СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Кузбасс – моя малая родина!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели мероприятия:

  • Ознакомление детей с малой родиной, привития им чувства уважения и гордости за свой район, город, Кузбасс.
  • Знакомство с современной символикой Кемеровской области.
  • Развитие познавательного интереса к истории Кузбасса.
  • Учить детей рассуждать, мыслить, высказывать свои мысли.
  • Воспитывать чувство гордости за свою большую и малую родину, чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Оборудование:

  • Герб, флаг и гимн Кузбасса
  • Административная карта России
  • Карта Кемеровской области
  • Песня о Кузбассе ( В. Пипекин)
  • Песня «Край Кузнецкий»
  • Слайды
  • Мультимедийное оборудование
  • Магнитофон
  • Пословицы и поговорки на тему: « Родина».

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

ОТКУДА НАЧИНАЕТСЯ РОССИЯ?

Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

к труду,

к терпенью,

к правде,

к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней -

Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

(Виктор Боков)

II. Объявление темы и цели мероприятия

Негромко звучит фонограмма песни «Рабочая мелодия Кузбасса».

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему эпиграфом к мероприятию я предложила стихи о России? Что значит Россия для каждого из нас? Ученик: Это наша большая Родина. Учитель: Правильно, это наша бескрайняя Родина! А что такое Родина? Ученик: Родина - это там, где мы родились, выросли, живем. Учитель: У каждого из нас есть то место, где он родился и живет. Тот уголок от необъятной Родины, мы называем Малая Родина.

Учитель: Ребята! Как называется наша Малая Родина?

Ученик: Мы живем в Сибири и наша малая родина - Кемеровская область или Кузбасс.

На экране запись “Кузбасс – моя Малая Родина”.

Учитель: Нельзя не гордиться нашим краем, в котором мы живём. Кемеровская область протянулась почти на 500 километров с юга на север и на 300 км в самой её широкой части- с запада на восток. Зелёная тайга, высокие горные хребты и плодородные степи нашего края - неповторимы.

В российской нашей необъятной шири Есть край заветный. Край, где мы живем. Зовут его жемчужиной Сибири, А мы землей любимою зовем. Гордимся мы твоею доброй славой, Твоим богатством, наш шахтерский край, Кузнецкий край, на благо всей державы, На счастье нам живи и процветай. (Владимир Иванов)

  1. Содержание

Учитель:.Каждая страна, каждый город имеет свои отличительные символы, по которым их можно узнать. Это: герб, флаг, гимн. Начнём знакомство с самого древнего символа – герба. Герб – немецкое слово. В переводе на русский оно означает – «наследство». Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.

Учитель: Как вы думаете, когда появились первые гербы?

Ученики: Скорее всего, в период Средневековья, когда строились рыцарские замки и устраивались турниры.

Учитель: Это предположение не беспочвенно, хотя происхождение гербов можно отнести к значительно раннему периоду истории человечества. Ещё во времена первобытного общества на скалах или больших камнях наши предки примитивными орудиями выбивали или рисовали различных животных. Этим животным поклонялись тогдашние роды и племена, считая их прародителями – тотемами. В этих изображениях исследователи видят прообразы гербов. Непосредственными же предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Первыми гербами являлись эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств. Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности, местные отличия, исторические события, в них произошедшие. Скажите, что является основой всякого герба?

Ученики: Щит, на котором изображалась эмблема.

Учитель: Известно пять форм западноевропейских щитов.

(Демонстрируется Слайды «Формы гербовых щитов»,

Это: итальянский, исландский, французский, варяжский и немецкий щиты. А теперь посмотрите на изображение герба Кемеровской области, и скажите, форму какого щита он имеет?

Ученики: Герб Кемеровской области представляет собой французский щит.

Учитель: Мы уже говорили о том, что герб передаёт местные отличия города или рода. Давайте разберём, о чём говорит герб Кемеровской области.

