СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные тесты в формате ЕГЭ 2016 вариант 5

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант 5 Прочитайте текст и выполните задания 1-3 (1)Голос человека возникает глубоко в горле, где находится твёрдая трубочка – гортань, в которой расположены голосовые связки. (2)Когда мы дышим, они спокойно лежат на внутренних стенках гортани, а при разговоре, пении или крике поток выдыхаемого воздуха проходит мимо напряжённых голосовых связок и вызывает их быструю вибрацию. (3)(……) вибрация напряжённых голосовых связок и производит звук, который мы называем голосом. 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) При дыхании голосовые связки напряжены, а при разговоре, пении или крике поток выдыхаемого воздуха проходит мимо голосовых связок и вызывает их быструю вибрацию. 2) В результате вибрации горла, в котором расположены голосовые связки, при разговоре, пении или крике человек дышит. 3) Голос возникает в результате вибрации напряжённых голосовых связок, которую вызывает поток выдыхаемого воздуха. 4) Голосовые связки находятся в гортани, где и возникает голос. 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово. Именно Вместе с этим Особенно Эта Также 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в 3 предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. Связка, -и, ж. 1.Несколько однородных предметов, связанных вместе. Связка ключей. 2. Плотное тканевое волокнистое образование, соединяющие отдельные части скелета, отдельные органы. Мышечные связки. 3. Группа движущихся друг за другом людей, соединившихся верёвкой для страховки. Идти в одной связке с кем –н. 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово. аэропОрты воссоздАла жалюзИ ободралА откУпорит 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСЯЩИМИ веществами и входят в состав многих красок. Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧНОЙ своей приятельнице. Простите, как вы попали на этот завод? Вы КОМАНДИРОВАННЫЙ? ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь. Они ещё долго бродили по старинному парку, который славился своими могучими ВЕЧНЫМИ дубами. 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно ШЕСТЬСТАМИ учебниками ты ЛАЗАЙ спелых АБРИКОСОВ ЖЁСТЧЕ дерева пара ЧУЛОК 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с Несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Получив сообщение по электронной почте, было уже поздно вечером. 2) Тот, кто экономят свои усилия при подготовке к экзамену, вряд ли смогут сдать его успешно. 3) На берегу лежала лодка, разбившаяся волной. 4) С детства у неё была склонность простудам. 5) Он прибежал домой с друзьями и с температурой. 6) Он считал, что будто мы его неправильно поняли. 7) В торговом комплексе «Глобусе» будет открыта секция одежды для новорождённых. 8) Князь Андрей в своём желании стать лучше совершил много ошибок и судит себя за них гораздо строже других. 9) Марья сказала, что я никогда не бывала не только в Москве, но даже в своём уездном городе. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. парад.ксальный в.стибюль ав.нгард возг.рание безотл.гательный 9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы. пр.следовать, пр.винтить бе.крайний, ни.падающий под.тожить, дез.нформация сверх.нтересный, раз.скать о.гадать, по.твердить 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. Имень.це Вдумч.вый толщ.на одол.вать подраг.вать 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. независ.мый помож.шь верт.шь провод.шь встрет.шь 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово. (Не) гражданский долг, а личный интерес волнует героя романа. Николай Ильич, (не) любивший говорить о материальном, сообщил, что деньги заканчиваются. Андрей дважды переспросил (не) расслышанные слова. (Не) решённый до сих пор вопрос снова включён в повестку дня. Мост (не)построен. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Надо много читать, ЧТО(БЫ) быть образованным человеком, ПРИ(ЧЁМ) выбор книги для чтения – большое искусство. ЧТО(БЫ) быть до конца честным, скажу: меня ТАК(ЖЕ) мало радует твой выигрыш, как огорчил бы проигрыш. ЧТО(БЫ) мне ни говорили, я всё равно осмотрел сарай, а ТАК(ЖЕ) чердак и подвал старого бабушкиного дома. Ты всегда исчезаешь ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появляешься, и ПО(ЭТОМУ) я дорожу каждой минутой свидания с тобой. Блок ПРЕДПОЧЁЛ(БЫ), ЧТО(БЫ) «молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, для которой весь мир – «балаган», так и осталась погружённой в туманные грёзы. 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Хрупкий точё(1)ый силуэт изображённой на картине девушки особе(2)о выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии. 2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках. 3) На улице весь декабрь то снег то дождь… 4) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре. 5) Солнце пригревало совсем по-летнему ( ) и вернувшиеся из тёплых краёв скворцы начали вить гнезда. 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей (3) напоминающих (4) хребты громадных рыб. 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно. Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество. 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным. 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча. Прочитайте текст и выполните задания 20-25 (1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён – всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне. (11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами. (14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл ХII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут. (22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества. (По С. Покровскому*) * Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) – современный прозаик. 20. Какое высказывание соответствует содержанию текста? 1) Никто, кроме Петра, не понимал, в каком драматическом положении оказалась русская армия. 2) Великий визирь решил вступить в сражение с русскими полками, вчетверо превосходящими по численности турецкие войска. 3) Пётр решил, выбравшись из западни, двигаться вперёд несмотря ни на что, потому что не хотел запятнать позором бесславного возвращения славу русского воинства. 4) Шведский король мечтал о реванше за поражение под Полтавой, поэтому настаивал на том, чтобы турки начали битву с войском Петра. 21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 1) Предложение 6 текста содержит элемент описания. 2) В предложениях 8 – 9 представлено повествование. 3) В предложении 14 перечислены последовательно происходившие действия. 4) В предложениях 22 – 23 представлено рассуждение. 22. Укажите предложение, в котором используются синонимы. 1) 5 2) 6 3) 19 4) 22 23. Среди предложений 10 – 16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстных синонимов и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. 24. «Автор текста, показывая уверенность многих русских государственных деятелей в лёгкой победе над турками, использует троп – А __________ («чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг» в предложении 3). Тяжёлое положение русской армии изображается с помощью таких тропов, как Б __________ («страшный зной», «погребальную музыку») и В__________ (например, «будто призраки из преисподней» в предложении 6). Приём – Г__________ («нельзя» в предложении 8) – подчёркивает сложность описанной ситуации». Список терминов: 1) лексический повтор 2) противопоставление 3) книжные слова 4) парцелляция 5) сравнение 6) эпитет 7) диалектизм 8) ирония 9) риторический вопрос Часть 2 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Категория: Русский язык
20.04.2016 14:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!