СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Какие бывают растения?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

1) показать красоту и разнообразие растительного мира Земли; рассмотреть особенности каждой группы растений (деревья, кустарники, травы); расширить и углубить представления детей о растениях, их частях;

2) развивать внимание, память, речь, наблюдательность;

3) воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Оборудование: учебники, картинки растений, животных, грибов, карточки для индивидуальной работы, печатные тетради, таблица “Жизненные формы растений”.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Все ль на месте? Всё в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинаем урок.

II. Повторение пройденного и проверка знаний по предыдущим темам.

a) Игра “Найди своё царство”.[3]

На доске - названия царств. (Приложение 1)

У детей – карточки с названиями представителей этих царств. Каждому ученику нужно найти царство своего представителя природы и соответственно прикрепить табличку на доске. Если ученик неправильно определил царство, то карточка ему возвращается. 4ученика с карточками – названиями предметов неживой природы остаются на месте.

Ребятам с карточками-названиями предметов неживой природы:

-А почему вы не нашли места своим представителям ни в одном царстве? /Представители не относятся к живой природе/

-Каковы же главные признаки объектов живой природы?

б) Работа по карточкам. (Приложение 2)

-Я вам буду называть признаки, а вы знаками “+”, “-” обозначать в карточке ответ. “+” - согласны с наличием этого признака. “-” - не согласны.

Свистит, дышит, питается, гремит, размножается, поет, может двигаться (расти), шумит, льётся, умирает. /Проверка с закрытой доски/

III.Сообщение темы и целей урока.

a) Постановкa целей и задач урока

Сегодня на уроке мы отправимся в одно из царств и подробнее изучим особенности его представителей. А вот о каком царстве идёт речь вам предстоит узнать, внимательно слушая и отгадывая загадки.

Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год.(Ель.) Есть у нас зелёный ёж. На окне его найдёшь: На моём окошке Поселился в плошке. (Кактус) Горел в траве росистой Фонарик золотой, Потом померк, потух, И превратился в пух. Пушистый, белый, а не зайчик Он просто…. (Одуванчик)

- Итак, представителей какого царства мы будем сегодня изучать?

/Царства растений/

- Мы отправляемся в это царство.

б) Вступительное слово учителя.[3]

Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали

такое выражение: “Растения - зеленая одежда Земли”. Они образуют леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой.

/показ слайд-фильма о красоте растительного мира - Приложение 3/

А, если представить, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло бы стало за окном. Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожники. И дом сразу опустел. Нет по окошкам красивых фиалок…

Но это не самое страшное. Чтобы стало, если бы исчезло то, без чего жизнь невозможна,- воздуха, кислорода? Ведь именно растения вырабатывают кислород, необходимый для жизни.

Разнообразие растительного мира велико: растения отличаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой стеблей, цветков, плодов и листьев. Растения, каждое в соответствии с их особенностями, можно отнести к одной из трех жизненных форм: деревья, кустарники и травы.

в) Работа по таблице “Жизненные формы растений”

-Давайте рассмотрим их. Посмотрите на таблицу.

Рассматривая таблицу “Жизненные формы растений”, мы видим у растений различные корни, листья, цветы.

- Обратите свое внимание на стебли растений. В чем отличие этих частей у растений?

Деревья - это обычно крупные растения с многолетними деревянистыми стеблями -стволами. Ветки деревьев образуют крону.

-Назовите известные вам деревья./Береза, осина, липа, клен, ель и т.д./

Кустарники отличаются от деревьев тем, что имеют не один ствол, а несколько стволиков, отходящих от основания.

-Знаете ли вы кустарники? Назовите их. /Орешник-лещина, сирень, бересклет, малина, можжевельник, шиповник, смородина…/

Травы, или травянистые растения, имеют, как правило, зелёные сочные стебли, они почти всегда ниже деревьев и кустарников.

-Какие травы вы знаете? /Колокольчики, крапива, лопух, пшеница, рожь, лён, подсолнечник, свёкла…/

IV.Закрепление изученного.

a) Физминутка "Деревья, кустарники, травы"

Правила:

Исходное положение – стоя у парты.

Я называю вам разные жизненные формы растений, а вы, услышав название дерева, поднимаете руки вверх, встаёте на носочки, чтобы показать, какие деревья высокие. Если я называю кустарник – руки разводите в стороны (кусты широкие). Если я называю травы – присаживаетесь на корточки (травы низкие). Если же услышите названия грибов и животных, тогда вы не должны выполнять никаких действий, стоять свободно в исходном положении.

Правила понятны?

Мак, колокольчик, подберёзовик, облепиха, осина, маслята, тополь, малина, белка, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, пчела, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

б) Работа по учебнику. (с 42-43):

1)рассматривание иллюстраций растений (беседа по вопросам учебника),

2)работа в печатной тетради:

-Соотнеси рисунок с жизненной формой растения (С 14, № 15)

-Какие части есть у растений? (с.13, закончить рисунок-схему)

в) Самостоятельная работа по карточкам (дифференцированно). (Приложение 4)

V.Итог урока.

-Что нового о царстве растений вы узнали на уроке?

-Какие формы растений существуют?

-Какие части растения вы знаете?

-О чем бы тебе хотелось ещё узнать?

На следующем уроке мы продолжим знакомство с разнообразием “Царства растений”, побываем на дне морском и в тайге, узнаем о водорослях и лишайниках, папоротниках, хвойных и цветковых растениях.

VI. Домашнее задание: знать особенности каждой группы растений (деревья, кустарники, травы); уметь различать их, приводить примеры.

VII. Мотивация отметок.

Литература

1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.-4-ое изд., дораб.-М.: Вентана-Граф, 2008.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 кл. Методика обучения. М.: Вентана-Граф, 2002.

3. Окружающий мир.2 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой, автор-сост. О.А.Исакова. Волгоград, 2008.

ИСТОЧНИК

Автор работы: Дуюнова Надежда Геннадьевна, учитель начальных классов.

11.11.2020 10:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей