СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция для 10-го класса. Джаз танец (Jazz dance)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии, ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.

Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили, начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.

Родина джаза и пышной джаз-культуры город Новый Орлеан, непохожий ни на какой другой в Северной Америке. Здесь до сих пор сохранилась атмосфера богатства и праздности, которую разбавляют и дополняют французское изящество, креольская, афроамериканская, карибская, ирландская, гаитянская, немецкая и вьетнамская культуры. Всё это делает Новый Орлеан чем-то большим, чем просто сумма частей. Термином «новоорлеанский», или «традиционный», джаз обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами, а также новоорлеанскими музыкантами, которые играли в Чикаго и записывали пластинки, начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 20-х годов. Этот период джазовой истории также известен, как «Эпоха джаза». И это понятие также используется для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения, стремившимися исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школы.

Джазовый танец представляет собой классификацию, включающую в себя широкий диапазон танцевальных стилей. До середины 1950–х годов джазовый танец относился к танцевальным стилям, которые произошли из Афро-американского коренного танца конца 19 века — середины 20 века. Джазовый танец часто относили к чечетке, потому что чечетка под джазовую музыку была одним из господствующих танцев той эпохи. Чечётка — разновидность танца, характерной особенностью которой является ритмическая ударная работа ног (от цыганского «чячё» — «да»; слово которое часто выкрикивают во время исполнения чечётки). Другое название — степ (от английского step dance, от step — «шаг»; в самом английском языке этот термин включает любые танцы с упором на работу ног, а для чечётки используется tap dance, от tap — «стучать», «лёгкий стук»). Как правило, чечётка исполняется в специальной обуви, подбитой металлическими пластинами. Впрочем, эти металлические пластины — завоевание нового времени. Основатели жанра (Билл Робинсон, Сэмми Дэвис-младший, братья Николас и др.) ими не пользовались, полагаясь на твёрдые подошвы туфель и дубовый пол.

Чечётка происходит из смешения различных культур, прежде всего ирландского танца и афроамериканских танцевальных традиций. Особенно популярна она стала в США, где сплавилось множество культурных традиций, и на рубеже XIX—XX веков появился новый танец. В 1930—1940-х годах степ приобрёл огромную популярность, благодаря голливудским музыкальным картинам. Фред Астер, Пол Дрейпр, Рей Болджер внесли в чечётку элементы современных танцев и движения из классического балета, разнообразив и обогатив эстетику танца. Естественным образом мода на джаз популяризовала чечётку, придав ей новый образ и более сложную ритмическую и мелодическую основу. В 1970-е годы интерес к степу возродился вновь, благодаря тому, что в США были восстановлены старые мюзиклы, начали вновь открываться танцевальные школы. Одним из популярнейших в мире коллективов, которые исполняют разновидность ирландского степа (ирландский hard shoe), является группа «Riverdance». В конце ХХ — начале ХХI вв. центром этого танца вновь оказываются США, где работают Грегори Хайнс, Сэвион Гловер, Джейсон Сэмюэлс-Смит и др. Заявило о себе степ-шоу «Tap Dogs», попытавшееся при помощи степ-танца передать ритмику современного индустриального города. В СССР танец не пользовался официальным признанием, но чечётка присутствует в фильмах: «Карнавальная ночь», «Зимний вечер в Гаграх», «Мы из джаза». Несмотря на недостаточную популярность танца в СССР, известностью пользовались советские исполнители чечётки братья Гусаковы. На постсоветском пространстве степ активно развивается. Известны московские чечёточники Константин Невретдинов (исполнитель степа на руках), Владимир Кирсанов, Олег Федоткин и др., одесситы Алексей Гилко, Сергей Остапенко, Александр Останин, Игорь Белов и др.

Развиваясь со временем джазовый танец, породил разнообразие социальных и концертных танцевальных стилей. Позднее, в течение века джаза популярные формы джаза включали в себя Кекуок, Black Bottom, Чарльстон, Джиттербаг, Буги-Вуги, Линди хоп. Кекуо́к, или кэк-уок, кейкуок, кэкуок, кек-уок, кэк-уок (от английского cakewalk - «прогулка с пирогом») — негритянский танец под аккомпанемент банджо, гитары или мандолины с характерными для рэгтайма ритмическими рисунками: синкопированным ритмом и краткими неожиданными паузами на сильных долях такта. Ритм кейкуока близок к регтайму, имеет характерные острые синкопы. Музыкальный размер — 2/4, исполняется в темпе быстрого марша.

