СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Разговор о самом важном"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час

«Разговор на важную тему: сотвори себя сам»

Цель: способствовать формированию таких нравственных устоев как воля, мужество, героизм.

Классный час направлен на ценностноориетированную деятельность. В процессе нравственного развития происходит усвоение и освоение нравственных знаний (нравственных норм, правил поведения и общения, сущности нравственных качеств), развитие нравственных чувств (чувства собственного достоинства, самоуважения, сострадания, сопереживания, чувств любви, и заботы об окружающем мире, людях и т.д.) и нравственного поведения. Главная цель нравственного воспитания – развитие духовности как высшего уровня нравственно- эмоционального развития человека, достижения гармонии его идеалов и поступков общечеловеческими ценностями, в основе, которой лежит потребность служить людям и добру, постоянного стремление к самосовершенствованию.

Форма проведения: практикум

Практикум – форма, представляющая собой комплекс упражнений, включающих самодиагностику нравственного выбора учащихся и решение ситуаций нравственного выбора.

Каждому человеку

судьбу создают его нравы.

Античный афоризм.

План.

  1. Организационный момент (постановка цели, подготовка студентов, объяснение эпиграфа)
  2. Слово учителя о понятиях и постановка проблемы
  3. Чтение притч и заполнение кластера
  4. Просмотр фильма
  5. Выводы и итоги.

Когда речь заходит о таком сложном понятии, как нравственность обычно ребята думают, что им будут читать нравоучения или лекцию. Я не стану читать вам сегодня лекцию. Все мы хотим, чтобы вы стали хорошими людьми. А что такое хороший человек? Иначе мы говорим нравственный человек. Какие качества он должен в себе воспитать?

Об этом мы сегодня и задумаемся.

Нравственность – это вид общественных отношений, которые направлены на самоценность личности, равенство всех людей в их стремлении к счастью и достойной жизни.

Часто мы не думаем хорошо или плохо мы поступили и говорим следующие слова. Слова должен прочесть какой-нибудь ученик.

Конечно, у меня есть недостатки, но ведь идеальных людей нет

Не хватает времени

Не стоит заниматься работой, которая тебе не нравится

Я бы хотел учиться, но у меня нет способностей.

Обойдётся, проживу как-нибудь.

Завтра исправлюсь и сделаю это

Сделаю, если будут заставлять

Я совершил это, потому что все делают так же

Нам знакомы эти слова, вы сами поймёте, что ошибались, когда говорили так.

Мы сами определим, что должно быть в человеке и чего быть не должно. Все качества мы будем заносить в схему и получим своеобразную модель нравственного человека. Мы увидим какие качества должны быть в нём и поймём всё про себя. Есть ли у нас эти качества или этих качеств у нас нет. Я сообщу вам ключ, и вы можете не сообщать результат, оставляя за собой это право.

Мы будем проводить самодиагностику самих себя и в заключении подведём итоги, каких качеств нам не достаёт, а какие мы в себе уже воспитали. Для самодиагностики вам раздали вопросник. Вы сами оцените себя.

Человек

Да

Нет

Мы будем читать притчи и разбираться. Читать буду не только я. Читать будет любой из вас.

  1. Жила одна семья: отец, мать, 10-летний сын и бабушка. Они ели все за одним столом. Бабушка стала совсем старенькая, у неё дрожали руки, и она всё роняла. Она часто рассыпала еду по столу, и это очень раздражало невестку. Она говорила мужу, что у неё пропадает аппетит. Муж ничего не говорил. Он понимал, что с мамиными руками ничего уже не сделаешь. Со временем он сдался, и его мать отсадили за другой стол. Ей поставили старую щербатую тарелку. Чтобы хорошую посуду она не разбивала. Старушка опечалилась. Но что она могла сделать? Стала она вспоминать прошлое – с какой любовью она растила своего сына, сколько времени ему уделяла. Она никогда не жаловалась на трудности, была с ним в нужный момент. А теперь почувствовала себя брошенной. Прошло несколько дней. Бабушка перестала улыбаться. И вот её 10-летний внук подошёл к ней и сказал: «Бабушка я знаю, что несчастна. Мои родители плохо с тобой поступили. Но ты не беспокойся. Я заставлю их измениться. Делай всё, как я скажу» В сердце бабушки зародилась надежда. Внук сказал ей, что она должна разбить тарелку как бы случайно. Во время обеда бабушка разбила тарелку. Невестка хотела обругать старушку. Но не успела, мальчик сказал: «Бабушка, зачем ты разбила тарелку? Я хотел сохранить её для моей мамы, когда она состариться». Мать побледнела. Она поняла, что показала сыну пример и не лучший. Сын будет так же обращаться с ней в старости. Ей стало стыдно. С того дня семья снова стала собираться за одним столом. О чём эта притча?

