СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кочевая детсад-школы "Айлик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кочевая детсад-школа «Айлик».

Село Тополиное находится в гористой местности Томпонского района. Томпонская земля расположена по притокам трех крупных рек: Алдана (с притоком Томпо), Яны (с притоком Адычи), Индигирки( притоки Норигендэ и Эльги). Территория СПК(ф) «Томпо» граничит на востоке с Момским, Оймяконским, на юге - с Усть-Майским, Усть-Алданским, на западе - с Кобяйским и Верхоянским районами. Оленьи пастбища представлены крупными участками: Бараинский, расположен в бассейне рек Бараи, Нелгесе,Хунхада,Тукулан,Сартанг; Сунтарский – к востоку по реке Томпо, включая основные притоки р.Норигэндэ, верховье реки Эльги_притока Индигирки; Адычинский- в бассейне рек Чарки, Эльгенджа, Дьолокаг, Адычи, Анмандакан и Делинья.

В соответствии с природно-климатическим и исторически сложившимися кочевым укладом жизни местного населения основной отраслью хозяйствования является оленеводство, которым занимается Сельскохозяйственный Производственный комплекс ( Фактория ) «Томпо». СПК (Ф) «Томпо» и РО им. «П.Е.Погодаева» по численности работников и наличию оленей, которые сосредоточены в 13 оленеводческих стадах, является самым крупным стабильно функционирующим хозяйством в республике.

Первые кочевые школы на стойбищах были открыты в 1929-1930 гг. Кочевые школы работали в виде филиалов основной школы при культбазе. Помещение кочевой школы было примитивное, легкое, приспособленное для работы в условиях севера. Это были кочевой чум или палатка, которые можно было легко складывать и перевозить с одного места на другое.

Тополинская средняя общеобразовательная школа является единственным образовательным учреждением на территории Томпонского сельского наслега, где компактно проживают малочисленный народ – эвены, которые ведут кочевой образ жизни. Систематически возникает проблема выезда детей в оленьстада на летний период. Она состоит в том, что администрация района, районное управление образования, местная администрация, а также община «Томпо», Кочевая семейно-родовая община им. П.Е.Погодаева не в состоянии оплачивать весной и осенью вертолеточасы для организованного вывоза детей оленеводов. Родители вынуждены забирать детей с собой в оленьбригады весной в апреле, привозить в октябре, когда станут реки.

Благодаря принятой в Республике Саха (Якутия) Концепции развития и обновления национальных школ в 2007 году была открыта кочевая детсад-школа «Айлик» как филиал опорной Тополинской общеобразовательной средней школы, целью, которой является - создание систем образования и воспитания детей оленеводов без отрыва от традиционного уклада жизни и семьи, сохранения языка и культуры.

Коллектив общеобразовательной средней школы изучил расположение и маршруты кочевья оленеводческих стад в весеннее и осеннее время и пришел к выводу, что необходимо отметить, обширность территории, бездорожье, что между участками расстояние исчисляется сотнями километров, к «Бараинскому» направлению (оленстада № 1; 9; 16) и к «Адычинскому» направлению (оленстада №2;7;12;14) автодороги нет, в этом вопросе в лучших условиях находится «Сунтарское» направления (3;4;5;6;11; участок Эюмэ; РО им. «П.Е.Погодаева»).

Основным направлением эксперимента является разработка механизма реализации сетевого взаимодействия: углубление и активизация знаний родного языка и культуры в образовательном пространстве; создание системы индивидуализации процесса обучения и воспитания, профильного образования по профессиям, необходимым для поддержания традиционного уклада и хозяйствования - оленеводства. Внедрение эффективных педагогических и информационных технологий. Реализация образовательного социального партнерства (взаимодействие с опорной школой, со школами Кобяйского, Верхоянского, граничащих с маршрутами участков: Бараи, Адычи, Сунтары); реализация идеи общественно-государственного управления школой (создание управляющего совета и общественной экспертизы качества образования).

Вот уже девятый год, коллектив Тополинской средней общеобразовательной школы и детсад «Олененок» реализуется проект по теме « Сетевое взаимодействие Тополинской опорной средней общеобразовательной школы и кочевой детсад-школы «Айлик»», где учитывается традиционный уклад быта, труда и хозяйствования.

Педагогический коллектив школы разработал критерии, параметры, методику оценки реализации проекта, в том числе и Закона РС(Я) «О кочевых школах Республики Саха (Якутия) по совершенствованию нормативно-правовой базы», были внесены изменения в Устав школы ТСОШ, обновлены локальные акты по положению о кочевой школе, должностные инструкции учителя, руководителя.