Предшественник рэгтайма и, соответственно, джаза. Был популярен в 1890—1910 гг. На эстраде получила распространение кафешантанная форма кекуока, близкая по характеру к канкану. Стал предком джайва. Название танца было связано с первоначальным обычаем награждать лучших танцоров пирогом, а также с позой танцовщиков, как бы предлагающих блюдо. В России фигурирует с 1902 года.

К кекуоку обращались Дебюсси (кекуок из «Детского уголка», «Генерал Левинь-эксцентрик»), Стравинский (в балете-пантомиме «История солдата»). Black bottom - эта разновидность «вибрирующего» джазового танца появилась в конце XIX века в США, предположительно в г. Атланта штата Джорджия. Танец распространился по долине реки Миссисипи и долгое время существовал там в среде чернокожих танцоров. Что касается странного наименования, – «Чёрное Дно», – то оно произошло от названия одноимённого бедняцкого района, населённого афроамериканцами. Кое-кто считает, что танец назвали так из-за того, что в нем присутствуют элементы непристойности. Однако это, скорее всего, было придумано в 1920-е годы его противниками. Бальный вариант танца Блек-Ботом был продемонстрирован на театральной сцене в Новом Орлеане в 1919 году. Однако в танцевальные залы он смог войти лишь на волне популярности Чарльстона. Произошло это в 1926 голу после выхода в свет одного из бродвейских мюзиклов. В хореографическом смысле это был Фокстрот, включавший также некоторые движения Чарльстона. Музыка имела окраску Рэгтайма и исполнялась в умеренном темпе, с синкопой на третьей четверти. Ярким иллюстрирующим примером является фортепианная пьеса Джелли Ролла Мортона «Black Bottom Stomp». В конце 1920-х годов Чарльстон и Блэк-Боттом уже надоели публике. Им на смену пришли зажигательные кубинские танцы. Но если к Чарльстону интерес публики ещё возвращался в 1940-х и 1960-х годах, то ритмы и движения Блэк-Боттома оказались забыты окончательно.

Чарльсто́н — танец, названный в честь города Чарльстон в Южной Каролине. Ритм получил распространение в мейнстримной музыке США после премьеры на Бродвее шоу под названием «Runnin' Wild», в которой дебютировала песня «Чарльстон», написанная Джеймсом П. Джонсоном и немедленно ставшая хитом. Чарльстон стал популярным танцевальным сумасшествием в широких интернациональных кругах американского общества 1920-х, несмотря на своё афроамериканское происхождение. Танец чаще всего ассоциируется с флапперами и спикизи. В те времена эти девушки танцевали вместе и поодиночке, подчёркивая этим своё презрение к так называемым «сухарям» (людям, которые поддерживали сухой закон). Чарльстон в те времена считался провокативным аморальным танцем. Чарльстон — один из прародителей линди хопа, который появился в 1930-х (переходной формой между ними считается Брейкавей). В 1930-х и 40-х годах получает распространение немного отличающаяся форма чарльстона, которая тяготеет к линди хопу. В этой поздней форме чарльстона ритм хот-джаза 1920-х был приспособлен под музыку свинга 30-40-х годов. Танцевальный стиль чарльстон имеет несколько распространённых названий, наиболее часто употребляются «Линди чарльстон», «Савой чарльстон», «Чарльстон 30-х и 40-х», «Свингинг чарльстон». Базовый шаг состоит из восьми счетов и танцуется вдвоём с партнёром или в одиночку.

Джиттербаг (от английского jitter — трястись, bug — неврастеник, паникёр; возбуждённый жук) — популярный в 1930-50-е годы танец, характеризующийся быстрыми, резкими движениями, похожий на буги-вуги и рок-н-ролл. Относится к группе свинговых танцев наряду с линди-хопом и джайвом. Свинг — группа танцев, развившихся во время «эпохи свинга» (поздние 1920-е — 1940-е), а также современные танцы, произошедшие от них. Исторически свинг категоризуется в афроамериканской народной танцевальной традиции, хотя есть некоторые исключения, которые были распространены среди белых. Почти все формы свинга характеризуются синкопированным (укороченным) ритмом, характерным для афроамериканской и западно-африканской музыки и танца и с джазовыми танцами эпохи джаза (с конца XIX века до 1940-х годов). Большинство разновидностей свинга развивались вместе с музыкальным жанром «свинг», хотя многие из этих стилей и их производные сейчас танцуются под современную музыку. В наше время свинг распространён во многих развитых западных и азиатских странах, хотя в каждом городе и стране по-разному популярны те или иные танцы, их культура и «подходящая» под них музыка.