Варианты ребят

Да это об уважении к старости, уважение – основа всех отношений. Со сверстниками, родителями, старшими, учителями.

Уважение порождает добро, уважая, вы будете желанным человеком на работе, в семье, в дружбе.

  1. Молодой бамбуковый побег только что вылез из земли. Он посмотрел на небо и сказал сам себе: «Мне говорили, что небо высоко и до него нельзя достать. Не верю, что это правда. Побег был полон сил. Он был уверен, что если всё время расти, то в один прекрасный момент можно достать до неба. И он стал расти и расти. Прошло 10 лет, 20 лет. Он снова посмотрел на небо. Оно по-прежнему было недосягаемым. И только тогда он кое-что понял и начал склоняться вниз. Чем больше он рос, тем ниже склонялся. О чём эта притча?

О гордыни. Не возгордись. Это мешает в жизни. Никогда не думай, что ты самый лучший. Помни, что у знаний и таланта нет границ. И кто-то умнее и талантливее, чем ты.

3. В одной восточной семье росла дочь, красавица. Много женихов сватались за неё. Но она полюбила простого парня, который тоже её полюбил. Но был в деревне другой парень- гроза всей округи. Он лучше всех скакал на коне, лучше всех дрался на мечах и был из богатой семьи. И он решил жениться на этой девушке. Красавица поставила условие, что выйдет замуж за того, кто сможет быстрее доскачет на лошади. Уверен в себе был гроза округи. И совсем не уверен влюблённый юноша. Долго беседовала с ним девушка. Она пыталась убедить своего любимого набраться смелости, поверить в свои силы. Но юноша сомневался. Но когда настал день скачек, он подумал о том, что сильно любит девушку, и сказал себе: «Я смогу и обязательно выиграю» Он был быстрее ветра и выиграл. После женился на девушке. О чём эта притча?

Об уверенности. Уверенность – это состояние духа «сначала поверь в себя, а потом в тебя поверят другие». Это не просто слова, это истина жизни.

4.В одно стране жил был 90-летний старик со своими сыновьями, невестками и внуками. Жили они у двух гор. Эти горы им мешали. Старик решил срыть эти горы и выбросить грунт в море. Соседи услышали это и стали смеяться над стариком. Но он им сказал: «Нет ничего невозможного! Я скоро умру, но у меня есть сыновья, а у сыновей – дети и так далее. Разве не под силу им срыть эти горы? Ведь недаром говориться: «Было бы желание, а способ найдётся»

Это притча о воле.

«Все победы начинаются с побед над самим собой». Вы должны воспитать в себе силу воли.

Сила воли рождает гениев. Известный Эдисон утверждал, что гений – это 1% вдохновения и 90% потение (то есть труд над самим собой, воля, усердие)

Знаменитый китайский поэт Ли Бо рассказал как в молодости он жил далеко от родного дома. Ему не хватило силы воли учиться, и он решил вернуться домой. Он бросил учёбу. По пути домой он встретил старуху, сидевшую возле дома. В руках она держала кусок металла, которым водила по камню. Ли Бо удивлённо спросил, что она делает. Старуха ответила: «Я хочу из этого куска выточить иголку.» Услышав это, Ли Бо устыдился и решил вернуться в школу. Впоследствии он стал знаменитым поэтом.

Чтобы что - то заставить себя сделать, нужна не только воля, но и нечто другое.

