СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция развития технологического образования в системе общего образования в РФ

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНЦЕПЦИЯ

Развитие технологического образования в системе общего образования

Российской Федерации

С.И.Кубасова

МБОУ «СОШ№5 г.Кировска»

Перемены в российской системе общего образования за последние десятилетия привели к изменению содержания и технологий обучения многих учебных предметов, но практически не затронули содержание предметной области «Технология». Ориентация содержания технологической подготовки на традиционные материалы и технологии их обработки (древесины и металлов для мальчиков и ткани и пищевых продуктов для девочек) позволяют формировать навыки самообслуживания и общей культуры труда, но уже не соответствуют ни требованиям современного постиндустриального общества и соответствующего ему мира техники и технологий, ни запросам потребителей (обучающимся, их родителям, институтам профессионального образования, работодателям).

Поэтому активное в последние два года обсуждение вектора развития технологического образования школьников направлено на приведение содержания учебного материала в соответствие с требованиями постиндустриального, технологического общества, учет запросов разных целевых групп потребителей результатов технологической подготовки школьников, перспективой применения современных технологий и методов, способов и формы организации обучения на уроках технологии и во внеурочной деятельности, использования возможностей дополнительного образования естественнонаучной и технико-технологической направленности, процессами интеграции содержания основ науки и соответствующих им предметов учебного плана школы при практической реализации полученных знаний.

В общем это может обеспечить востребованность расширения возможности «профессиональных» проб учащихся от народных ремесел до конструирования роботов, от лоскутного шитья до дизайна костюмов из инновационных материалов, от создания изделия до бизнес-плана в сфере технологического предпринимательства; призванной помочь ребенку стать успешной, конкурентноспособной, самообучающейся и саморазвивающейся личностью, способной адаптироваться в сложных ситуациях возрастающей неопределенности.

(СЛАЙД №2) 27 июня 2016 г Министерство образования и науки РФ утвердило приказ №751 о рабочей группе по разработке Концепции преподавания предметной области «Технология» при реализации общеобразовательных программ. В соответствии с этим приказом школьные уроки технологии будут модернизированы под задачи НТИ (Национальная технологическая инициатива)

(СЛАЙД №3) Значение технологического образования

Скорость развития материальных, информационных и социальных технологий во всех сферах жизни общества и каждого человека стремительно растет. Уровень технологий определяет экономическое состояние страны, ее место на мировых рынках, качество жизни. В Российской Федерации ключевым элементом выхода страны в мировые лидеры является Национальная технологическая инициатива (НТИ).

(СЛАЙД №4) Цели и задачи Концепции

Целью Концепции является обеспечение лидирующих позиций России в области технологической грамотности и технологической одаренности обучающихся, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики.

(СЛАЙД №5) Проблемы содержания образования

Содержание технологического образования в основной своей части сегодня соответствует индустриальному и доиндустриальному производству с освоением приемов обслуживающего труда и ориентировано на подготовку пользователей традиционных технологий.

(СЛАЙД №6) Проблемы методики

Распространенная методика преподавания технологии в Российской Федерации не соответствует основным принципам системно-деятельностного подхода, выработанного и утвержденного в Федеральных государственных образовательных стандартах основного и среднего общего образования в части дисциплины "Технология".

(СЛАЙД №7) Кадровые проблемы

Образовательные организации испытывают острый дефицит в учителях технологии, обладающих требуемым уровнем педагогической и технологической квалификации.

(СЛАЙД №8) Проблемы мотивации

Традиционный курс технологии (уроки труда) не обеспечивает достаточной мотивации обучающихся. В связи с изменениями жизненных интересов и образовательных потребностей обучающихся, большинство из которых с раннего детства используют в повседневной жизни современные технологии, ситуация существенно усугубилась.

