СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр по развитию мелкой моторики в первой младшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека игр

Мелкая моторика

Младшая группа

Сентябрь «Ходит осень по дорожке»

1 неделя: «Как живёшь?»

Как живёшь? Вот так! Показать большой палец.

Как идёшь? Вот так! Пошагать двумя пальцами одной руки по ладони другой. Как берёшь? Вот так! Тремя пальцами.

Как даёшь? Вот так! Раскрытой ладонью.

Как грозишь? Вот так! Указательным пальцем.

Ночью спишь? Вот так! Все пальцы сложить и положить на них голову.

Ждёшь обед? Вот так! Кулачок под щёки.

А шалишь? Вот так! Надуть щёки и ударить по ним ладошками.

2 неделя: Пять весёлых капелек по земле стучат,

Пять весёлых капелек земле говорят:

Том – том – том – том!

Тим – тим – тим – тим!

Тик – тик – тик – тик!

Тип – тип – тип – тип!

Дети повторяют движения и слова. Постукивают по коленям: пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами. Повторяют движения на полу, в воздухе. Можно выполнять постукивающие движения пальцами обеих рук по плечам, по ногам, по полу.

3 неделя: «Осенний букет»

Пошли пальчики гулять «Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям.

Стали листья собирать: Поочередно прикасаются

Красный листик, желтый подушечками пальцев, начиная

Листик… с указательного, к большому.

А потом давай считать: Поочередно загибают пальцы

Один, два, три, четыре, пять! на одной руке.

Сколько листиков собрали? Протягивают вперед ладошки.

Пять!

С листьями осенними Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы.

Будем мы играть.

4 неделя: «Кто какой на ощупь»

Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации. Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Октябрь «Разноцветный мир вокруг»

1 неделя: Как у нас семья большая (Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.)

Да веселая.

Два у лавки стоят, (Загнуть большие пальцы на обеих руках.)

Два учиться хотят, (Загнуть указательные пальцы на обеих руках.)

Два Степана у сметаны (Загнуть средние пальцы.)

Объедаются.

Две Дашки у кашки (Загнуть безымянные пальцы.)

Питаются.

Две Ульки в люльке (Загнуть мизинцы.)

Качаются.

2 неделя: «Золушка»

Насыпаем фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

3 неделя: «Собери матрёшку»

Цель: научить выполнять простые действия с предметами, различающихся по величине, развивать моторику рук, координацию движений.

Описание игры.

Воспитатель показывает матрёшку, слегка встряхивая её. В ней что-то гремит. Воспитатель открывает матрёшку и достаёт вкладыш. Обе матрёшки ставит рядом и говорит: «Матрёшки красивые, но разные -большая и маленькая» Достав ещё одну матрёшку, воспитатель выстраивает все три предмета в один ряд и подчёркивает разницу в величине. Дети рассматривают матрёшек.

Затем воспитатель собирает матрёшку в обратном порядке: в среднюю прячется маленькая. Затем воспитатель открывает большую матрёшку и прячет в неё среднюю.

После предварительного показа детям раздаётся индивидуальный материал для самостоятельной работы.

4 неделя: «Нанизываем кольца»

Задачи:

• формировать умение нанизывать кольца на стержни;

• развивать глазомер;

• знакомить с цветом.

Пособия: пирамидки разных размеров.

Ноябрь «Конец осени – начало зимы»

1 неделя: «Водичка – водичка!»

Цель: обратить внимание на различные объемы сосудов. В игре малыш развивает мелкую моторику рук, координацию движений, понятие «много-мало».

Оборудование: поднос, мерный стакан с отметкой уровня воды, сосуд с большим (маленьким) отверстием, можно шире или уже мерного стакана (больше или меньше мерного стакана), банки различных объемов, тряпка.

Подкрасьте воду пищевой краской. Налейте воду в мерный стакан до отметки. Мерный стакан и сосуд поставьте рядом друг с другом, чтобы было видно, на каком уровне вода в одном из сосудов. Покажите ребенку, как переливать воду. Если сосуд больше мерного стакана, то вода его не заполнит полностью. Если меньше, вода не поместится в сосуд и т.д. Показывая, как вы переливаете воду из мерного стакана в сосуд, важно научить ребенка понимать, что не все сосуды бывают одинаковыми.

В заключение упражнение можно варьировать, взяв большее число сосудов или сосуд с другими свойствами, например, с маленьким отверстием.

