СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности ПДО (на примере МБОУ ДОД ЦРТД и Ю)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности ПДО (на примере МБОУ ДОД ЦРТД и Ю)

Гремченко П.И. Зам. директора по НМР ЦРТДиЮ Версия -2009

В процессе развития ребенка можно условно выделить две основные линии – социализацию и индивидуализацию. Социализация способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре, развитию у них социально значимых качеств. Вторая линия – индивидуализация связана со становлением и проявлением индивидуальности ребенка, его внутреннего мира. А значит: 1. Что такое личностно-ориентированный подход? 2. Из каких компонентов он состоит? 3. Как организовать личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком?

1. Личностно-ориентированный подход – это методическая ориентация в педагогической деятельности способна обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Во-первых, личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ними государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает усилия для развития в каждом ребенке уникальных личностных качеств, что очень хорошо используется в системе дополнительного образования. В-третьих, применение этого подхода предполагает совсем иные отношения между ребенком и педагогом. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести: - индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы; - личность – постоянно изменяющееся качество ребенка; - самовыражение – процесс и результат развития качеств и способностей ребенка; - выбор – когда ребенок выбирает что-то для своего проявления, ведь без принципа выбора невозможно развитие индивидуальности; - педагогическая поддержка – когда педагог оказывает оперативную, индивидуальную помощь ребенку, связанную с физическим и психическим здоровьем, жизненным и профессиональным самоопределением. Поэтому, если педагог строит свою деятельность в структуре личностно-ориентированного подхода к ребенку, то учебные занятия и воспитательные мероприятия, будут более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка. 2.1. Какие существуют характерные черты личностно-ориентированной деятельности в системе дополнительного образования. 1. Педагогу необходимо для себя выявить, на каких занятиях он будет использовать личностно-ориентированную деятельность. 2. Выявить и использовать возможности создания ситуации индивидуального и коллективного выбора в образовательном процессе. 3. Каждый педагог может и должен разработать схему педагогического анализа и самоанализа личностно-ориентированного занятия. В чем заключается замысел личностно-ориентированного занятия, а он заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие личности. Его осуществление возможно только в том случае, если педагог в качестве целевых ориентиров учебного занятия будет: А). Формировать у воспитанников систему научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности; Б). оказание помощи ребенку в поиске и обретения своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, а также развития его познавательных интересов; В). оказание помощи ребенку в формировании исполнительных умений и навыков самопознания; Г). педагог должен верить в возможность каждого ребенка, поддерживать его стремление проявить и развить свои способности, что является главной задачей системы дополнительного образования; Д). педагог организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение и знакомство с любой темой образовательной программы происходило путем актуализации и обогащения опыта учащихся; Е). ребенок должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на занятиях и способов их выполнения; Ж). Очень важно для педагога использовать на занятиях задания не только репродуктивного, но и творческого характера, что очень важно для детей и педагогов. Содержание – личностно-ориентированного занятия в творческом объединении дополнительного образования, избирается в соответствии с образовательной программой. К сожалению, педагог не всегда может найти в различных пособиях учебный материал, который является адекватным принципом личностно-ориентированного подхода. Чаще всего педагогу приходится вносить коррективы в содержание учебного материала, чтобы оно в большей мере соответствовало замыслу занятий личностно- ориентированного направления. Для организации такого учебного занятия необходимо обязательно будет включить несколько моментов; а именно: - проектировать учебное занятие с учетом личностных особенностей школьников; - применять такие педагогические приемы, которые обогащают личностные особенности детей; - использование разнообразных форм общения, особенно - диалог; - необходимо на каждом занятии создавать ситуацию успеха; - проявление доверия и толерантности в учебных занятиях; - использование педагогом и ребенком таких речевых оборотов как: «я полагала, что «по моему мнению…», «я думаю…» и т.д. 2.2. В чем же заключается актуальность личностно-ориентированного подхода в учебной деятельности детей в системе дополнительного образования?