Может быть упорство, усердие

5 «Два человека пошли в путь. Один был, слаб здоровьем и ел мало. Другой был здоров и ел много. Вот попали они в плен, их посадили в тюрьму, приняв за врагов, и стали морить голодом. Через 2 недели разобрались и поняли, что они ничем не виноваты. Когда открыли дверь, то увидели, что здоровый умер, а немощный жив. То есть тот, кто привык много есть, потому и погиб. Другой же терпелив, приучил себя к малому в еде и остался жив.

Это о терпении, выносливости. Пусть те качества тоже сопровождают вас в жизни.

  1. Это случилось лет 20 назад. В Ереване средь бела дня на глазах у множества людей троллейбус с пассажирами рухнул с высокой дамбы водохранилища и затонул. Для того чтобы вызвать спасателей нужно было время, а люди тонули. Для их спасения оставались считанные минуты. На дамбе в это время появилась группа спортсменов, которая возвращалась с пробежки. Среди них был пловец Шаварш Карапетян. Он спрыгнул с товарищами в воду. Он спасал людей в ледяной воде. Потом он закреплял тросы кранов, когда приехали спасатели. Потом 45 суток он болел, высокая температура, угроза заражения крови, аллергия. Выздоровление было трудным. Затем он вернулся в бассейн и установил новый мировой рекорд. Лучшая награда герою – жизнь спасённых их было 20 человек.

Это притча о смелости, воле, мужестве, героизме.

Мы завершили нашу схему

Человек

Да

Нет

Уважение

Уверенность

Воля

Упорство

Усердие

Терпение

Выносливость

Мужество

героизм

Гордыня

Грубость

Безволие

Слабость

Неумение

Нетерпение

трусость

Как же всё это все воспитывать, как стремится быть таким же, как и многие герои рассказанных нами историй и хотим, чтобы у нас было больше качеств первого столбика.

Сейчас вы проведёте и подсчитаете самодиагностику.

(проходит самодиагностика и если есть желающие, они могут сказать о себе, если нет, то учитель не настаивает)

А сейчас мы посмотрим небольшой фильм, имеющий отношение к теме нашего сегодняшнего разговора.

Называется «Разговор с богом»

Просмотр записи.

Беседа:

Что запомнили из наставлений?

Что вас удивило?

Как надо общаться между собой?

Вам приготовлена памятка по этому фильму, чтобы вы ещё раз подумали об этом.

Учащиеся получают памятку.

  • Находите время для других людей
  • Не спешите взрослеть, цените свой возраст!
  • Берегите здоровье!
  • Живите и сегодня, а не только будущими надеждами!
  • Не сравнивайте себя с другими!
  • Учитесь прощать!
  • Не обижайте близких!
  • Оглянитесь: вас любят, но вы этого не замечаете!
  • Богат тот, кто нуждается в меньшем!

В заключение нашего разговора я прочту вам стихотворение-напутствие поэта Э.Асадова.

Учитесь друзья уступать,

Учитесь по совести поступать

И даже в пиру не упиться

Не просто быть честным всегда и везде

И чтобы быть верным в любой беде

Трижды не грех учиться

С готовой, с красивой душой навек

Отнюдь не рождается человек

Ничто ведь само не строится

Уверен, что скромником и бойцом,

Отзывчивым, умницей, храбрецом

Учатся и становятся!

Но как это сделать? Легко сказать!

Как сделать? А душу тренировать

На искренность, на заботы

Как в спорте, как в музыке, как в труде,

Тренаж нужен людям везде-везде

Вот так и берут высоты.

Высоты всяческой красоты,

Любви и действительной доброты.

И нечего тут стыдиться!

Ведь ради того, чтоб не зря весь век

Носили мы звание «Человек»,-

Стоит, друзья, учиться!

Анкета по самодиагностике.

1. Вы участвуете в решении семейных проблем?

А) Да, б) нет, в) иногда

«Да» - 3, «Нет» - 1, «Иногда» - 2

2. Вы интересуетесь работой ваших родителей, их заботами и трудностями?

А) Да, б) нет, в) иногда

«Да» - 3, «Нет» - 1, «Иногда» - 2

3. Часто ли ты поступаешь так, как поступают другие?

