СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как помочь ребенку  адоптироваться  в социуме. консультация для родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как помочь ребенку адоптироваться в социуме.

Что такое социализация ? Социализация это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.

Как ребенку адаптироваться в мире? Постепенно.

Многие психологи утверждают, что семья является активным формирующим фактором мировоззрения детей и подростков.

Семья— важнейший институт социализации личности. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.

Первичная социализация

Еще находясь в животике у мамы – малыш «привыкает» к ограниченному пространству и после рождения нуждается в столь же ограниченном состоянии. Успокаивается на руках у мамы, в тесной пеленке, ему необходимо почувствовать себя в безопасности.

После полутора месяцев, ребенок с интересом осматривает комнату… на руках у мамы. Это по-прежнему важное условие его адаптации в большом пространстве – быть рядом с безопасностью.

Потом начинает ползать, недалеко от мамы и близких. Может самостоятельно изучать понравившиеся вещички, оглядываясь, чтобы «точка опоры» была рядом. Нету? Крик!

Гуляя на улице, мама впервые ставит ребенка на землю. Как бы ему не были интересны птички во дворе, качели, другие дети – далеко от мамы он отходить не будет. Он разглядывает все это, «привыкает», осваивается. День за днем – малыш будет двигаться все дальше и дальше – изучать и взаимодействовать со всем, что ему попадется, зная, что в случае опасности, боли – он найдет, куда вернуться.

Главное в адаптировании – чувство безопасности. Если его нет – страх, паника, истерика.

Социальная адаптация начинается у малыша еще дома. Когда он знакомится с бабушками, тетями, сестрами, друзьями и другими родственниками.

Мы помним, что ребенку важно научиться взаимодействовать с людьми любого возраста, поэтому с удовольствием даем «поводиться» и пожилым бабушкам, и юным племянникам.

К 7ми годам ребенок САМ захочет знакомиться с миром без присутствия взрослых. С уверенностью, что если его не примут – он сможет прийти в родной дом, где его поддержат. И он отправится в путь вновь.

Именно первичная социализация является основой для дальнейшей полной социализации ребенка в обществе

Ребенок и современное общество,

В каждом ребенке есть семена – зачатки всех качеств характера. Вопрос состоит в том, сможем ли мы, родители, вырастить эти семена. Само семечко не возродиться, тем более в неблагоприятных условиях. Чтобы оно проросло, требуется определенная среда, уход и солнечный свет. Так и ребенку, для его развития, воспитания и существования необходима семья, окружение, забота, любовь, уважение, понимание и доверие.

Только семейные традиции делают семью семьей. И это не только какие-то особенные ритуалы, присущие только вашей семье, а скорее весь уклад жизни вашей семьи.

Можно прожить как все, подчиняясь социально-биологическому ритму: работа-дом-отдых, а можно по-другому. Сделать свою семью источником силы и уверенности в будущем для всех членов семьи. И делать это осознанно и планомерно.

Начнем с духовной атмосферы в вашей семье. Не секрет, что любовь как эмоциональное состояние постепенно угасает и если на смену не придет традиция взаимного уважения, осознания ценности личности каждого из супругов, семья становится формальностью. Необходимо уважать друг друга, доверять, ценить за то, что он есть, принимать и любить.

Прекрасная семейная традиция— семейный совет всех членов семьи. Как это будет проходить: в пятницу за совместным чаем, в субботу или в воскресенье за завтраком — вам решать. Какие темы обсуждать: совместный отдых, как провести выходные, когда делать ремонт в квартире или генеральную уборку — тоже. Но помните один психологический феномен: когда проблема обсуждается коллективно и принимается решение сообща — все участники чувствуют свою ответственность за реализацию этого решения.

Семейные праздники — сделайте их особенной семейной традицией, например с подарками, которые делаются своими руками, веселыми коллажами с фото и стихами, розыгрышами и сюрпризами и обязательным присутствием трех поколений семьи. Семейные традиции не должны быть сложными и надуманными. Главное, чтобы члены семьи находили поддержку в семье, чувствовали себя любимыми и защищенными.