«Технология» как предмет уникальна тем, что позволяет ребенку из виртуального мира 3D-образов, в котором большинство из них сейчас живет, перейти в реальный мир объектов, созданных самостоятельно. Здесь ребенок что-то делает сам, своими руками, а на всех остальных уроках он изучает или повторяет уже кем-то ранее созданные произведения, алгоритмы, законы или теоремы. Поэтому задачу, как до молодых ребят донести современные способы создания и управления технологиями и оборудованием, можно разложить на три составляющие. Иначе говоря для ее решения надо в школе иметь:

  • обученных педагогов, умеющих пользоваться современным оборудованием,
  • методики, по которым учителя будут обучать детей,
  • современное оборудование.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Основной целью предметной области «Технология» является формирование у обучающихся технологической культуры, необходимой каждому выпускнику для социально-трудовой адаптации на рынке труда, получения профессионального образования и осуществления персональной деятельности (использовании современных технологий и техники в личной сфере, потребительских целях).

Задачи реализации предметной области «Технология» раскрывают процесс и результат формирования технологической культуры у обучающихся на разных уровнях общего образования.

1. Подготовка личности к трудовой, преобразовательной деятельности, в том числе на мотивационном уровне – формирование потребности и уважительного отношения к труду, социально ориентированной деятельности.

2. Овладение обучающимися метапредметными результатами образования в процессе осуществления предметно-практической и проектно-технологической деятельности (целеполагание, планирование, выбор средств деятельности, контроль качества, оценка результатов труда и пр.).

3. Овладение универсальными технологиями деятельности (социальными технологиями), такими как проектирование, исследование, управление.

4. Формирование технико-технологических знаний, общетехнологических и специальных умений и навыков, необходимых для организации работы, поиска, анализа и использовании научно-технической информации и технологической документации, выполнения и соблюдения технологических процессов, проектирования и создания объектов труда (продуктов), оценки качества продуктов и проектов и пр.

5. Закрепление в предметно-практической и проектно-технологической деятельности теоретических знаний, полученных при изучении естественных и социальных наук, математики и информатики, искусству, интеграции их в процессе изготовления объектов труда (продуктов) и выполнении проектов различной направленности.

6. Овладение знаниями о научной организации труда, технологиях и методах решения нестандартных (творческих) задач, конструкторской и изобретательской деятельности, принципах и методах дизайна, средствах активизации познавательной, исследовательской деятельности.

7. Знакомство с миром труда и профессий, профессиональной деятельностью и направлениями получения профессионального образования; первичное освоение социальных ролей работника, предпринимателя, ремонтника (сервис-деятельности), конструктора, технолога, менеджера и других, связанных с пониманием техники и технологий в процессе выполнения основных функций профессиональной деятельности.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Социально-культурную основу технологического образования составляет технологическое знание во всем своем многообразии, которое человек накапливает с древнейших времен и использует в процессе реализации деятельности. Технологические знания или праксис (от греч. Praxis – сочетание размышления и действия) появились гораздо раньше научных (теоретических) знаний для обеспечения предметно-практической деятельности человека по преобразованию окружающей действительности. Технологичность знания возникает при двух условиях: в процессе обобщения компонентов деятельности, которое заключается в определенной совокупности методов, приемов, операций; в процессе передачи (трансферта) технологий, которые совершенствовались благодаря развитию педагогического знания и образовательных систем, а также развитию самих технологий и методов управления ими.

Предметом технологического знания служат техника и технология, а также система их отношений с человеком (в широком значении – технологическая среда). Целью технологического знания является в теоретическом плане познание технологий, методов, средств, процедур, обеспечивающих эффективный анализ, получение, преобразование, хранение, оценку и применение веществ, энергии и информации для решения практических проблем, актуальных для общества и человека в конкретной ситуации. В практическом плане технологическое знание связано с методами и формами передачи (трансферта) технологий, как в широком социальном плане – подготовкой последующих поколений к преобразовательной деятельности, так и в конкретном, личностном – как овладение операциями, технологиями различных видов деятельности конкретным человеком.

В процессе преобразовательный деятельности человека формируется определенные взгляды на материалы, инструменты, технологические процессы, особенности организации труда как в существующей технологической среде, так в логике прошлого и будущего техносферы. Совокупность этих взглядов определяет определенную модель, картину мира искусственного, где действуют определенные закономерности, принципы, теории, отношения и понятия. Анализ преобразовательной деятельности человека и накопленных обществом технологических знаний сквозь призму целей и задач общего образования позволяют выделить фундаментальные понятия, которые необходимо изучать с 1-го по 11-й классы независимо от предмета, модуля, направления технологической подготовки.