Во-первых, без опоры на уже сформированные знания, умения и навыки воспитанников, без проявления ими своих качеств, трудно представить будет личностно-ориентированное занятие и возможность достижения его живых ориентиров. Ведь под актуализацией опыта учащихся, мы понимаем совокупность действий педагога осознанному восприятию ребенком нового материала. Во-вторых, помогать установлению в сознании ребенка, прочных знаний между ранее накопленных и новым опытом познавательной и практической деятельностью, включить в процесс работы на занятии т/о механизм самостоятельности ребенка, что чаще всего хорошо используется такая форма работы педагога в системе дополнительного образования. Очень важно при этом, педагогам дополнительного образования, соблюдать педагогические условия: 1. Если педагог привык строить свою педагогическую деятельность в контексте традиционного занятия, организация которого чаще всего не предполагает создания ситуации актуализации, и он не убежден в целесообразности моделирования и построения такой ситуации, то вряд ли данный педагог сможет эффективно использовать этот технологический прием. А поэтому требуется проведение методических семинаров, работа в методических объединениях, проведение открытых занятий, где педагогом будут знакомиться с технологическими аспектами применения в учебно-воспитательном процессе новых приемов лично-ориентированной деятельности. 2. Очень важны знания педагогом групповых и индивидуальных особенностей обучающихся т/о. Педагогу необходимо формировать у детей межпредметные связи, которые служили опорой при моделировании и построении ситуации актуализации опыта учеников. 3. Готовность ребенка оперативно и умело применять свой опыт в познавательной и практической деятельности. Результативность развития этих качеств повышается тогда, когда педагог помогает ребенку овладеть умением систематизировать свой опыт, накопленный в процессе обучения. 4. Умение педагога сформировать в учебном сообществе детей психологический климат, если ребенок чувствует себя, в т/о комфортно и защищено, то все происходящее на занятии вызывают у него положительные эмоции и интерес. 5. Педагог дополнительного образования должен владеть большим аспектом приемов и методов и умело их применять в зависимости от содержания и способов организации учебного занятия, знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики конкретной учебной ситуации. Актуализация опыта ученика – это не помощь, а лишь одно из условий обеспечения, развивающего влияния процесса обучения на личность ребенка. Данную ситуацию можно создавать на занятии только тогда, когда она служит начальным звеном в цепочке учебного занятия. Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ребенка в процессе обучения. Является создание на занятиях ситуации выбора, предлагая ребенку совершить осознанный и желаемый выбор, свобода выбора жизненного пути, т.е. дать возможность ребенку избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности, что является важнейшим условием в работе ПДО. Данная ситуация выбора создается педагогом не ради использования на занятиях как одного из элементов личностно-ориентированного обучения, а с определенной целью, и педагог сам определит эту цель – на каком этапе занятия, какого содержания использовать ситуацию выбора и когда она будет целесообразной и эффективной в пользу личности ребенка. Уважаемые коллеги! Ребенок должен быть уверен, что он имеет право и на неудачу, а педагог должен корректно объяснить причину неудачи, и обязательно заметить то, что делалось ребенком правильно. 2.3. В чем же заключается педагогический анализ личностно-ориентированного занятия? Педагогический анализ – это не только подведение итогов прошедшего занятия, но и важное условие успешной работы педагога в будущем. Во-первых, педагог обязательно должен проанализировать сам хотя бы для себя, смог ли я обеспечить мотивационную готовность и положительный настрой учащихся к работе на занятии? Какие педагогические приемы для этого были использованы. Во-вторых, является ли учебный материал адекватным требованием образовательной программы – цели, задачи и идеи занятия? В-третьих, насколько изучаемый материал является интересным, значимым для ребят. 4. Смог ли я в процессе занятия выявить наиболее важное и характерное, смог ли сформировать эмоционально-болевую сферу ценностных отношений и творческих способностей ребенка. 5. Были ли созданы условия для проявления самостоятельности ребят? Создавалась ли на занятии ситуация успеха для каждого ребенка.