Теперь о доверии….

Доверяя ребенку, вы легко выпустите его одного в современное общество, лагеря, дни рождения, поездки, конкурсы. Туда, где много общения и друзей. Чтобы научиться доверять своему ребенку, необходимо приучить его с самого детства уважать ваше родительское волнение и вовремя предупреждать о своих действиях.

Необходимо с раннего детства приучить ребенка к правилам и нормам поведения в обществе, к культуре поведения, нормам и правилам общения, поведению в общественных местах. Чтоб для него этот свод правил был устоявшимся и пережитым, а не читали нотации каждый раз перед «выходом в свет», вот тогда и возникает не доверие, боязнь, что ребенок переступит черту, совершит проступок, аморально себя поведет. И в результате будет не принят обществом, так как сам не научиться доверять никому.

Держите под контролем и свои выражения. Никогда не называйте ребёнка плохими словами. И не программируйте его на плохое. Многие психологи утверждают, что частое использование глаголов с отрицательной частицей НЕ-, не ломай, не хулигань, не сори, не обзывай, наоборот манит и привлекает детей. Необходимо объяснять ребенку, почему то или иное действие делать нельзя, коротко и понятно!

Если вы будете понимающим и доброжелательным, поверьте, о главных событиях в жизни своих детей вы узнаете первыми.

В результате социализации человек усваивает „правила игры“, принятые в данном обществе, ценности, социально одобряемые нормы, правила поведения. Первоначально социализация ребенка происходит в семье, а уже потом в обществе.

Если родители демонстрируют определенный стереотип поведения, то ребёнок воспринимает такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. Родители должны быть примером для своих детей, образцом для подражания. Ребенок наблюдает, как мама и папа общаются друг с другом – и для него это будет моделью любви и взаимоотношений. Как относится младшее поколение к старшему – принимать и отражать. Как заботиться о младших, просить прощения, выходить из конфликтов, благодарить и многое другое – от всех, кто находится рядом с ним, ребенок понемногу все перенимает. Эти навыки он использует в повседневной жизни при общении со сверстниками, друзьями, близкими и родными. И если они не подлежат устоявшимся законам общества, оно его не примет.

Гиперопека

Любой хороший родитель защищает своих детей от беды. Но некоторые родители переоценивают уровень опасности в мире и лишают своих детей их собственного опыта и радостей. Желание пройтись по луже, возможность упасть и получить ссадины и царапины, желание погладить домашних животных. Боязнь родителей за малейший чих, за минутное отсутствие ребенка, постоянный контроль, строгие правила в уходе и чистоте одежды. Все это может воспитать грубого и безответственного ребенка, не самостоятельного, лгуна, легко подвергающегося во власти дурной компании, не общительного, не коммуникабельного.

Мир детей полон расстройства и мелких несчастий, которые должны случиться, чтобы ребенок понял, как себя вести в этой ситуации. Родители должны поощрять активные действия ребенка по выходу из сложной ситуации своей своевременной реакцией. А при доверительных отношениях, совместно выходить из сложившихся ситуаций.

Еще один немаловажный фактор – самостоятельность ребенка.

Привлекая детей к труду по дому, заботе о домашних, самостоятельным действиям, поощряя словесно его поступки и дела, - мы вселяем в ребенке уверенность в себе, умение преодолевать трудности и быть оптимистом, быть инициатором идей, легко находить общий язык и лидировать в обществе. В противном случае, когда все решает мама, когда все дела делает мама: «Ой, мне проще и быстрее самой сделать…», постоянно контролирует, и твердит ребенку при этом «Ты лучший, ты Молодец!», вселяет в ребенка неуверенность в себе, боязнь быть не понятым, требовательным к окружающим, склонным к депрессивным переживаниям.

Отрицательно влияет на ребенка это избалованность и возвышение его на пьедестал величия.

