СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация и состав кислот

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с составом, классификацией кислот и названиями основных представителей этого класса.

Задачи:

- дидактические (образовательные): изучить состав, общие признаки классификации кислот, уметь составлять формулы кислот, рассмотреть названия основных представителей, продолжить знакомство учащихся со сложными ионами на примере кислотных остатков кислородных кислот, продолжить формирование знаний о различиях между зарядами ионов и степенью окисления элементов, об индикаторах;

- развивающие: развитие умственной и познавательной активности учащихся в решении проблемы, развитие практических умений и навыков при работе с химическими реактивами и химической посудой, умения обобщать и делать выводы при изучении материала темы;

- воспитательные: продолжить формирование у учащихся навыков: трудолюбие, усердие, дисциплинированность; прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради и у доски, развитие химической речи, обогащение ее словарного запаса при устных ответах, и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях.

Тип урока: урок формирования знаний.

Вид урока: урок-презентация.

Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, демонстрация слайдов), создание проблемной ситуации, практическая работа учащихся с использованием химических реактивов и химической посуды.

Оборудование и реактивы для учителя: ПСХЭ, таблица растворимости, компьютерная презентация на тему «Кислоты».

Оборудование и реактивы: ПСХЭ, таблица растворимости, набор для практической работы учащихся: штатив с пробирками, кислоты – 2 образца (серная, лимонная), индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин).

Этапы урока и их содержание.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Фронтальный опрос учащихся с целью актуализации имеющихся знаний:

- Какие классы неорганических соединений мы изучили?

- Что такое оксиды?

- Что такое основания?

- На какие группы делятся основания по растворимости в воде? С помощью какой таблицы мы сможем узнать о растворимости вещества?

- С помощью каких реакций распознают вещества? Какие вещества мы использовали на прошлом уроке для определения щелочей? Как изменяют окраску индикаторы в щелочной среде?

- Что такое степень окисления вещества? Чем отличается запись степеней окисления элементов от зарядов ионов?

С учащимися проводит фронтальную беседу.

Участвуют в фронтальном опросе.

III.

Сообщение темы, постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать основные классы неорганических соединений - класс кислоты, их состав, названия, классификацию и основных представителей этого класса.

Сообщает тему урока, цель урока.

Записывают в тетради тему урока.

IV.

Актуализация знаний

На сегодняшнем уроке мы должны познакомиться со следующим классом неорганических веществ – кислотами. Практически со всеми кислотами приходится сталкиваться ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примеси. В ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота.

Вступительное слово учителя о значении и нахождении кислот.

Слушают учителя.

V.

Введение новых знаний, с учетом закономерностей процесса познания, осмысление связей и отношений в объекте изучения.

Почему они имеют такое название? Кислые на вкус. Достаточно вспомнить вкус аскорбиновой или лимонной кислот. Но ни одни химик и ни один грамотный человек даже и не подумает распознать таким образом кислоты – это может быть смертельно опасно, т.к. к кислотам относят и серную кислоту. Поэтому гораздо проще и безопаснее распознать кислоты, как и щелочи, с помощью индикаторов.

Мы должны определить изменение окраски индикаторов, знакомых нам по прошлому уроку, в кислой среде. Для этого мы используем растворы 2-х кислот: серной кислоты и лимонной кислоты, и растворы 3-х индикаторов: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый.

Какими правилами по технике безопасности мы должны придерживаться при проведении этой лабораторной работы:

- строго выполняем указания учителя;

- не пробуем вещества на вкус;

- наливать жидкость в пробирку осторожно, заранее проверив, не разбита ли она;

- пробирку держим на расстоянии 10- 15 см от глаз, на уровне глаз;

- не переливать вещества из пробирки в склянку;

- не загромождать рабочее место;

- производить опыты только в чистой посуде, закончив работу вымыть посуду;

- банки и склянки закрывать теми же пробками и крышками, какими они были закрыты.

Приступим к работе:

В образцы 2-х кислот, в 1-м штативе добавляем небольшое количество лакмуса, в образцы 2-го штатива – метилоранж, в образцы 3-го штатива – фенолфталеин.

Отмечаем окраску растворов.

Лакмус изменяет окраску в кислой среде с фиолетовой на красную, метиловый оранжевый с оранжевой на красно – розовую, фенолфталеин – остается бесцветным.

Заполним таблицу.

Что же объединяет все эти кислоты, кроме кислого вкуса? Обратимся к составу кислот. На экране формулы и названия некоторых кислот.

HCl –соляная кислота

H2SO4 –серная кислота

HNO3 –азотная кислота

H2CO3 –угольная кислота

H3PO4 –фосфорная кислота

Что общего в формулах этих кислот?

Ответ: Входит атом водорода, остальная часть молекулы – кислотный остаток.