Учителя - предметники опорной школы составляют индивидуальные программы для учащихся, которые выезжают в стада, и по этим программам учителя-тьюторы занимаются с учащимся.

Была принята программа развития школы на 8 сессии районного совета депутатов. Составлены договоры о сотрудничестве с СПК(ф)»Томпо» и с другими районами республики. Решением сессии народных депутатов были выделены денежные средства для поддержания учителей, выезжающих в оленстада в размере 53 тысячи рублей. Решением управляющего совета школы проводятся стимулирующие выплаты консультантам – тьюторам за обучение детей этнокультуре.

В обеспечении материально – технической базы МОУ «ТСОШ» Томпонского улуса и ее филиала кочевой сад - школы «Айлик» большую поддержку оказывает Министерство образования РС (Я). За счет республиканского бюджета приобретены интерактивный комплект для кабинета эвенского языка, компьютеры, ноутбуки, лабораторное оборудование по физике, химии, биологии. При поддержке Комитета малых народностей севера РС (Я) за счет средств федеральной субсидии по поддержке экономического и социального развития приобретены снегоход «Буран СБ-640-А» с санями, электростанции дизельная и солнечная, радиостанция «Яшма-Н», навигатор GPS, спутниковый телефон.

Для организации вывоза детей оленеводов ежегодно выделяются денежные средства Министерством образования и Министерством сельского хозяйства РС(Я). Особое внимание уделяется соблюдению санитарно- гигиенических норм, правил. Безусловное соблюдение должностных инструкций по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся, работников кочевой детсад- школы. Отсутствуют случаи травматизма и несчастных случаев. Соблюдается режим дня. Опорная школа полностью обеспечена кадрами. В кочевой школе 3 учителя с высшим образованием ( из них 2 работают чумработницами СПК(ф) «Томпо», хотя имеют педагогическое образование), 2 со средным специальным образованием работают в школе воспитателями интерната, большую помощь оказывают сами родители, специалисты СПК(ф) «Томпо». Большая кадровая проблема по дошкольному воспитанию, т.к. не предусматриваются финансирование и дополнительные штатные единицы. В кочевой детсад - школе «Айлик» нет воспитателя со специальным педагогическим образованием.

Ежегодно учащиеся проходят диспансеризацию, проводится в школе витаминизация третьих блюд. В рамках национального проекта «Здоровье» проводится мониторинг оздоровления школьников, в том числе выезжающих в оленеводческие бригады.

Качество учебно-воспитательной работы. Кочевая детсад-школа «Айлик» - филиал ТСОШ Томпонского района - обеспечивает общеобразовательные программы дошкольного, начального и общего основного образования. Большое значение приобретает состояние психологического здоровья обучающихся. В данном направлении работают медик-фельдшер, психолог, социальный педагог. Большую помощь оказывают чумработницы, бригадиры, которые берут «шефство» над учащимися.

Учащиеся, учителя кочевой школы активно участвуют в научной жизни общества и являются победителями научно-практических конференций, конкурсов, предметных олимпиад районного, республиканского, всероссийского уровня, дипломантами Московской международной выставки. Повышение успеваемости обучающихся в кочевой школе повлияло на повышение качества обучения в целом по школе.

Процесс обучения организуется по индивидуальным образовательным программам: каждый ученик имеет свой индивидуальный маршрут. Занятия проводятся в разновозрастной группе, что предполагает большой объем интегрированных уроков по дисциплинам, близких по содержанию.. Индивидуальный учебный план школы разработан на основе БУП РС (Я) - 2005 предусматривает как аудиторные, так и внеаудиторные занятия. Учебный процесс соответствует циклам производственной деятельности, что дает совместное участие детей и их родителей в процессе традиционных промыслов, т.е. решаются вопросы по сохранению традиций народа через непосредственное участие самих детей в этом процессе.

В ходе эксперимента педколлектив кочевой детсада совместно со школой разработал показатели компетенций родителей кочевой школы. Проведено анкетирование по трем параметрам компетенций родителей: образовательные, воспитательные, личностные компетенции. Исходя из этого стало ясно, что необходимо особое внимание сосредоточить на работе с родителями. Показатели компетенций родителей вызывают обеспокоенность, так как у родителей низкая заинтересованность в успешном результате воспитания детей, многие не имеют опыта семейного воспитания (например, из 13 семей 10- молодые семьи); неблагоприятная психологическая обстановка в семье. Поэтому нами разработан план реализации методической работы с семьей по двум направлениям: социальное и познавательное развитие дошкольников в родной среде.