Избалованные дети, как правило эмоционально неустойчивы, капризны, не желают слушать и слышать родителей, у них отсутствует самостоятельность, вырастает эгоцентризм, неумение строить взаимоотношения с другими детьми.

Дети, которым часто говорили, что они лучше всех, первые во всем, рано или поздно утверждаются в обратном. Мало слов, нужно многое доказывать делом Такие дети очень избирательны, завышена самооценка, не способны адекватно реагировать на слова и действия окружающих. И очень больно падать с пьедестала, тем более ребенку, если вдруг что то окажется не так. Дети – «эго» начинают конфликтовать, доказывать силой свою правоту, истерить. Развиваются комплексы и недоверие к родителям.

Ребенок должен с детства понимать, что ему придется находится в обществе. В чем-то он будет лучше других, в чем-то - хуже. Это неплохо! Это - нормально!

Для лучшей адаптации ребенка в социуме мы, взрослые, родители, можем предложить ребенку игру. Это сюжетно – ролевые и подвижные игры. Они несут в себе не только образовательный характер, но и развивающий, воспитывающий.

Умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития, большой словарный запас, умение вести диалог, контактировать в будущем со взрослыми и людьми определенных профессий в сложившихся ситуациях.

Дети умеющие играть и выстраивать сюжетную линию, лучше и быстрее находят себе друзей. Родители так мало времени уделяют совместным играм с ребенком. А ведь можно было претвориться больной и предложить малышу себя вылечить, придумать праздник, навести порядок в комнате, накрыть стол для кукол, приготовить угощение и предложить ребенку совершить выдуманный поход в салон красоты.

Процесс чтения книг, сказок с детьми, пересказывание текстов, тоже очень сближает родителей с ребенком, и развивает словарный запас, умение выражать свои мысли, отвечать на вопросы, стоить предложения, а значит быть коммуникабельным и общительным и не теряться среди сверстников.

Сейчас появилось множество технических возможностей, которые позволяют занять малыша и освободить молодой маме время для каких-то ее дел. Можно включить мультфильмы и ребенок час-два не будет требовать к себе внимания, или развивающую игру… Это полезно скажите вы, НО! Польза только в том случае, если несет в себе закрепляющий характер обучения. Зачастую все игры, мультфильмы требуют от ребенка односложных, не эмоциональных ответов. Как же тогда развивать речь, умение реагировать на вопросы, вести живой диалог, выстраивать предложения?

Сильно объединяет и развивает ребенка – это творческие работы, выполненные вместе с домашними. Участие в конкурсах школы, интернет конкурсах, олимпиадах, позволяет ребенку не только проверить свои образовательные навыки, но и развивать внутренний потенциал, творчество, воображение, формирует определенные навыки умения, благодаря которым, ребенок может лидировать в коллективе, объединиться в группу по интересу, находить себе друзей.

Каждый конкурс вырабатывает в ребенке какие то качества характера: смелость, оригинальность, целеустремленность, трудолюбие, решительность, самостоятельность, уверенность.

На семью ложится и задача помочь ребенку найти себя и реализовать свои способности и таланты. Посещение спортивных, музыкальных или художественных школ, танцевальных студий, кружков дополнительного образования. Если нет возможности, начинайте просто творить дома всей семьей — выращивать экзотические растения, заниматься лепкой, бисероплетением, шерстяным валянием — всем, что будет интересно и по силам вашему ребенку. Главное чтобы было интересно, были успехи и удовлетворение работой.

Занятия в любом кружке, секции – это общение. Кроме того, для всех детей группа в кружке - модель социума в миниатюре. Менее формализованная обстановка предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждает детей развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.

Занятия любимым делом, когда достигаешь положительных результатов, способствует повышению самооценки. Любая маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще.

В заключение хочется сказать: пусть ваши выросшие дети найдут себя и свое дело в современном обществе, пусть их таланты, творческий потенциал будут востребованы. Тогда их социализация в обществе пройдет безболезненно, а жизнь их будет счастливой!.

29.03.2018 09:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!