Давайте сформулируем определение кислот.

Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.

Как правило, кислотные остатки образуют элементы – неметаллов, значит за счет ковалентных связей. Состав кислотных остатков различен, в одни остатки входит кислород, в других нет. Так же формулы этих кислот отличаются числом атомов H, который определяет особый признак кислот – основность.

По этим признакам кислоты классифицируют:

  1. По числу атомов Н (по основности):

а. одноосновные;

б. двухосновные;

в. трехосновные.

По наличию кислорода в кислотном остатке:

а. бескислородные;

б. кислородосодержащие.

По растворимости в воде:

а. нерастворимые;

б. растворимые.

Запишите по одному примеру по каждой группе кислот.

По формулам кислот можно определить степени окисления химических элементов, образующих кислоты.

+1 +5 -2

HNO3

Перечислим правила написания степеней окисления:

- знаки записывают перед цифрой;

- указывается для каждого атома химического элемента;

- суммарная степень окисления атомов всех элементов в соединении равна нулю;

- значения степеней окисления записывают строго над химическим элементом.

Зная степень окисления элемента – неметалла, образующего кислотный остаток кислородсодержащей кислоты, можно определить, какой оксид ей соответствует.

Например:

+1 +5 -2 +5 -2

HNO3 → N2O5 – оксид азота (V). Кислотам соответствуют оксиды металлов.

По формулам кислот можно определить и общий заряд ионов. Кислоты образуют ионы двух видов: ион водорода – H+ и ион кислотного остатка, который будет иметь отрицательный заряд, равный основности кислот.

Повторим правила записи зарядов ионов:

- заряд иона записывают справа от химического элемента;

- сначала пишут цифру, потом знак «+» или «-», цифру 1 не пишут.

Так для H2SO4:

Степень окисления

+1 +6 -2

H2SO4

заряд иона

+ 2-

H2SO4

Самостоятельное определение для фосфорной кислоты: зарядов ионов; с.о. элементов; соответствующий оксид.

А теперь поподробнее познакомимся с некоторыми кислотами, потому, что они играют большое значение в нашей жизни.

Обсуждение вопроса названий веществ – кислот.

Обсуждение правил по технике безопасности.

Учитель следит за выполнением экспериментальной части. Координирует работу учащихся.

Делает выводы вместе с учащимися.

Ставит проблемную ситуацию, об установлении состава веществ.

Предлагает самостоятельную работу. Осуществляет последующую проверку.

Вместе с учащимися повторяет правила вычисления степеней окисления и зарядов ионов.

Объяснение материала по слайдам.

Предлагает самостоятельно определить степени окисления, заряды ионов и соответствующий оксид для сернистой кислоты.

Проверка осуществляется по слайду.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся выполняют экспериментальную работу по установлению окраски индикаторов в кислой среде.

Заполняют таблицу о изменении окраски индикаторов в кислой среде.

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в изучении нового материала на основе имеющихся знаний.

Записывают в тетрадь определение.

Записывают признаки классификации в тетрадь.

Самостоятельно записывают в тетрадь примеры веществ.

Запись в тетрадь формул кислот со степенями окисления на химических элементах.

Запись в тетрадь соответствующих формул оксидов.

Запись в тетрадь зарядов ионов на примере кислот.

Самостоятельно выполняют в тетради задания, предложенного на слайде, с последующей самопроверкой.

VI.

Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.

Итак, мы сегодня познакомились еще с одним классом неорганических веществ – кислотами.

- Что такое кислоты?

- С помощью, каких веществ мы распознали кислоты? Какой индикатор не пригоден для распознавания кислот?

- По каким признакам классифицируют кислоты? На какие группы делят кислоты по эти признакам?

- Какими правила по технике безопасности вы бы применили при работе с кислотами? Ваши действия, если кислота попала на кожу рук.

- Почему нельзя лить воду в серную кислоту для ее разбавления?

Отвечают на местах на вопросы учителя.

VII.

Анализ и оценка итогов работы.

Учащиеся выставляют оценки в дневник.

VIII.

Определение и разъяснение домашнего задания.

Записывают задание в дневник

Параграф 20, упражнения 1,4. Выучить формулы кислот.

Литература для учителя:

1. О.С.Габриелян «Химия. Учебник 8 класс», М.: «Дрофа», 2010.

2. О.С.Габриелян, И.П.Воскобойникова «Настольная книга для учителя 8 кл.», М.: «Дрофа», 2008.

3. Е.П.Сгибнева «Современные открытые уроки по химии 8-9 кл.», Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

4. А.М.Радецкий «Проверочные работы по химии 8-11», М.: «Просвещение», 2008.

5. О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова «Изучаем химию в 8 классе», М.: «Блик и К», 2008.

Категория: Химия
21.01.2022 09:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!