Ученики: Кузбасс славится своим углём, скорее всего, основной чёрный цвет символизирует каменный уголь, который у нас добывают. Ещё изображены шахтёрские инструменты.

Учитель: Конечно же основную суть герба вы поняли, но это далеко не полный ответ. Посмотрите пожалуйста на Герб Кемеровской области.

Щит окаймлён полосами чёрного и золотого цветов. Нижняя часть щита зелёного цвета. Зелёный цвет символизирует сельское хозяйство и природные богатства. Зелёный цвет – это также цвет молодости и надежды. В центре щита – треугольник чёрного цвета, усечённый с боков и окаймлённый узкой полосой золотого цвета – террикон, символизирующий угольную промышленность. В центре террикона расположены перекрещенные кирка и кузнечный молот, обозначающие индустриальную принадлежность Кемеровской области. Из зелёного поля через перекрещенные кузнечный молот и кирку к вершине террикона устремлены три пшеничных колоса. Колосья символизируют также важность для Кемеровской области сельского хозяйства. Треугольники красного цвета в верхних углах щита символизируют раскалённый металл. Герб обрамлён дубовым венком, нижняя часть венка переплетена орденской лентой ордена Ленина, которым Кемеровская область была награждена дважды: в 1967 и 1970 годах. В центральной части орденской ленты обозначена дата: 1943 год – год образования Кемеровской области. В разрыве дубового венка над центром гербового щита изображена корона в виде стилизованной полной чаши, символизирующей богатство Кузбасса.

(Демонстрируется «Флаг Кемеровской области».

Не менее значимым и отличительным символом является флаг. Кто-нибудь знает происхождение слова «флаг»?

Ученики: В старину употребляли слово «знамя». Впервые знамёна вывешивали на кораблях для того, чтобы отличать торговые суда от военных и пиратских.

Учитель: Правильно. Слово «флаг» происходит от голландского «корабельное знамя». Слово «знамя» - от слов «знамение», «знак». Ещё в древности флаги служили для управления войсками в битве и как символ власти.

Флаг Кемеровской области представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с синей полосой вдоль древка во всю ширину флага, составляющую одну треть длины. В верхней части синей полосы посередине помещается герб Кемеровской области. Флаг области поднят постоянно на здании Администрации Кемеровской области вместе с флагом Российской Федерации.

Учитель: Ребята, кто может сказать, что такое гимн?

Ученики: Гимн – это хвалебная песня в честь кого-то.

Торжественная песня.

Главная песня страны.

Учитель: Гимн есть у каждого государства. Подобно гербу и флагу гимн – официальный символ каждого независимого государства. Слово «гимн» гимн происходит от греческого «hymnos» - торжественная песнь в честь божества. В современном понятии – гимн – хвалебная песнь или торжественное музыкальное произведение без слов. Некоторые города и области, организации и общества пишут и используют в торжественных случаях свои гимны. У нашей области тоже имеется свой гимн, который называется «Рабочая мелодия Кузбасса». Стихи написал Г.Югров, музыку – Е.Лугов (приложение 4). Вначале урока вы слышали запись этой песни. Давайте прослушаем её ещё раз. Перед вами лежат слова гимна Кузбасса, исполним его все вместе под фонограмму.

Звучит запись песни «Рабочая мелодия Кузбасса».

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с главными символами Кемеровской области. Все мы должны знать и почитать их, гордиться ими, гордиться краем, в котором мы живём, знать его историю. Как бывает у человека одна мать, так бывает одна и Родина.

Учитель: Сонное полюшко. Дремлющий зной. Лето улыбчиво. Пахнет смолой. Сосны-сестрицы в немой тишине- Сказкой причудливой в сладостном сне. Что-то негромко поёт свиристель, Белого облачка, в небе, фланель. Полдень застыл. Красота и покой! Запах душицы, немного хмельной. Тянется солнца незримая нить, Пташка, с испугу, запела: Пить, пить! Лето в разгаре. Чуть пахнет грозой. Озеро в дреме глядит бирюзой: Очень красивы родные края! Малая Родина, радость моя! Всё удивительно! Не на показ! Как я люблю тебя милый КУЗБАСС! (Надежда Ергер)

Учитель : Посмотрим на карту Кемеровской области. О чем может рассказать нам карта?

