет, степной лунь, серый журавль, беркут, скопа, филин, все виды сов и дятлов, дупель, сизоворонка, голубь клинтух, удод, поползень, пищуха, зимородок, пустельга, выпь.

-Назовите известных вам живот­ных, живущих в лесу, - от самых больших до самых маленьких. (Ответы учащихся.)

Звучит мелодия sms-ки.

Учитель:

Ребята, пришла ещё одна sms-ка из леса от колючего ёжика «Полезная информация!»

Подготовленные ученики по группам рассказывают.

- Богат и разнообразен животный мир Брянской области. У самого края лесного болота можно встретить великана-лося. Во многих районах области встречается косуля. В труднопроходимом кустарнике и травянистых зарослях, около глухих речушек и лесных болот водятся дикие кабаны. В единичных экземплярах встречается крупный хищный зверь - бурый медведь. В лесах обитает самый опасный враг животноводства и охотничьего хозяйства - хищный зверь волк и другие животные. Богаты брянские леса и пушным зверем. Это лисицы, белки, заяц-беляк, бобры, выдры.

- Животный мир области обогащается и новыми видами благодаря акклиматизации ценных пушных зверей, завезённых в Брянскую область из других мест. Хорошо прижились в брянских лесах енотовидная собака, уссурийский енот и ондатра.

- На территории Брянской области обитает 41 вид животных, занесённых в Красную книгу РФ. Это речная выдра, бурый медведь, барсук, рысь, крапчатый суслик, европейский зубр, лесная соня и многие другие.

Учитель:

Дослушайте до конца рассказ о художнике

- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они обле­пили все деревья.

— Нужны птицы, а еще кусты, ягоды и гри­бы, — не унимался лесовичок.

Дорисовал, но все равно лес стал чахнуть.

—Нарисуй жабу и ящерицу!

—Нет, — сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.

Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

— Вот это лес! — сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кус­том или деревом. Ведь прячутся в нем тысячи жителей. И все они и есть лес.

- Какую пользу для человека приносит лес?

- Леса задерживают в почве влагу, передвижение песков, не дают образовываться оврагам, очищают воздух.

- Леса дают сырьё для промышленности и сельского хозяйства. Без леса невозможно построить дом, не сделаешь бумагу, мыло, лаки, краски.

- Леса являются убежищем и кормовой базой для многих зверей и птиц. Лес - густые заросли, где можно надежно укрыться от врагов.

- Лес - это грибные поляны и душистая вкусная земляника, кладовая орехов.

-Лес – бережет реки.

Учитель:

- Вместе с сообщениями ёжик прислал вам интересную игру «Птицы, звери». (Названия зверей – дети топают, названия птиц – дети хлопают)

- Есть ли враги у леса? (Ответы учащихся.)

- Ой, ребята, мне пришла sms-ка из леса от всех зверей «SOS

Ребята в лесу костер зажгли,

Посидели и пошли.

А огонь не затушили.

« Сам погаснет»,- они решили.

Ветром пламя разметало,

И вокруг, как в печке, стало.

До небес огонь поднялся

И за нами вслед погнался.

Гибнет лес, пропали звери –

Всех несчастий не измерить!

- Какой вред нанесли лесу ребята? (Ответ учащихся)

Информация учителя. (Слайды)

Главный враг леса — пожар. Огненная стихия уничтожает всё вокруг, а не созидает. Лесной пожар - это неуправляемое горение растительности, распространяющееся по лесной территории. 97 % лесных пожаров возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5-7 лет. Особенно опасен огонь в лесу при сухой погоде, когда от него не могут спастись даже крупные звери и птицы. Во время лесных пожаров нередко гибнут люди. Человек, приходящий в лес, должен чувствовать себя гостем и помнить о том, что останется после него.

В пожароопасный сезон(весна, лето, осень) 2014 года в Брянской области было 114 лесных пожаров на площади почти 250 гектаров,

В этом году пожароопасный сезон объявлен с 13 марта. Необычайно ранняя весна после практически бесснежной зимы стала причиной того, что уже в начале марта в области начались поджоги сухой травы, переходящие на лесные массивы. 19 марта 2015 года в нашей области введён особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима действует запрет на посещение гражданами лесной зоны, въезд в леса на автотранспорте. Нарушения требований будет наказываться штрафами. Действовать режим будет до снижения уровня пожарной опасности.

Ребята, в своей sms-ке звери и птицы попросили нарисовать информационные рисунки о бережном отношении к природе. Все свои работы мы отправим старичку-лесовичку MMS- сообщением и вы своим друзьям расскажите.

Работа в группах. (звучит музыка «Звуки леса»)

Выставка работ.

Работа в группах

Учитель:

- Выберите главные мысли из обращения М. М. Пришвина к будущим поколениям, т.е к нам.

-“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.

Учитель:

- Наше занятие заканчивается. Мы надеемся, что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в жизни, и вы более внимательнее будете относиться к окружающей природе, ведь она -наш дом, а о своём доме человек должен заботиться.

Продолжите фразу:

  • 1. Я узнал…
  • 2. Было интересно…
  • 3. Было трудно…
  • 4. Больше всего мне понравилось…
  • 5. Я понял, что…

Рефлексия.

Игра “Можно - нельзя” (дети отвечают хором).

  • Ломать деревья и ветки (нельзя)
  • Сажать больше деревьев (можно)
  • Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
  • Ходить только по тропинкам (можно)
  • Рвать большие букеты цветов (нельзя)
  • Любоваться ими (можно)
  • Оставлять мусор в лесу (нельзя)
  • Собрать мусор в яму и закопать (можно)
  • Разжигать костры в лесу (нельзя)
  • Беречь лес от пожара (можно)
  • В лесу шуметь (нельзя)

Литература

  1. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
  2. Жиренко О.Е. и др.. Внеклассные мероприятия 3-е изд., перераб. и доп. – Москва «Вако», 2007.-256 с.
  3. Брянские леса - России краса. Сборник. Москва ИД «Прибой», 1998 -368 с.
  4. С. А. Филиппова «Лес – природное сообщество»// Начальная школа 2013 №2 с.38-39
  5. bryanskleshoz.ru
  6. 32.mchs.gov.ru

7.www.puteshestvie32.ru/content/priroda-bryanskoy-oblasti

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Брянский_лес

9.old.bryanskobl.ru/region/geography/animals

10.https://ru.wikipedia.org/wiki/Красная_книга_Брянской_области

23.03.2016 14:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!