Такими фундаментальными понятиями, определяющими общетехнологическое ядро содержания обучения, являются:

1. Материалы.

2. Энергия.

3. Информация.

4. Технические системы.

5. Технология. Технологические процессы.

6. Проектирование.

7. Исследование (структура, функции, методы).

8. Организация и управление.

9. Отношения (человек-техника, человек-технология, техника-технология и др.).

10. Экономика и экология.

11. Прошлое и будущее технологии (история).

12. Инновационное творчество и изобретательство.

Модулями, определяющими сквозное содержание учебного материала в предмете «Технология» являются:

− Научно-техническая информация и технологическая документация;

− Технологические процессы и системы;

− Исследование материалов и структур;

− Моделирование и конструирование;

− Методы решения конструкторских и изобретательских задач;

− Высокие технологии;

− Управление и контроль за технологиями;

− Проектирование и выполнение проектов.

Модуль «Научно-техническая информация и технологическая документация» предназначен для овладения обучающимися навыков работы с разнообразной технической информацией в форме чертежей, схем, эскизов, технологических карт, инструкций к техническим объектам, самостоятельной разработки чертежей и технологических карт, построения графиков выполнения изделий и проектов.

Модуль «Технологические процессы и системы» предназначен для изучения социальных и функциональных основ техники и технологий, освоения обучающимися ручного и электрифицированного инструмента, станков и оборудования, изучения современной техники и технологических процессов по сферам экономики (производство, транспорт, сфера услуг, сельское хозяйство, связь и коммуникации, строительство и пр.).

Модуль «Исследование материалов и структур» направлен на формирование у обучающихся исследовательских умений на примере изучения свойств различных материалов (глина, металл, древесина, синтетические материалы, ткани), приобретения опыта использования изученных свойств для обработки и создания проектных изделий, а также на изучение материалов и процессов электротехники и микроэлектроники, наноматериалов в старших классах.

Модуль «Моделирование и конструирование» предполагает развитие умений моделирования (создание моделей от замысла, эскиза, чертежа до воплощения на практике) и конструкторского мышления при изготовлении механизмов, машин, зданий, помещений, бытовых изделий, одежды и пр. Модуль в начальной и основной школе изучается на вариативной основе на примере тех или иных технологий обработки конструкционных и декоративных материалов, в процессе освоения которых обучающиеся решают учебные и реальные (близкие к реальным производственным, трудовым процессам) конструкторские, технологические, управленческие задачи.

Модуль «Методы решения конструкторских и изобретательских задач» направлен на знакомство обучающихся с методами и приемами решения конструкторских и технологических задач, развитие творческого (художественного, инженерного) мышления, развитие способности обучающихся к изобретательству и рационализаторской деятельности, ознакомление с основами интеллектуальной собственности и патентного дела.

Модуль «Высокие технологии» раскрывает перед обучающимися перспективы развития науки, техники и технологий, знакомит их с передовыми (критическими) технологиями, предлагает создание технологических проектов будущего.

Модуль «Управление и контроль за технологиями» направлен на развитие способности обучающихся управлять техникой и технологиями, решение управленческих и предпринимательских задач, формирования ответственности за использование технических систем и технологических процессов (в том числе и на бытовом уровне).