Воспитательно-образовательная работа родителей кочевого детсада проводятся через следующие формы: -консультации по характеристикам возрастных особенностей детей, по ведущей деятельности по возрастам дошкольников,интегрированные занятия, кружковая работа «Процветай, мой край родной» и проведение научно-практических конференций с участием родителей. - «Родительское домашнее задание» по задачам воспитания и обучения к определенному возрасту малышей, по разработанным коллективом детсада индивидуальным программам развития с учетом возрастных особенностей;- информационные издания для родителей: электронная газета «Хонначан», содержание которой имеет рубрики: «Колонка для редактора», «Новости детского сада», «Наш родной язык», «Здоровый северянин», «ИНФО»,«Нам интересно», «Для педагогов кочевых школ»; - «Посылка кочевой семье»: » включает в себя подбор воспитателями «мини-библиотеки» детского сада «Олененок», тематический словарь обиходных слов по эвенскому языку, стихи на русском и эвенском языках для заучивания; подвижные, дидактические и народные игры.

По приезде из стада проводятся срезы знаний, мониторинг. Проводится обмен опытом на семинарах, конференциях, затем опыт работы лучших тьюторов обобщается и распространяется. Изучается выявление запросов родителей-оленеводов по организации учебно-воспитательной работы. Таким образом, мы столкнулись с проблемой недостаточной компетенции родителей, и эта проблема требует дальнейшего решения. Дети в летнее время не только отдыхают в оленстадах, но и помогают своим родителям и родственникам.

Учителя-тьюторы Трифонова Розалия Афанасьевна, Баишева Айталина Иннокентьевна, Неустроева Вера Тимофеевна, Осенина Анна Николаевна, а также воспитатели Замятина Венера Викторовна, Осенина Варвара Петровна и Николаева Анна Гавриловна не только проводят обучение по индивидуальным маршрутам, но и приобщают учеников к традиционным знаниям и умениям, знакомят с обрядами и обычаями предков, прививают практические навыки по уходу за оленями.

Школьники учатся лечить больных оленей, проводить профилактические мероприятия, получают практические навыки, усваивают много новых слов родного языка, связанных с оленеводством и природными явлениями, у них обогащается словарный запас, укрепляется связь с родными, с природой. На Сунтарском направлении оленстадах (3; 4; 5; 6; 11; 15; участок Эюмэ) работают учителя-тьюторы (воспитатели интерната ТСОШ) Трифонова Роза Афанасьевна, Осенина Варвара Петровна, чумработница СПК(ф) «Томпо» Николаева Анна Гавриловна. Количество учащихся: 1 ступень – 8 учащихся; 2 ступень – 5 учащихся; 10 класс – 6 учащихся; дошкольного возраста – 13 детей; Всего: 32. Бараинском направлении оленстадах (1; 9; 16) работают тьютором, специалист СПК(ф) «Томпо» Баишева Айталина Иннокентьевна имеет высшее педагогическое образование и в качестве воспитателя чумработница СПК(ф) «Томпо» Замятина Венера Викторовна. Количество учащихся: 1 ступень учащихся нет; 2 ступень- 8 учащихся и дошкольного возраста – 4. Всего: 12. Адычинском направлении оленстадах (2; 7; 12; 14) работают тьютором чумработницы СПК(ф) «Томпо» Неустроева Вера Тимофеевна имеет высшее педагогическое образование, Осенина Анна Михайловна имеет высшее медицинское образование. Количество учащихся: 1 ступень – 6 учащихся, 2 ступень – 4 учащихся, 9-10 класс – 2, дошкольного возраста – 5 детей. Всего: 17.

Проблемы по работе кочевой детсад – школы «Айлик»: Для дальнейшей реализации Закона РС(Я) «О кочевых школах Республики Саха (Якутия) нам необходимо решить следующие проблемы: Построить и оборудовать учебные базы для кочевой детсад - школы «Айлик» - филиала ТСОШ в трех направлениях оленстад на территории СПК(ф) «Томпо» (Бараи, Эюмэ, Адычи); материально-техническая база кочевой школы обеспечена недостаточно, т.к. все три направления(Бараи, Эюмэ, Адычи): находятся друг от друга на отдаленном расстоянии и нет дороги. Необходимо кадровое обеспечение педагогами широкого профиля. Лицензирование кочевой школы.

Руководитель кочевой школы «Айлик» Дягилева Е.Г.

Категория: Всем учителям
08.02.2016 05:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!