СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Классный час
«Разговор на важную тему: сотвори себя сам»
Цель: способствовать формированию таких нравственных устоев как воля, мужество, героизм.
Классный час направлен на ценностноориетированную деятельность. В процессе нравственного развития происходит усвоение и освоение нравственных знаний (нравственных норм, правил поведения и общения, сущности нравственных качеств), развитие нравственных чувств (чувства собственного достоинства, самоуважения, сострадания, сопереживания, чувств любви, и заботы об окружающем мире, людях и т.д.) и нравственного поведения. Главная цель нравственного воспитания – развитие духовности как высшего уровня нравственно- эмоционального развития человека, достижения гармонии его идеалов и поступков общечеловеческими ценностями, в основе, которой лежит потребность служить людям и добру, постоянного стремление к самосовершенствованию.
Форма проведения: практикум
Практикум – форма, представляющая собой комплекс упражнений, включающих самодиагностику нравственного выбора учащихся и решение ситуаций нравственного выбора.
Каждому человеку
судьбу создают его нравы.
Античный афоризм.
План.
Когда речь заходит о таком сложном понятии, как нравственность обычно ребята думают, что им будут читать нравоучения или лекцию. Я не стану читать вам сегодня лекцию. Все мы хотим, чтобы вы стали хорошими людьми. А что такое хороший человек? Иначе мы говорим нравственный человек. Какие качества он должен в себе воспитать?
Об этом мы сегодня и задумаемся.
Нравственность – это вид общественных отношений, которые направлены на самоценность личности, равенство всех людей в их стремлении к счастью и достойной жизни.
Часто мы не думаем хорошо или плохо мы поступили и говорим следующие слова. Слова должен прочесть какой-нибудь ученик.
Конечно, у меня есть недостатки, но ведь идеальных людей нет
Не хватает времени
Не стоит заниматься работой, которая тебе не нравится
Я бы хотел учиться, но у меня нет способностей.
Обойдётся, проживу как-нибудь.
Завтра исправлюсь и сделаю это
Сделаю, если будут заставлять
Я совершил это, потому что все делают так же
Нам знакомы эти слова, вы сами поймёте, что ошибались, когда говорили так.
Мы сами определим, что должно быть в человеке и чего быть не должно. Все качества мы будем заносить в схему и получим своеобразную модель нравственного человека. Мы увидим какие качества должны быть в нём и поймём всё про себя. Есть ли у нас эти качества или этих качеств у нас нет. Я сообщу вам ключ, и вы можете не сообщать результат, оставляя за собой это право.
Мы будем проводить самодиагностику самих себя и в заключении подведём итоги, каких качеств нам не достаёт, а какие мы в себе уже воспитали. Для самодиагностики вам раздали вопросник. Вы сами оцените себя.
Человек |
Да |
Нет |
Мы будем читать притчи и разбираться. Читать буду не только я. Читать будет любой из вас.
Варианты ребят
Да это об уважении к старости, уважение – основа всех отношений. Со сверстниками, родителями, старшими, учителями.
Уважение порождает добро, уважая, вы будете желанным человеком на работе, в семье, в дружбе.
О гордыни. Не возгордись. Это мешает в жизни. Никогда не думай, что ты самый лучший. Помни, что у знаний и таланта нет границ. И кто-то умнее и талантливее, чем ты.
3. В одной восточной семье росла дочь, красавица. Много женихов сватались за неё. Но она полюбила простого парня, который тоже её полюбил. Но был в деревне другой парень- гроза всей округи. Он лучше всех скакал на коне, лучше всех дрался на мечах и был из богатой семьи. И он решил жениться на этой девушке. Красавица поставила условие, что выйдет замуж за того, кто сможет быстрее доскачет на лошади. Уверен в себе был гроза округи. И совсем не уверен влюблённый юноша. Долго беседовала с ним девушка. Она пыталась убедить своего любимого набраться смелости, поверить в свои силы. Но юноша сомневался. Но когда настал день скачек, он подумал о том, что сильно любит девушку, и сказал себе: «Я смогу и обязательно выиграю» Он был быстрее ветра и выиграл. После женился на девушке. О чём эта притча?
Об уверенности. Уверенность – это состояние духа «сначала поверь в себя, а потом в тебя поверят другие». Это не просто слова, это истина жизни.
