Конспект открытого урока по ОЖС, проведенном в 4 классе.
Тема: «Любовь. Любовь к России – матушке»
Цель урока – создать условия для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству, выяснить у детей, что объединяет всех граждан России.
Задачи урока:
а) поразмышлять вместе с детьми о многогранном чувстве любви;
б) уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм;
г) развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; развивать устную речь учеников.
Глоссарий к уроку: Родина, Отечество, страна, малая Родина, семья, добрые дела, патриотизм. Приложение 1.
Оборудование и наглядный материал: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, ромашки.
Методы и приёмы работы на уроке: слово учителя, фронтальная беседа, учебный диалог, работа с иллюстративным материалом, работа со статьёй учебника, работа в группах, инсценировка.
Ход урока
1. Организационный момент:
Сегодня у нас с вами необычный и очень интересный урок. Этот урок будет наполнен одним очень красивым состоянием человеческой души. А каким, вы скоро определите сами.
Слайд 1. Прочитайте стихотворение С.Есенина
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя …тебе и верую. (С.Есенин)
Подумайте, какое слово пропущено? (Люблю).
О каком чувстве мы будем говорить сегодня? (О любви)
Работа с ромашками.
Ребята, у вас на столах заготовки ромашек. Ваша задача самостоятельно написать на лепестках кого или что вы любите.
Давайте посмотрим, что у вас получилось? Прикрепите свои цветы.
Какой должна быть наша любовь?
Ответы учеников: искренней, настоящей, бескорыстной.
– Правильно, ребята, а что значит бескорыстная любовь?
(Это означает то, что человек делает что-то хорошее и не ждёт выгоды для себя.)
Присоединение к теме урока:
Чтобы узнать тему нашего урока я предлагаю вам разгадать ребусы (Приложение 2).
Групповая работа. (У одной группы получилось слово любовь, у 2 группы – матушка, у 3 группы – Россия)
Какие слова у вас получились? Кто может сформулировать тему урока? (Любовь к России-матушке)
Групповая работа.
Определить какие цели подходят к нашей теме урока. Работа с таблицами
1. Уточнить значение понятий Родина, Отечество. Подобрать родственные слова.
2. Обсудить в чем проявляется патриотизм
3. Сформулировать понятие «патриотизм»
4. Сформулировать качества гражданина своей Родины
5. Узнать новую информацию о героях Отечества
6. Определить в чем заключается ценность жизни
Найдите 2 цели, которые подходят к теме нашего урока
1 группа ?
Уточнить значение понятий Родина, Отечество. Подобрать родственные слова.
Повторить известные нам церковные праздники
Познакомить учащихся с основными видами колокольного звона.
Обсудить в чем проявляется патриотизм
Узнать о библии и Евангелие
Узнать как вести себя в православном храме
Найдите 2 цели, которые подходят к теме нашего урока
2 группа ?
Сформулировать понятие «патриотизм»
Повторить известные нам церковные праздники
Познакомить учащихся с основными видами колокольного звона.
Сформулировать качества гражданина своей Родины
Узнать о библии и Евангелие
Узнать как вести себя в православном храме
Найдите 2 цели, которые подходят к теме нашего урока
3 группа ?
Узнать новую информацию о героях Отечества
Повторить известные нам церковные праздники
Познакомить учащихся с основными видами колокольного звона.
Определить в чем заключается ценность жизни
Узнать о библии и Евангелие
Узнать как вести себя в православном храме
А что для вас означает Россия? (Это наша Родина.) Подберите синонимы к слову Родина. (Отчизна, Отечество, Русь, держава)
Давайте посмотрим, как поэты писали о Родине. (Выразительное чтение)
Учитель: Как поэт называет нашу Родину?
О, мать моя, Россия.
О, мать моя, Россия, Русь,
Незыблем трон твой златоглавый,
Люблю тебя, тобой горжусь,
Многострадальной и державной.
Россия, Россия, великая сила,
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я
И с нею останусь навеки, клянусь! (Александр Черный)
Отчизна
Какое слово светлое – Отчизна.
Оно, как свет, струящийся по листьям.
Оно, как шёпот в травах родника.
Как белые, зимой в полях, снега.
Какое слово тёплое – Отчизна.
Оно, как дом, как печь, как хлеб душистый.
Как детский сон под маминым крылом.
Как трель скворца весною за окном.
(С. Каргашин)
Отечество
В дни удачи и в трудные годы
Мысль одна согревает меня -
Что мы все из Отечества родом,
По Отечеству, значит, родня.
Сердцем чувствовал, где бы я ни был,
И куда б меня жизнь ни вела -
Над Отечеством хмурое небо
Мне дороже чужого тепла. (Л. Рубальская)
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Назовите однокоренные слова к словам Родина (родственники, родители, род, родичи, родные), Отечество (отец, отчество,отчим, отчизна). Вывешиваю слова на доску.
Какие самые близкие и главные человеку слова? (мать, отец, родина)
Давайте посмотрим, как эти слова связаны между собой.
Работа с текстом. Прочитайте слова К. Д. Ушинского.
К. Д. Ушинский писал: “Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в неё для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…”
Вопросы по тексту.
1. Как К.Ушинский называет ласково нашу Родину? (матушка)
2. А почему называет матушкой, матерью?
3. Почему Россию называют отечеством?
4. А почему Россию называют нашей Родиной?
Чтобы лучше представить нашу Россию – матушку, послушайте выступление девочек.
Песня «У моей России длинные косички».
Сколько пословиц и поговорок сложено.
Работа в группах.Соберите пословицы и поговорки о Родине.
1. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
2. Береги землю родимую, как мать любимую.
3. Нет земли краше, чем страна наша.
4. Родина любимая – мать родимая.
5. Родина-мать – умей за неё постоять.
6. Без любви к человеку нет любви к Родине.
7. Первое в жизни — честно служить Отчизне.
8. Кто с пользой для Отечества трудится, тот с ним легко не разлучится.
9. Всякому мила своя сторона.
Ребята, как вы понимаете смысл пословиц. (Родина у нас одна, надо любить и уважать своё Отечество)
Работа с учебником. Мы говорим о любви. А что такое любовь?
Откройте свои учебники на с.127, найдите в тексте.
Любовь – это не только……… Подвигом любви является защита воинами своей Родины, жертвование ради неё собственной жизнью. Русские герои – святые Илья Муромец, Д.Донской, А.Невский, Ф. Ушаков.
Послушайте сообщение о защитниках Отечества (Максимова, Зенкин, Норкина).
– А в чем вы можете проявить любовь к Отечеству? Стенгазета (Норкина Е.)
Ребята, вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народам России. Всё это называется патриотизм.
Работа в группах. «Качества гражданина»
Чтоб определить важнейшие качества гражданина, предлагаю подобрать антонимы к словам, написанным на карточках.
1 группы: Безответственность – ответственность.
На рисунке России на доске на белом цвете прикрепить карточку «Ответственность», на синем фоне « преданность, верность», на красном фоне «любовь».
Учитель: все мы знаем, что белый цвет нашего флага символизирует благородство, чистоту помыслов и ответственность
2 группы: Предательство (измена) - преданность, верность.
Учитель: Как записано в Конституции России, синий цвет флага - символ верности и преданности.
3 группы: Ненависть- любовь.
Учитель: Красный цвет всегда являлся символом любви и мужества.
А теперь, исходя из этих важнейших качеств, попытаемся сами сформулировать определение понятия «патриотизм».
Слайд 2. Патриотизм – это любовь к отечеству, преданность ему, ответственность, стремление своими действиями служить его интересам.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, кто такой патриот?
(Патриотами являются не только те, кто с оружием в руках вставал на защиту нашей страны.)
Патриотизм проявляется в разных областях нашей жизни: в науке, искусстве, культуре, спорте.
Назовите людей, которые многое сделали для страны (Пушкин, Плющенко, Менделеев, Путин…)
Именно благодаря им, наша Родина всегда была великой и могучей державой.
Послушайте песню и посмотрите, какая красивая наша страна.
Ролик «Гляжу в озера синие» Воронец
Инсценировка рассказа педагога Сухомлинского «След на земле»
Автор. Старый мастер возводил дом, а в это время маленький мальчик прыгнул на ступеньку и оставил свой след на не успевшем застыть цементе. Прошло много лет, мальчик стал взрослым человеком, но жизнь его не сложилась: он жил только для себя, ничего не делал, ни к чему не привязывался душой.
Наступила старость, вспомнил он свое село, приехал на родину. Встречается с людьми, а никто не помнит его, будто и не жил он на свете.
Люди его спрашивают:
1 ученик. - Что ты оставил после себя? Есть ли у тебя сын или дочь?
2 ученик. - Может быть, ты посадил дерево?
1 ученик. - Ну так, наверное, ты построил дом?
2 ученик. - Так кто же ты такой? Что сделал за свою жизнь?
Автор. Изумились люди. Ничего не ответил человек. Увидел он лишь след, который когда-то оставил на ступеньке
И подумал с горечью:
Человек «Вот и все, что останется после меня на земле! Но ведь этого мало. Не так надо было жить!»
Учитель: Какой смысл этого рассказа? (Часто люди в конце жизни понимают, что прожили ее бесполезно.)
Слайд 3. Н. Островский писал: «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
В чем, по-вашему, заключается ценность жизни? Ответы учащихся…
Рефлексия «Зажги свою звезду» слайд 4
Учитель: Ребята, встаньте те, кто достиг целей урока.
Что вы узнали на уроке? (определение патриотизм, назвали качества характерные для патриотизма, определили поступки и дела, которые мы можем совершить во благо Родины, поразмышляли о том, как нужно прожить жизнь)
А теперь оцените свою работу на уроке. На столах у каждого учащегося набор из 3 звездочек.
Если вам понравилось, было интересно - поднимите белую звездочку.
Если вы узнали что-то новое – поднимите синюю звездочку.
Если наш урок натолкнул вас на размышления, позволил решить что-то важное для себя - поднимите красную. Можете поднять несколько.
Учащиеся поднимают одну или несколько звездочек, поясняя свое решение.
Учитель: Закончить хотелось бы цитатами известных людей, настоящих патриотов.
Читают дети слайд 5.
Поэт Владимир Фирсов о патриотизме писал так:
С этим чувством человек рождается, С ним живёт и умирает с ним.
Всё пройдёт, А Родина - останется, Если мы, то чувство сохраним.
слайд 6.
Философ и литературный критик Василий Розанов говорил: «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно что-то конкретное для нее делать»
Слайд 7
Учитель: Хочется пожелать вам – расти трудолюбивыми и сильными, мужественными и добрыми. Вы должны расти такими, потому что именно от вас зависит завтрашний день страны. Будущее любимой Родины, нашего Отечества. Не подведите свою страну!
Приложение 2.
,,,,
роса силач Я (Россия) картинки (роса + силач+Я)
мать о=а (Матушка) слово мать+ картинка (игла)
,,,, б=в
люстра +б+Обь (Любовь) картинка (люстра+б+Обь)