СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты непосредственно образовательной деятельности (НОД) с использованием игровых приемов для развития изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД № 1

Тема: «Сказочная птица»

Задачи: вызвать у детей желание творчески выполнить работу (образ сказочной птицы); побуждать их к созданию разнообразных образов, используя разные средства выразительности (цвет оперения, разные формы клюва, хвоста, украшение на голове, раскрытые крылья, наклоненная голова и т.п.); при оценке рисунка учить детей видеть выразительные признаки в изображении; подводить их к осознанию изобразительно-выразительных средств; совершенствовать технику рисования: упражнять в свободном изображении округлых форм, рисовании всей кистью и концом.

Связь с общевоспитательной работой: предварительная лепка птицы и рисование на тему «Птицы на участке детского сада»; наблюдение за птицами на прогулке; обследование игрушки; чтение сказки; рассматривание иллюстраций, изображений птиц на картинках и настенных панно, дымковской игрушки; анализ приемов изображения (цвет, колорит и т.п.); формирова­ние индивидуальных замыслов.

Методы и приемы: беседа; оценка; игровые приемы (обыгрывание выполненных рисунков).

Материал: лист бумаги светло - зеленого цвета для фона; гуашевые краски; большая плоскостная фигурка Ивана-царевича; ТСО (проигрыватель или магнитофон).

Методика проведения НОД. Воспитатель предлагает детям прослушать какую-либо печальную мелодию (например, музыкальную пьесу П. Чайковского «Болезнь куклы») и обращается к ним с вопросом: «Скажите, какое настроение вызывает у вас эта музыка: радостное, бодрое или грустное, печальное. Помните, мы с вами читали сказку про Ивана-царевича и Серого волка? Вспомните, у кого было печальное, грустное настроение. Закройте глаза и постарайтесь представить, каким был Иван-царевич. (Достает плоскостную фигурку сказочного персонажа.)

Вы так хорошо слушали музыку и так старались представить грустного Ивана-царевича, что он сам пришел к нам из сказки».

Затем педагог беседует со сказочным персонажем: «Что, Иванушка, невесел, что ты голову повесил?» «Как мне не грустить?! Как мне не печалиться? — отвечает Иван-царевич.— Послал меня царь Берендей искать по белу свету сказочную жар-птицу. А где мне ее найти, не знаю, и какая она, я тоже не знаю. Видел я воробьев, сорок, а сказочных птиц не встречал!» «Не го­рюй! То беда — не беда! Дети, а вы видели жар-птицу? Расскажите Ивану-царевичу, каких ска­зочных птиц вы видели». (Педагог может воспользоваться наводящими вопросами: чем сказоч­ные птицы непохожи на настоящих? Какие у них хвосты? Что может быть у этих птиц на голове?)

Далее к детям обращается Иван-царевич: «Много вы птиц чудных и красивых видели. Все они разные, друг на друга непохожие. А в той книжке, которая про меня рассказывает, нарисована только одна, да и та маленькая — ее чуть видно. Нарисуйте мне каждый такую жар-птицу, о которой рассказывали. А царь Берендей пусть выберет любую, которая ему приглянется да понравится. А чтоб не разлетелись в разные стороны ваши жар-птицы, я вам клетку дам. В руках мне их не донести: они как жар горят — руки обожгу».

Воспитатель организует изобразительную деятельность детей в нужном направлении: «Дети, надо нам выполнить просьбу Ивана-царевича — хорошо нарисовать птиц. А чтобы не получились у жар-птицы перышки грязные, надо промывать кисть. Когда это надо делать? (Перед рисованием краской другого цвета.) Чтобы не потекла краска после промывания, что надо сделать? (Просушить кисть.) Помните: не следует на кисточку брать слишком много краски. Рисуйте каждый свою птицу, а потом царь Берендей выберет из них самую красивую».

Примерные варианты анализа и оценки работ детей с использованием игровых приемов

«Заглянул Иван-царевич в эту клетку и сразу повеселел: уж очень хороша жар-птица! Хвост у нее даже в клетке не поместился», «А эта птица как жар горит, даже светло стало в группе», «А в этой клетке такая красавица в короне, важная да гордая, не смотрит на других».

Иван-царевич восхищается работами детей: «Словно лето красное наступило: солнце засияло и цветы расцвели».