3. В чем заключается личностно-ориентированный подход в процессе воспитания?

1. Внутренняя и внешняя среда нашего Центра должна превратиться в пространство для самореализации и самовыражения природных и социально приобретенных способностей детей. Основным видом деятельности учреждения является образование и воспитание личности, которое базируется на основе научно обоснованной концепции современного личностно-ориентированного образования. В личности изначально заложено стремление к саморазвитию. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать свои возможности, создать условия для их оптимального развития, привести в действие механизмы, стимулирующие это саморазвитие.

Ребенок в Центре, каким мы его себе представляем?

1. Самоопределение. Кто я? - знакомство ребенка с Центром - участие в образовательных программах. 2. Самоопределение. Что я хочу? - Дети выбирают друзей. - Свободный выбор творчества, программ. - Саморазвитие ребенка.

II. Развивающая образовательная среда 3. Самоорганизация? Что я буду делать? - свобода выбора объединения - выбор педагога. – Выбор видов участия, тематика обучения.

4. Самореализация. Как я это делаю? Направления: -научно-исследовательское, -эколого-биологическое, -гуманитарное, физико-математическое, -историко-краеведческое, -правовое и граждановедческое, -спортивно-техническое, -туристско-краеведческое, -художественно-эстетическое, -спортивно-массовое, -социально-педагогическое.

5. Самореализация. Как я этим овладел? -результаты творческой и исследовательской деятельности, творческие отчеты, конференции, олимпиады.

6. Самообразование и самовоспитание. - выпускники ЦРТДиЮ – ВУЗы страны. - Средние специальные учреждения.

Чтобы эффективность развития и саморазвития ребенка в Центре была максимальной, целенаправленной, взаимодействие педагогов с ребенком должно осуществляться системно. Важнейшее условие преобразований – изменений традиционного педагогического мировоззрения. Создание таких условий, чтобы активно принимать, а не отталкивать обучающее и воспитывающее воздействие, саморазвитие самого педагога.

I. Самопознание: - аттестация - самообразование - психолого-педагогическая диагностика. Что я могу? 2. Самоопределение: - планирование учебного процесса - работа в методических объединениях.

3. Самоорганизация -повышение педагогического мастерства -школа профессионального мастерства. Мое участие. -организация инновационной и экспериментальной работы по своему направлению Как я это делаю?

4. Самореализация педагога: -участие в научных конференциях. Я и мои дети. -участие в семинарах, педсоветах, форумах. -работа педагога с детьми по освоению творческой и экспериментальной деятельности своего направления. -участие в педагогических проектах, конкурсах. -работа с родителями. -педагогическая поддержка.

5. Результативность работы педагога: - обобщение творческого опыта. - Творческие опыты, выступления. - Работа в СМИ.