Буги-вуги — социальный танец, появившийся в Европе во второй половине 1940-х на основе линди хопа. Относится к свинговым танцам, исполняется под рок-н-ролл и рокабилли. Наиболее близки к буги-вуги танцевальные стили линди хоп и имеющий распространение в США East Coast Swing. Название данного танца произошло от одноимённого музыкального стиля, так как он возник в период популярности музыки буги-вуги. В послевоенный период европейцы видели, как танцуют солдаты американской союзнической армии, и приспособили этот танец к популярной музыке. Танец получил некоторую популярность также и в Советском Союзе (в особенности в среде стиляг), не в последнюю очередь благодаря американским кинофильмам. Несколько позже, в период расцвета рок-н-ролла, движения буги-вуги начали танцевать под рок-н-ролл и, соответственно, танец называли рок-н-роллом. В наше время под термином «рок-н-ролл» чаще подразумевается спортивный (акробатический) рок-н-ролл, хотя имеет также распространение и клубный рок-н-ролл. Дело в том, что изначально танец буги-вуги был исключительно клубным, социальным танцем. Как выходец из более старых танцев (Lindy Hop и Jitterbug), он перенял их традиции и правила. Но постепенно буги-вуги стал соревновательным танцем, правила становились всё сложнее, всё больше ценились сложные акробатические трюки, сменилась музыка, рок-н-ролл стал менее свинговым, стал звучать ближе к современному. В свою очередь, в 1980-х годах буги-вуги был определён как самостоятельный, отличный от рок-н-ролла танец. В наше время под эгидой Мировой конфедерации рок-н-Ролла наряду с соревнованиями по рок-н-роллу проводятся также и чемпионаты по буги-вуги.

Линди-хоп (от английского lindy hop) — афроамериканский танец, появившийся в Нью-Йорке в 1920-х — 1930-х годах. Линди-хоп развивался параллельно с джазовой музыкой и относится к классу свинговых танцев. Он вобрал в себя черты чарльстона, степа (тэпа), джаза и других танцев, существовавших одновременно с ним. Существует 2 легенды о том, откуда произошло название танца. Одна из них гласит, что название танцу дал знаменитый танцор George (Shorty) Showden, который в шутку назвал новый танец Lindy hop, увидев газеты с заголовками «Lindy hops the Atlantic» о первом трансатлантическом перелёте Чарльза Линдберга. В 50-е годы танец был постепенно забыт, так как джаз во время войны постепенно терял свою популярность и уступил место такой музыке, как буги-вуги. В 80-х годах линди-хоп возродили американские и европейские танцоры-энтузиасты. В частности, патриарха линди-хопа Фрэнки Мэннингом нашли шведские танцоры и стали приглашать на мастер-классы. В настоящее время линди-школы существуют во многих странах мира, в том числе и в России. Также проходят различные соревнования, фестивали и танцевальные лагеря, где именитые преподаватели всего мира передают свои знания младшим поколениям линди-хопперов.

Аналогично чарльстону, являющемуся его прародителем, базовый шаг линди состоит из восьми счетов, и танцуется он как соло, так и в паре. В открытой позиции партнёры держат друг друга за одну руку, в закрытой позиции положение рук напоминает положение рук в вальсе. В линди-хопе есть два вида бэйсика (базового шага): восьмибитный (на 8 долей музыки) и шестибитный (на 6 долей музыки). Все фигуры танца строятся на их основе. Музыка чаще всего делится по 32 бита (4 восьмёрки). В эти 32 бита можно вставить либо 4 фигуры восьмибитного бэйсика, либо 4 фигуры шестибитного и 1 — восьмибитного. Блюзовая музыка имеет 12-тактную форму, что приводит к 12х4=36 долям. Отличительными чертами джаза как музыкального так и танцевального направления являются импровизация и полиритмия. Линди-хоп, как все другие свинговые танцы, является своего рода визуализацией джаза и даёт практически безграничные возможности отражать всю «своенравность» музыки. Сегодня многие из этих танцевальных стилей все еще популярны и продолжают практиковаться учениками и педагогами.

подборка супер старых видео: рекомендовано всем для поднятия настроения!

http://www.youtube.com/watch?v=nHUVtoaDmh0

http://www.youtube.com/watch?v=K1Q8vq2UsPA

http://www.youtube.com/watch?v=0zu0dmom4og

http://www.youtube.com/watch?v=eMR3OnbmWkA

http://www.youtube.com/watch?v=_8yGGtVKrD8

http://www.youtube.com/watch?v=FAQgXPTekOU

http://www.youtube.com/watch?v=mxPgplMujzQ

http://www.youtube.com/watch?v=aenJ5V43Xvk

Категория: Физкультура
26.03.2020 11:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!