Ученики:Земля Кузнецкая, Кузбасс, Кемеровская область – это названия нашей небольшой по площади малой Родины. Занимает она всего 95.5 тысячи квадратных километров, что составляет 0,6 процента территории России.

Большей своей частью Кемеровская область располагается в Кузнецкой котловине, окаймленной с трех сторон подковой гор: с востока – Кузнецким Алатау, с юга – Абаканским хребтом, с юго-запада – Салаирским кряжем. Северо –западная часть области сливается с равниной Западно –Сибирской низменности.

Соседями Кемеровской области являются: с севера –Томская область, с востока – Красноярский край и Республика Хакасия, с юга – Республика Алтай, с юго –запада –Алтайский край и с запада –Новосибирская область.

С юга на север область пересекает приток реки Оби –река Томь, судоходная для небольших судов. Всего на территории области насчитывается до 21,4 тысячи рек, речушек и ручьев общей длиной 76,5 тысячи километров. Одновременно имеется несколько сот пойменных и материковых озер. Самое большое из них – озеро Большой Берчикуль.

Климат Кемеровской области континентальный. Средняя температура января -19оС, июля +19оС. Около двух третей территории Кемеровской области покрыты лесами. Сельскохозяйственные угодья занимают 27,8 процента земельной площади.

Кузбасс – один из успешно развивающихся субъектов Российской Федерации. Он выдает 2,5 процента от общего объема промышленной и 1,1 процента сельскохозяйственной продукции России. Кузбасс является главной «кочегаркой» страны и занимает в ней первое место по добыче угля. Четвертое место ему принадлежит по производству стали и проката.

В промышленном производстве в Сибири Кузбасс занимает второе место. Первое место –по объему перевозок всеми видами транспорта. Половину всего экспорта Западной Сибири дает Кузбасс.

В структуре промышленного производства Кузбасса более 42 процентов принадлежит черной и цветной металлургии, около 31 процента топливной промышленности;, 13,5 процента –электроэнергетике; 5,6 процента –химической отрасли и 4,9 процента –машиностроению и металлообработке. Набирает темпы роста пищевая промышленность. В Кузбассе создана самая эффективная а России система социального обеспечения населения.

Ученик: В области проживает 2826300 человек. Причём женщин среди них больше, чем мужчин – 53%. 16 % составляют дети. Всего в области 20 городов,47 рабочих поселков и более 150 сел.

(Ученики представляют все города Кемеровской области : история образования, герб, фотографии достопримечательностей.)

Заключение:

Наша область уникальна : самая маленькая по территории в Сибири, она - самая крупная по объему промышленного производства и по показателю плотности населения. Территория Кемеровской области занимает 4 процента площади Западной Сибири, но на ней проживает 22 процента сибирского населения.

(Выступление библиотекаря с обзором литературы по родному краю)

На всю Россию мы известны

Работой наших горняков,

Их труд почетен и опасен

И нет среди них слабаков.

В Сибири, жизнь ведь не из легких,

Но мы довольны ей сполна,

Ведь в окружении природы

Жизнь гармонична и светла.

Ну, какая здесь природа,

Природа – просто благодать!

Тайги, сибирские просторы –

Конца и края не видать.

Журчанье рек, полей волненье,

Вершины гор по шапкой льда,

Все эти чудные красоты –

Кузбасс и Родина моя!.

И я горжусь своим Кузбассом,

Работой шахт и горняков,

И ни на что не променяю

Мою Сибирь, мой край снегов.

(Нагайцев Дмитрий,10 лет)

Учитель: Нужно верить в себя, дорожить своим домом и друзьями, честно трудиться и любить свою малую родину. И я уверена – у нас всё полу

16.06.2015 06:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!