2 неделя: «Колючий еж»

Цель: развитие мелкой моторики с помощью традиционных и нетрадиционных методов;

Маленький колючий ёж,

До чего же ты хорош! (сжимание и разжимание пальчиков).

- Ребята, снегирь говорит мне, что маленькие ежата потеряли свои колючки, они могут замёрзнуть. Давайте поможем им и прицепим колючки. (Воспитатель предлагает подойти к столу и выполнить задание с прищепками). «Прицепим колючки ежатам». Молодцы, вы быстро справились с заданием. Поставьте ежат под елочку.

3 неделя: «Найди и назови животное»

Цель: выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.

Описание: детям предлагаются карточки с изображением домашних и диких животных и маленькие муляжи (игрушки) животных. Ребенку необходимо правильно подобрать животное к каждой картинке, проговаривая при этом стихотворение.

4 неделя: «Веселая гусеница»

Цель: выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.

Описание: выкладывание цветных пробок по заданному образцу с проговариванием стихотворения.

Выкладывали картинки на магнитную доску, составляли узоры из мозаики.

5 неделя: «Лабиринт»

Цель: выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.

Описание: передвигание разноцветных бусин по направляющим дорожкам с проговариванием стихотворения.

«Мы играем в паровоз, Погудим немного. Ничего, что нет колес, Зато есть дорога!»

Декабрь «Здравствуй, гостья Зима!»

1 неделя: «Умные шнурочки»

Цель: выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.

Описание: используя цветные шнурки ребенок продевает их в отверстия, составляет узор. Или нанизывает на цветной шнурок деревянные бусины разного цвета и формы, составляя бусы.

2 неделя: «Застегиваем и растегиваем!»

Цель: развитие мелкой моторики рук и координации движений. Помощь в приобретении самостоятельности.

Оборудование: «рамочки» с застежками. Их можно купить, а можно сделать самому.

Нам необходима деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которой пришиты различные замочки: тесемки, пуговицы, кнопки, молнии, крючки и петли, застежки из ремешков.

Показываем ребенку, как завязать бантик, или застегнуть пуговицу, втянуть шнурочек.

Завязывание банта - очень сложное действие. Вам придется повторить это упражнение много раз, прежде чем малыш его освоит. Когда у малыша получилось застегнуть все застежки и завязать бантики на рамке, можно попробовать завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка.

3 неделя: «Строим башню!»

Оборудование: кубики разных размеров.

Цель: формирование понятий "большой" - "маленький", большой - больше - самый большой, маленький - меньше - самый маленький, самый большой - самый маленький.

Эта игра развивает мелкую моторику рук, координацию движений и умение упорядочивать предметы.

Вы можете играть в детской комнате на ковре, но желательно, чтобы ковер отличался по цвету от кубиков.

Берем одной рукой самый большой куб и ставит его перед ребенком, затем берет следующий по величине куб и ставит точно сверху на первый.

Обычно, малыши берут самый большой куб обеими руками. Обхватывая и сжимая кубики в руках, дети учатся различать размеры. При этом надо обратить их внимание на равные промежутки между боковыми гранями меньшего и большего кубов и на целенаправленность действий при построении башни.

Так, по порядку уменьшения размеров, кубики ставятся друг на друга, и получается башня. Мы можем руками провести по боковым граням башни снизу вверх и сверху вниз. После этого ребенку становится понятной закономерность изменения величин.

Башню разбирают и малыш сможет самостоятельно повторить это занятие.

Эти же кубики можно выстраивать на полу: большой – самый маленький, самый маленький – большой.

4 неделя: «Коробочки и прищепки»

Оборудование: коробочки разных размеров и цветов, а так же прищепки разного цвета, желательно с объектами, например, животными.

Цель: научить малыша сортировать предметы по размер и цвету. Эта игра развивает мелкую моторику рук, координацию движений и умение упорядочивать предметы.

Показываем малышу 3-5 коробочек разного цвета: желтую, красную, синюю, зеленую, оранжевую… Рассказываем «сказку» о замечательных друзьях, которые любят жить в коробочках только своего цвета. Например, солнышко на синей прищепке любит домик синего цвета. Размещаем солнышко на место. Ребенок наблюдает и пробует выполнять сортировку самостоятельно. Кроме того, коробочки можно сортировать по размеру и по цвету.

25.05.2018 17:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!