Строя общецентровскую систему воспитания, необходимо прилагать все усилия, чтобы предоставить возможность каждому ребенку Центра для его самовыражения в познавательной, коммуникативной, игровой,эстетической деятельности, занятиях техническим спортом и физической культурой. Для этого важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Многолетний опыт показывает, что в системе дополнительного образования в начальных классах ( на I ступени обучения) доминирует познавательная деятельность, дети этого возраста с удовольствием познаются в игре, легко воспринимают обряды и обычаи, традиции своего народа, они с удовольствием занимаются эстетическими видами деятельности – рисуют, поют, легко занимаются прикладным творчеством, и это все есть в нашем Центре, а педагогам, которые работают с детьми начальных классов, необходимо знать детскую психологию и технологию личностно-ориентированной деятельности в воспитании детей. На II ступени образования необходимо ставить задачу и использовать все возможности коллективной творческой деятельности, позволяющие выяснить личную значимость проведенной деятельности для каждого воспитанника, эффективность ее влияния на проявление и развитие его индивидуальности. На III ступени (9-11 кл.) доминирующим видом являются учебно-профессиональная деятельность, которая играет роль системообразующего фактора. Участие школьников в этой деятельности не только способствует обогащению их представлений об окружающем социальном и природном мире, но и содействует профессионально-личностному самоопределению. В связи с этим очень важно, чтобы в нашем Центре было организовано свое центровское научное общество, которое объединяло бы всех старшеклассников, стремящихся пополнить арсенал своих знаний, умений и навыков в определенной области науки и культуры, развить свои интелектуальные способности и приобщиться к научному поиску. Многие педагоги Центра приобщают своих воспитанников к интеллектуально-поисковой деятельности, принимая участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах, чтениях по направлениям Центра – экологическому, химическому, биологическому, литературному, немецкому языку, школа –студия «Дизайн», туристическому, астрономическому и краеведению, журналистике, граждановедению. Каждый человек Центра может воспользоваться правом выбора пространства для интеллектуального самовыражения – от кружка Центра до федерального уровня. И лучшие воспитанники нашего Центра, используя это право, становятся лауреатами и дипломантами региональных, областных конкурсов, конференций и олимпиад. В этом году в Н.П.К. приняло участие 56 воспитанников. Из них: Лауреатов – 16 чел., I степени – 7 чел., II степени – 10 чел., III степени – 2 чел. Педагоги: 1. Романов А.Г. 2. Божева И.М. 3. Карпова Е.Д. 4. Барминова Е.И. 5. Якурин В.А. 6. Верховод Э.А. 7. Петрик О.Л. 8. Серова Н.А. 9. Дрожжа Л.В.

Если проанализировать победителей Центра городских, областных, всероссийских конкурсов, олимпиад и соревнований, то это выглядит так: 1. Школа искусств -рук. Денисов В.С. Участников – 63 чел., победителей – 18 чел. 2. Школа-студия «Дизайн» -рук. Романов А.Г. Участников - чел., победителей -. 3. МО биологического направления -рук. Малявкина М.И. Участников – 454 чел., победителей – 59 чел. 4. Спортивно-массовый отдел -рук. Логинова Н.А. Участников – 28 чел., победителей – 18 чел. 5. Эколого-краеведческое направление -рук. Перевозчикова Л.Г. Участников - 220 чел., победителей -25 чел. 6. Художественно-эстетическое направление -рук. Шепелева Н.В. Участников – 232 чел., победителей – 93 чел. 7. Спортивно-технический отдел -рук. Шпенев В.А. Участников – 112 чел, победителей – 75 чел. Многообразие видов деятельности Центра обуславливает разнообразие видов диагностики. Большинство педагогов отдает предпочтение тем, которое отражает специфику деятельности нашего учреждения: конкурсы, конкурсы творческих работ, выставки, концертные выступления, спектакли, соревнования, фестивали, развивающие и познавательные игры. Эти виды диагностики особенно важны, так как помимо информации о накопленных знаниях включают в себя эмоционально-нравственный опыт участников образовательного процесса. Образовательные потребности детей изучаются в ходе анкетных опросов. По результатам одного из опросов детей Центра основными мотивами посещения творческих объединений Центра являются: (см. диаграмму № 1). 1. Мотивация учащихся к занятиям (из 100% опрошенных) - заставляют родители – 0% опрошенных, иду сам - получаю новые знания -93% опрошенных - интересные педагоги – 90% опрошенных - преодоление моих недостатков -88% опрош. - любимое и интересное дело -86% опрош. - подготовка к профессии -73% опрошенных - общение с друзьями – 83% опрош. - развитие моих творческих способностей – 70% опрош. 2. Удовлетворенность занятиями (из 100% опрошенных) - очень нравятся занятия -89% опрош. - частично нравятся -11% опрош. - не нравятся -0%

3. Удовлетворенность педагогом ( из 10% опрошен) - полностью удовлетворен -87% опрош. - частично удовлетворен -13% опрошен. - не удовлетворен -0% опрош.

