СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по ОЖС по теме "Любовь. Любовь к России – матушке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по ОЖС, проведенном в 4 классе. Тема: «Любовь. Любовь к России – матушке» Цель урока – создать условия для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству, выяснить у детей, что объединяет всех граждан России. Задачи урока: а) поразмышлять вместе с детьми о многогранном чувстве любви; б) уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм; г) развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; развивать устную речь учеников. Глоссарий к уроку: Родина, Отечество, страна, малая Родина, семья, добрые дела, патриотизм. Приложение 1. Оборудование и наглядный материал: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, ромашки. Методы и приёмы работы на уроке: слово учителя, фронтальная беседа, учебный диалог, работа с иллюстративным материалом, работа со статьёй учебника, работа в группах, инсценировка. Ход урока 1. Организационный момент: Сегодня у нас с вами необычный и очень интересный урок. Этот урок будет наполнен одним очень красивым состоянием человеческой души. А каким, вы скоро определите сами. Слайд 1. Прочитайте стихотворение С.Есенина Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую. О Русь, покойный уголок, Тебя …тебе и верую. (С.Есенин) Подумайте, какое слово пропущено? (Люблю). О каком чувстве мы будем говорить сегодня? (О любви) Работа с ромашками. Ребята, у вас на столах заготовки ромашек. Ваша задача самостоятельно написать на лепестках кого или что вы любите. Давайте посмотрим, что у вас получилось? Прикрепите свои цветы. Какой должна быть наша любовь? Ответы учеников: искренней, настоящей, бескорыстной. – Правильно, ребята, а что значит бескорыстная любовь? (Это означает то, что человек делает что-то хорошее и не ждёт выгоды для себя.) Присоединение к теме урока: Чтобы узнать тему нашего урока я предлагаю вам разгадать ребусы (Приложение 2). Групповая работа. (У одной группы получилось слово любовь, у 2 группы – матушка, у 3 группы – Россия) Какие слова у вас получились? Кто может сформулировать тему урока? (Любовь к России-матушке) Групповая работа. Определить какие цели подходят к нашей теме урока. Работа с таблицами 1. Уточнить значение понятий Родина, Отечество. Подобрать родственные слова. 2. Обсудить в чем проявляется патриотизм 3. Сформулировать понятие «патриотизм» 4. Сформулировать качества гражданина своей Родины 5. Узнать новую информацию о героях Отечества 6. Определить в чем заключается ценность жизни Найдите 2 цели, которые подходят к теме нашего урока 1 группа ? Уточнить значение понятий Родина, Отечество. Подобрать родственные слова. Повторить известные нам церковные праздники Познакомить учащихся с основными видами колокольного звона. Обсудить в чем проявляется патриотизм Узнать о библии и Евангелие Узнать как вести себя в православном храме Найдите 2 цели, которые подходят к теме нашего урока 2 группа ? Сформулировать понятие «патриотизм» Повторить известные нам церковные праздники Познакомить учащихся с основными видами колокольного звона. Сформулировать качества гражданина своей Родины Узнать о библии и Евангелие Узнать как вести себя в православном храме Найдите 2 цели, которые подходят к теме нашего урока 3 группа ? Узнать новую информацию о героях Отечества Повторить известные нам церковные праздники Познакомить учащихся с основными видами колокольного звона. Определить в чем заключается ценность жизни Узнать о библии и Евангелие Узнать как вести себя в православном храме А что для вас означает Россия? (Это наша Родина.) Подберите синонимы к слову Родина. (Отчизна, Отечество, Русь, держава) Давайте посмотрим, как поэты писали о Родине. (Выразительное чтение) Учитель: Как поэт называет нашу Родину? О, мать моя, Россия. О, мать моя, Россия, Русь, Незыблем трон твой златоглавый, Люблю тебя, тобой горжусь, Многострадальной и державной. Россия, Россия, великая сила, Великая сила, бездонная Русь, В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я И с нею останусь навеки, клянусь! (Александр Черный) Отчизна Какое слово светлое – Отчизна. Оно, как свет, струящийся по листьям. Оно, как шёпот в травах родника. Как белые, зимой в полях, снега. Какое слово тёплое – Отчизна. Оно, как дом, как печь, как хлеб душистый. Как детский сон под маминым крылом. Как трель скворца весною за окном. (С. Каргашин) Отечество В дни удачи и в трудные годы Мысль одна согревает меня - Что мы все из Отечества родом, По Отечеству, значит, родня. Сердцем чувствовал, где бы я ни был, И куда б меня жизнь ни вела - Над Отечеством хмурое небо Мне дороже чужого тепла. (Л. Рубальская) Россия, ты – великая держава, Твои просторы бесконечно велики. На все века себя ты увенчала славой. И нет другого у тебя пути. Назовите однокоренные слова к словам Родина (родственники, родители, род, родичи, родные), Отечество (отец, отчество,отчим, отчизна). Вывешиваю слова на доску. Какие самые близкие и главные человеку слова? (мать, отец, родина) Давайте посмотрим, как эти слова связаны между собой. Работа с текстом. Прочитайте слова К. Д. Ушинского. К. Д. Ушинский писал: “Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в неё для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…” Вопросы по тексту. 1. Как К.Ушинский называет ласково нашу Родину? (матушка) 2. А почему называет матушкой, матерью? 3. Почему Россию называют отечеством? 