4.В одно стране жил был 90-летний старик со своими сыновьями, невестками и внуками. Жили они у двух гор. Эти горы им мешали. Старик решил срыть эти горы и выбросить грунт в море. Соседи услышали это и стали смеяться над стариком. Но он им сказал: «Нет ничего невозможного! Я скоро умру, но у меня есть сыновья, а у сыновей – дети и так далее. Разве не под силу им срыть эти горы? Ведь недаром говориться: «Было бы желание, а способ найдётся»
Это притча о воле.
«Все победы начинаются с побед над самим собой». Вы должны воспитать в себе силу воли.
Сила воли рождает гениев. Известный Эдисон утверждал, что гений – это 1% вдохновения и 90% потение (то есть труд над самим собой, воля, усердие)
Знаменитый китайский поэт Ли Бо рассказал как в молодости он жил далеко от родного дома. Ему не хватило силы воли учиться, и он решил вернуться домой. Он бросил учёбу. По пути домой он встретил старуху, сидевшую возле дома. В руках она держала кусок металла, которым водила по камню. Ли Бо удивлённо спросил, что она делает. Старуха ответила: «Я хочу из этого куска выточить иголку.» Услышав это, Ли Бо устыдился и решил вернуться в школу. Впоследствии он стал знаменитым поэтом.
Чтобы что - то заставить себя сделать, нужна не только воля, но и нечто другое.
Может быть упорство, усердие
5 «Два человека пошли в путь. Один был, слаб здоровьем и ел мало. Другой был здоров и ел много. Вот попали они в плен, их посадили в тюрьму, приняв за врагов, и стали морить голодом. Через 2 недели разобрались и поняли, что они ничем не виноваты. Когда открыли дверь, то увидели, что здоровый умер, а немощный жив. То есть тот, кто привык много есть, потому и погиб. Другой же терпелив, приучил себя к малому в еде и остался жив.
Это о терпении, выносливости. Пусть те качества тоже сопровождают вас в жизни.
Это притча о смелости, воле, мужестве, героизме.
Мы завершили нашу схему
Человек |
Да |
Нет |
Уважение Уверенность Воля Упорство Усердие Терпение Выносливость Мужество героизм |
Гордыня Грубость Безволие Слабость Неумение Нетерпение трусость
|
Как же всё это все воспитывать, как стремится быть таким же, как и многие герои рассказанных нами историй и хотим, чтобы у нас было больше качеств первого столбика.
Сейчас вы проведёте и подсчитаете самодиагностику.
(проходит самодиагностика и если есть желающие, они могут сказать о себе, если нет, то учитель не настаивает)
А сейчас мы посмотрим небольшой фильм, имеющий отношение к теме нашего сегодняшнего разговора.
Называется «Разговор с богом»
Просмотр записи.
Беседа:
Что запомнили из наставлений?
Что вас удивило?
Как надо общаться между собой?
Вам приготовлена памятка по этому фильму, чтобы вы ещё раз подумали об этом.
Учащиеся получают памятку.
В заключение нашего разговора я прочту вам стихотворение-напутствие поэта Э.Асадова.
Учитесь друзья уступать,
Учитесь по совести поступать
И даже в пиру не упиться
Не просто быть честным всегда и везде
И чтобы быть верным в любой беде
Трижды не грех учиться
С готовой, с красивой душой навек
Отнюдь не рождается человек
Ничто ведь само не строится
Уверен, что скромником и бойцом,
Отзывчивым, умницей, храбрецом
Учатся и становятся!
Но как это сделать? Легко сказать!
Как сделать? А душу тренировать
На искренность, на заботы
Как в спорте, как в музыке, как в труде,
Тренаж нужен людям везде-везде
Вот так и берут высоты.
Высоты всяческой красоты,
Любви и действительной доброты.
И нечего тут стыдиться!
Ведь ради того, чтоб не зря весь век
Носили мы звание «Человек»,-
Стоит, друзья, учиться!
Анкета по самодиагностике.
1. Вы участвуете в решении семейных проблем?
А) Да, б) нет, в) иногда
«Да» - 3, «Нет» - 1, «Иногда» - 2
2. Вы интересуетесь работой ваших родителей, их заботами и трудностями?