4.Удовлетворенность психологическим климатом в т/о (из 100% опрошенных) - полностью удовлетворен -97% опрош. - частично удовлетворен -3% опрош. Таким образом можно сделать вывод, что учащиеся Центра (опрошенные) отличают достаточно высокую степень удовлетворенности системой дополнительного образования, что наряду с общей тенденцией ежегодного увеличения числа учащихся и дает основания на то, что в будущем образовательные услуги Центра будут востребованы, не востребованы будут те направления, которые диктует сегоднящнее время, по старинке шить нам не приходится, и это не должно быть в наше время. Тенденция на преобладание детей с положительной мотивацией к познавательной деятельности прослеживается в отделах Центра, а также это свидетельствует об умении педагогов заинтересовать детей своим предметом.

4. Какой должна быть образовательная программа как модель личностно-ориентированной системы обучения и воспитания? Избирая курс на создание в Центре личностно-ориентированной системы обучения и воспитания потребуется не 1 или 2 года, а гораздо больше. Для этого нужна образовательная программа Центра в качестве модели личностно-ориентированной системы образования и воспитания. Образовательная программа – это документ, в котором представлены целевые ориентиры, принципы, содержание и механизм ее функционирования и дальнейшего развития. В нашем Центре такая программа существует, в которой отражены:

1. Краткие сведения о составе и структуре учреждения дополнительного образования, основные достижения и проблемы. К числу положительных сторон образовательного учреждения следует отнести систему подготовки педагогов и наличие эффективной методической поддержки в совершенствовании образовательной деятельности (семинары в Центре, городе, области), благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе. Наблюдается рост удовлетворенности воспитанников жизнедеятельностью Центра, более эффективным стал процесс содействия развитию личности обучающихся, формированию их познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и спортивно-технического потенциалов. А к числу основных проблем Центра можно отнести: А). Слабо учитываются в процессе обучения и воспитания индивидуальные особенности детей (показатель – мало ПДО готовят детей к конференциям, олимпиадам, конкурсам…). Б). Не создана эффективная психолого-педагогическая поддержка воспитанников Центра к самоутверждению, самореализации и самостоятельному решению проблем своей жизнедеятельности. В). Не разработана технология мониторинга за изменениями в развитии личности ребенка, что должно быть в каждом кружке, секции, клубе, этим должен заниматься психолог ЦРТДиЮ. 4. Учебный план и его принципы личности – ориентированной деятельности. - Учебный план должен составлен и составляется на основе концепции содержания непрерывного образования по ступеням. (см. лист структуры непрерывного дополнительного образования). (см. лист гистограммы учебного плана Центра). - Вывод: При составлении и отборе содержания образования необходимо учитывать след. Дидактические принципы: - гуманизация непрерывности и поступательности, дифференциации, интеграции с другими учебными предметами, и обязательно связь с общеобразовательными школами в плане дополнения по образовательным областям – ведь мы учреждение дополнительного образования и воспитания, и наш учебный план должен способствовать интеллектуальному, духовно-нравственному, физическому развитию ребенка, формированию умений и навыков познания и преобразования самих себя и окружающей действительности. 4. Роль образовательных программ в личностно-ориентированной деятельности педагогов Центра. 5. Образовательная программа педагога – это основной документ развития и саморазвития ребенка. И важнейшим условием преобразований в Центре – это должно произойти изменение традиционного педагогического мировоззрения, создание таких условий, чтобы активно принимать, а не отталкивать обучающее и воспитывающее воздействие саморазвитие самого педагога. В зависимости от набора детей педагоги корректируют свои образовательные программы, методы и формы обучения для детей различных уровней развития по разным интересам. Образовательные программы отличаются вариативностью как по вещам деятельности, так и по уровню сложности и срокам реализации. При составлении образовательной программы педагог должен планировать предполагаемый результат своей деятельности, определять результативность каждого ребенка и коллектива в целом. 6. Программное обеспечение образовательного процесса Центра выглядит таким образом:

Категория: Завучу
12.04.2017 00:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!