Затем он выбирает понравившуюся ему работу: «Подарю я царю Берендею вот эту птицу, уж очень она красивая: сама вся желтая, перышки красные, а крылья синие с желтым. Хвост у нее как веер и крылья расправлены. Только один глаз у нее большой и подтек немного. Уж не ранили ли ее, пока она золотые яблоки в саду клевала?» «Нет, Иванушка,— отвечает воспита­тель,— это краски много взяли да кисточку, когда мыли, не просушили — вот и потекло». «Оставлю - ка я эту птицу себе,— продолжает Иван-царевич,— а Берендею вот эту подарю. Она вся зеленая, как трава летом, а перья у нее золотые. Цвет сказочный. Только вот хвост у нее не сказочный — обыкновенный».

Используя игровые приемы, воспитатель может оценивать и выразительные средства: «Дети, помогите мне выбрать птицу с самыми красивыми перышками». (Оценка колорита.) «А теперь найдите мне птицу, за которой глаз да глаз нужен, а то улетит». (Передача движения.) «А какая птица веселая, песенки поет? Как вы это узнали?» (Элементы движения.)

Конспект НОД № 2

Тема: «На дне морском»

Задачи: вызвать интерес к теме, желание придумать и выполнить красивый рисунок, непохожий на другие; побуждать детей к переносу способов изображения в новые темы, к поиску разнообразных выразительных средств (цвет, форма, детали и т.п.); способствовать развитию изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста; упражнять в технике рисования красками.

Связь с общевоспитательной работой: лепка рыбок и рисование на тему «Рыбки в аквариу­ме» на предыдущем занятии; рассматривание рыбок в аквариуме, на картинках и рассказы педагога о них; подвижная игра «Караси и щука».

Методы и приемы: наблюдение; беседа; игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности (обыгрывание игрушек, создавае­мых (незаконченных) и выполненных рисунков).

Предварительная работа. Чтение рассказов С.В.Сахарова «На дне морском», рассматривание иллюстраций, открыток с изображением морских рыб.

Материалы. Листы бумаги синего цвета, краски гуашевые, кисти, банки с водой, салфетки бумажные и матерчатые, панно с изображением акулы.

Методика проведения НОД. Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, какое красивое море! Но живет в этом м оре акула, зубастая и злая. Сейчас она старая стала, плохо плавает и может поймать только больных и слабых рыбок. (Демонстрирует плавающую акулу.) Но есть в этом море еще одна рыбка. Ее акула не трогает. Знаете почему? Ее не поймать. Эта здоровая рыбка: у нее красивое овальное тельце, есть все плавники, хвост. Она быстро плавает. И она такая красивая, что даже злой акуле есть ее жалко. Но рыбка одна — ей скучно и страшно одной плавать, вот и спрята­лась она в водорослях. Нужны ей подружки, здоровые рыбки, которые хорошо плавают». Дети приступают к выполнению задания.

Примерные варианты анализа и оценки работ детей с использованием игровых приемов

«Смотри, что случилось с рыбкой на этом рисунке: у нее плавничок отпал. Трудно будет уплыть твоей рыбке, Саша, от акулы. Придумай, какой хвост нарисовать рыбке, чтобы даже акула залюбовалась твоей красивой рыбкой», «Что у твоей рыбки, Сеня? Корона? Как ее можно украсить?» (Оценка передачи строения рыбки, побуждение ребенка к творчеству.) «Море было пустое, скучное, а сейчас в нем столько рыб, да все разные, все красивые. Вдруг выплывает из-за камня акула посмотреть, кто поселился в ее море. «Какая красивая рыбка плывет: вся золотая, плавнички синие, а хвост как веер. Сразу в моем море красиво стало,— говорит акула.— А эту рыбку я не догоню. Она такая сильная, хорошо плавает, тело овальное, все плавнички выросли и хвостом машет. (Оценка выполненных работ.) Нет, старая я стала — не догоню ее. А вот эту догоню».

«Дети, акула решила догнать эту рыбку. Почему?» (Побуждение к анализу рисунков.)

Дети «прячут» рыбку за камешек, водоросли (подрисовывают).

«А сейчас покажите, каких еще рыбок надо спасать, защищать. Почему? Каких рыбок акула не тронет? Почему? Расскажите, какие рыбки вам нравятся. Почему?» (Целостный анализ.)

16.10.2019 17:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!