А) Да, б) нет, в) иногда
«Да» - 3, «Нет» - 1, «Иногда» - 2
3. Часто ли ты поступаешь так, как поступают другие?
А) Да, б) нет, в) иногда
«Да» - 1, «Нет» - 3, «Иногда» - 2
4. Вы пойдёте, не раздумывая на сомнительное дело, если вас позовут?
А) Да, б) нет, в) иногда
«Да» - 1, «Нет» - 3, «Иногда» - 2
5. Вы всегда уверены в своих силах и возможностях?
А) Да, б) нет, в) иногда
«Да» - 3, «Нет» - 2, «Иногда» - 1
6. Берётесь ли вы за дело выше ваших возможностей?
А) Да, б) нет, в) иногда
«Да» - 1, «Нет» - 3, «Иногда» - 2
7. Если у вас что-то не получилось, то вы будете к этому возвращаться?
А) Да, б) нет, в) иногда
«Да» - 3, «Нет» - 1, «Иногда» - 2
8. Выполняете ли вы поручение, которое вам не совсем приятно?
А) Да, б) нет, в) иногда
«Да» - 3, «Нет» - 1, «Иногда» - 2
9. Если вы начали что-то делать, но потом поняли, что это неинтересно, доведёте ли вы начатое дело до конца?
А) Да, б) нет, в) иногда
«Да» - 3, «Нет» - 1, «Иногда» - 2
10. Всегда ли вы выполняете свои обещания?
А) Да, б) нет, в) иногда
«Да» - 3, «Нет» - 1, «Иногда» - 2
11. Выносливый ли вы человек?
А) Да, б) нет, в) иногда
«Да» - 3, «Нет» - 1, «Иногда» - 2
12. Быть мужественным и совершать подвиги – это уже никому не нужно. Согласны ли вы с этим высказыванием?
А) Да, б) нет, в) иногда
«Да» - 1, «Нет» - 3, «Иногда» - 2
13. Вы всегда анализируете своё поведение и поступки и делаете из этого выводы?
А) Да, б) нет, в) иногда
«Да» - 3, «Нет» - 1, «Иногда» - 2
14. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно бы выполнить сегодня?
А) Да, б) нет, в) иногда
«Да» - 1, «Нет» - 3, «Иногда» - 2
15.Могли бы вы рисковать своей жизнью ради других?
А) Да, б) нет, в) иногда
«Да» - 3, «Нет» - 1, «Иногда» - 2
Обработка результатов
После подсчёта результата определяем свой результат
Подсчитываем свои результаты. Их сумма будет свидетельствовать о том, какой вы человек
Если набралось 34 – 45 – Человек вы волевой, интересующийся проблемами своей семьи. Пытаетесь разрешить эти проблемы, предлагаете свою помощь. С силой воли у вас всё в порядке. Вы волевой человек, на вас можно положиться, не подведёте. Доводите дело до конца, даже такое, которое вам и не нравится делать, способны совершить решительные поступки. Действуете разумом, а не чувствами. Но не зазнайтесь, знайте, что иногда ваша твёрдая и непримиримая позиция может досаждать окружающим.
Если набралось от 21 – 33 – Если чувствуете, что иначе нельзя, вы действуете должным образом, но если увидите, что чего-то можно и не делать, то не станете за это браться. Делами семьи интересуетесь, но не всегда. Если вам что-то поручают, вы выполняете, а по своей инициативе лишние обязанности на себя не берёте. Вы довольно дипломатичны, но не всегда тверды и упорны в достижении цели. Можете пойти за тем, кто вас позовёт. Не всегда руководствуетесь разумом, можете, что-то сделать по инерции.
Если набралось 20 и менее, то с силой воли у вас не всё благополучно. К своим обязанностям вы относитесь спустя рукава, делаете лишь то, что легче и интереснее. Мало интересуетесь проблемами семьи, предпочитаете ни во что не вмешиваться. Часто не доводите дело до конца, быстро теряете интерес к чему-либо. Мало приносите пользы людям, мало у вас желания на решительные действия и поступки. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны, проанализируйте своё поведение, поступки и попытайтесь хоть что- то изменить. Вы скоро убедитесь, что это вовсе не трудно, надо лишь заставить себя. И не сомневайтесь, вы станете более волевым человеком.
© 2018, Замятина Татьяна Петровна 644