4. А почему Россию называют нашей Родиной? Чтобы лучше представить нашу Россию – матушку, послушайте выступление девочек. Песня «У моей России длинные косички». Сколько пословиц и поговорок сложено. Работа в группах.Соберите пословицы и поговорки о Родине. 1. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. 2. Береги землю родимую, как мать любимую. 3. Нет земли краше, чем страна наша. 4. Родина любимая – мать родимая. 5. Родина-мать – умей за неё постоять. 6. Без любви к человеку нет любви к Родине. 7. Первое в жизни — честно служить Отчизне. 8. Кто с пользой для Отечества трудится, тот с ним легко не разлучится. 9. Всякому мила своя сторона. Ребята, как вы понимаете смысл пословиц. (Родина у нас одна, надо любить и уважать своё Отечество) Работа с учебником. Мы говорим о любви. А что такое любовь? Откройте свои учебники на с.127, найдите в тексте. Любовь – это не только……… Подвигом любви является защита воинами своей Родины, жертвование ради неё собственной жизнью. Русские герои – святые Илья Муромец, Д.Донской, А.Невский, Ф. Ушаков. Послушайте сообщение о защитниках Отечества (Максимова, Зенкин, Норкина). – А в чем вы можете проявить любовь к Отечеству? Стенгазета (Норкина Е.) Ребята, вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народам России. Всё это называется патриотизм. Работа в группах. «Качества гражданина» Чтоб определить важнейшие качества гражданина, предлагаю подобрать антонимы к словам, написанным на карточках. 1 группы: Безответственность – ответственность. На рисунке России на доске на белом цвете прикрепить карточку «Ответственность», на синем фоне « преданность, верность», на красном фоне «любовь». Учитель: все мы знаем, что белый цвет нашего флага символизирует благородство, чистоту помыслов и ответственность 2 группы: Предательство (измена) - преданность, верность. Учитель: Как записано в Конституции России, синий цвет флага - символ верности и преданности. 3 группы: Ненависть- любовь. Учитель: Красный цвет всегда являлся символом любви и мужества. А теперь, исходя из этих важнейших качеств, попытаемся сами сформулировать определение понятия «патриотизм». Слайд 2. Патриотизм – это любовь к отечеству, преданность ему, ответственность, стремление своими действиями служить его интересам. Учитель: Ребята, а как вы думаете, кто такой патриот? (Патриотами являются не только те, кто с оружием в руках вставал на защиту нашей страны.) Патриотизм проявляется в разных областях нашей жизни: в науке, искусстве, культуре, спорте. Назовите людей, которые многое сделали для страны (Пушкин, Плющенко, Менделеев, Путин…) Именно благодаря им, наша Родина всегда была великой и могучей державой. Послушайте песню и посмотрите, какая красивая наша страна. Ролик «Гляжу в озера синие» Воронец Инсценировка рассказа педагога Сухомлинского «След на земле» Автор. Старый мастер возводил дом, а в это время маленький мальчик прыгнул на ступеньку и оставил свой след на не успевшем застыть цементе. Прошло много лет, мальчик стал взрослым человеком, но жизнь его не сложилась: он жил только для себя, ничего не делал, ни к чему не привязывался душой. Наступила старость, вспомнил он свое село, приехал на родину. Встречается с людьми, а никто не помнит его, будто и не жил он на свете. Люди его спрашивают: 1 ученик. - Что ты оставил после себя? Есть ли у тебя сын или дочь? 2 ученик. - Может быть, ты посадил дерево? 1 ученик. - Ну так, наверное, ты построил дом? 2 ученик. - Так кто же ты такой? Что сделал за свою жизнь? Автор. Изумились люди. Ничего не ответил человек. Увидел он лишь след, который когда-то оставил на ступеньке И подумал с горечью: Человек «Вот и все, что останется после меня на земле! Но ведь этого мало. Не так надо было жить!» Учитель: Какой смысл этого рассказа? (Часто люди в конце жизни понимают, что прожили ее бесполезно.) Слайд 3. Н. Островский писал: «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». В чем, по-вашему, заключается ценность жизни? Ответы учащихся… Рефлексия «Зажги свою звезду» слайд 4 Учитель: Ребята, встаньте те, кто достиг целей урока. Что вы узнали на уроке? (определение патриотизм, назвали качества характерные для патриотизма, определили поступки и дела, которые мы можем совершить во благо Родины, поразмышляли о том, как нужно прожить жизнь) А теперь оцените свою работу на уроке. На столах у каждого учащегося набор из 3 звездочек. Если вам понравилось, было интересно - поднимите белую звездочку. Если вы узнали что-то новое – поднимите синюю звездочку. Если наш урок натолкнул вас на размышления, позволил решить что-то важное для себя - поднимите красную. Можете поднять несколько. Учащиеся поднимают одну или несколько звездочек, поясняя свое решение. Учитель: Закончить хотелось бы цитатами известных людей, настоящих патриотов. Читают дети слайд 5. Поэт Владимир Фирсов о патриотизме писал так: С этим чувством человек рождается, С ним живёт и умирает с ним. Всё пройдёт, А Родина - останется, Если мы, то чувство сохраним. слайд 6. Философ и литературный критик Василий Розанов говорил: «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно что-то конкретное для нее делать» Слайд 7 Учитель: Хочется пожелать вам – расти трудолюбивыми и сильными, мужественными и добрыми. Вы должны расти такими, потому что именно от вас зависит завтрашний день страны. Будущее любимой Родины, нашего Отечества. Не подведите свою страну! Приложение 2. ,,,, роса силач Я (Россия) картинки (роса + силач+Я) мать о=а (Матушка) слово мать+ картинка (игла) ,,,, б=в люстра +б+Обь (Любовь) картинка (люстра+б+Обь)
17.06.2015 10:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!