Модуль «Проектирование и выполнение проектов» может изучаться как в форме отдельного модуля рабочей программы по технологии, так и интегрировано в процессе изучения других модулей и предметов технологической подготовки. Модуль направлен на освоение обучающимися технологии проектирования, формирования навыков целеполагания, формулировки проблемы, построения гипотезы, планирования деятельности, моделирования и конструирования, оценки качества продукта, описания и презентации готового проекта и пр.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Основными направлениями для изучения в предметной области «Технология» являются три укрупненно выделяемые сферы экономики – производство (инженерная деятельность), сельское хозяйство (сельскохозяйственная деятельность) и сфера услуг (сервисная деятельность). Исходя из этого, можно выделить 5 приоритетных направлений технологической подготовки школьников, ориентированных на изучение:

  • производства и т.н. индустриальных технологий – инженерно-технологический профиль (направление);
  • технологий сельского хозяйства и агрономии – агротехнологический профиль (направление);
  • технологий сферы услуг и сервиса – сервис-технологический профиль (направление);
  • информационные и мультимедийные технологии, в т.ч. цифровые технологии – информационно-технологический профиль;
  • нанотехнологии и наноматериалы – нанотехнологический профиль.

При этом инженерно-технологическое, агротехнологическое и сервис-технологические направления изучаются как на уровне основного общего образования отдельными курсами в предмете «Технология» (по выбору обучающихся), так и на уровне профильного обучения в старших классах.

А информационно-технологическое направление и нанотехнологии могут быть только профилями обучения на уровне среднего общего образования, а в основной школе изучаются интегративно вместе с другими направлениями и модулями технологической подготовки либо углублённо отдельными курсами внеурочной деятельности или дополнительного образования.

Для организации практического обучения в предметной области «Технология» используется проектно-технологическая система практического обучения (предложенная Ю.Л. Хотунцевым, В.Д. Симоненко), которая представляет собой дидактические способы формирования практических (трудовых, конструкторских, технологических и пр.) умений, навыков, компетенций в процессе овладения обучающимися различными видами деятельности.

Процесс реализации проектно-технологической системы практического обучения можно представить в виде следующей схемы.

Модель реализации концепции предметной области «Технология»

Для инженерно-технологического направления подготовки может быть представлена следующими предметами и модулями с рекомендуемым объемом часов на их реализацию.

Предмет «Технология».

В 5-6-х классах для реализации программы необходимы 2 часа в неделю по учебному плану, а 7-9-х классах – 1 час в неделю. При этом необходимо выделить не менее 2 часов внеурочной деятельности на программы технико-технологической направленности.

Предмет «Черчение и техническое конструирование».

Предмет изучается в 7-9-х классах и с одной стороны дополняет изучение предмета технологии, а с другой стороны – позволяет обеспечить подготовку обучающихся в области графики и черчения. Для его реализации необходимо предусмотреть 1 час в неделю в учебном плане.

Предмет «Технологическая практика»

Технологическая практика реализуется в 7-11-х классах в рамках часов, выделяемых на внеурочную деятельности. Для этого необходимо выделить не менее 1 часа в неделю, при этом организация технологической практики может быть регулярной (еженедельной), так и дискретной (по свободному графику).

Предмет «Введение в профессиональную деятельность»

Предмет изучается в 10-11-х классах независимо от профиля, выбранного обучающимися. Основой для построения вариативного содержания программы является специфика той профессиональной деятельности, с которой в большей степени связан профильный класс – инженерной, медицинской, сельскохозяйственной, сервисной и иной. Для изучения предмета необходимо предусмотреть не менее 1 часа в неделю по учебному плану.

ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВЫМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Организация образовательного процесса для реализации предметной области «Технология» требует наличие педагогов соответствующей квалификации и количества. Уровень квалификации педагогов, реализующих программы предметной области «Технология», для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального организации, осуществляющей образовательную деятельность - также и квалификационной категории.

Непрерывность профессионального развития педагогов, реализующих программы предметной области «Технология», должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных программ по предметной направленности не реже чем один раз в три года. Для реализации новой Концепции предметной области «Технология» все педагогические работники, реализующие программы предметной области «Технология», должны пройти курсы повышения квалификации по ознакомлению с предметной концепцией, приоритетными направлениями содержания обучения, овладению новыми методами и формами урочной и внеурочной деятельности (не менее 72 часов) и курсы повышения квалификации по освоению современных технологий и методики их преподавания на уроках технологии - 3D проектированию, робототехники, нанотехнологиям и пр. (по выбору педагогов, не менее 72 часа).

02.08.2017 17:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!