А) Да, б) нет, в) иногда

«Да» - 1, «Нет» - 3, «Иногда» - 2

4. Вы пойдёте, не раздумывая на сомнительное дело, если вас позовут?

А) Да, б) нет, в) иногда

«Да» - 1, «Нет» - 3, «Иногда» - 2

5. Вы всегда уверены в своих силах и возможностях?

А) Да, б) нет, в) иногда

«Да» - 3, «Нет» - 2, «Иногда» - 1

6. Берётесь ли вы за дело выше ваших возможностей?

А) Да, б) нет, в) иногда

«Да» - 1, «Нет» - 3, «Иногда» - 2

7. Если у вас что-то не получилось, то вы будете к этому возвращаться?

А) Да, б) нет, в) иногда

«Да» - 3, «Нет» - 1, «Иногда» - 2

8. Выполняете ли вы поручение, которое вам не совсем приятно?

А) Да, б) нет, в) иногда

«Да» - 3, «Нет» - 1, «Иногда» - 2

9. Если вы начали что-то делать, но потом поняли, что это неинтересно, доведёте ли вы начатое дело до конца?

А) Да, б) нет, в) иногда

«Да» - 3, «Нет» - 1, «Иногда» - 2

10. Всегда ли вы выполняете свои обещания?

А) Да, б) нет, в) иногда

«Да» - 3, «Нет» - 1, «Иногда» - 2

11. Выносливый ли вы человек?

А) Да, б) нет, в) иногда

«Да» - 3, «Нет» - 1, «Иногда» - 2

12. Быть мужественным и совершать подвиги – это уже никому не нужно. Согласны ли вы с этим высказыванием?

А) Да, б) нет, в) иногда

«Да» - 1, «Нет» - 3, «Иногда» - 2

13. Вы всегда анализируете своё поведение и поступки и делаете из этого выводы?

А) Да, б) нет, в) иногда

«Да» - 3, «Нет» - 1, «Иногда» - 2

14. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно бы выполнить сегодня?

А) Да, б) нет, в) иногда

«Да» - 1, «Нет» - 3, «Иногда» - 2

15.Могли бы вы рисковать своей жизнью ради других?

А) Да, б) нет, в) иногда

«Да» - 3, «Нет» - 1, «Иногда» - 2

Обработка результатов

После подсчёта результата определяем свой результат

Подсчитываем свои результаты. Их сумма будет свидетельствовать о том, какой вы человек

Если набралось 34 – 45 – Человек вы волевой, интересующийся проблемами своей семьи. Пытаетесь разрешить эти проблемы, предлагаете свою помощь. С силой воли у вас всё в порядке. Вы волевой человек, на вас можно положиться, не подведёте. Доводите дело до конца, даже такое, которое вам и не нравится делать, способны совершить решительные поступки. Действуете разумом, а не чувствами. Но не зазнайтесь, знайте, что иногда ваша твёрдая и непримиримая позиция может досаждать окружающим.

Если набралось от 21 – 33 – Если чувствуете, что иначе нельзя, вы действуете должным образом, но если увидите, что чего-то можно и не делать, то не станете за это браться. Делами семьи интересуетесь, но не всегда. Если вам что-то поручают, вы выполняете, а по своей инициативе лишние обязанности на себя не берёте. Вы довольно дипломатичны, но не всегда тверды и упорны в достижении цели. Можете пойти за тем, кто вас позовёт. Не всегда руководствуетесь разумом, можете, что-то сделать по инерции.

Если набралось 20 и менее, то с силой воли у вас не всё благополучно. К своим обязанностям вы относитесь спустя рукава, делаете лишь то, что легче и интереснее. Мало интересуетесь проблемами семьи, предпочитаете ни во что не вмешиваться. Часто не доводите дело до конца, быстро теряете интерес к чему-либо. Мало приносите пользы людям, мало у вас желания на решительные действия и поступки. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны, проанализируйте своё поведение, поступки и попытайтесь хоть что- то изменить. Вы скоро убедитесь, что это вовсе не трудно, надо лишь заставить себя. И не сомневайтесь, вы станете более волевым человеком.

Категория: Русский язык
07.06.2018 18:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!