СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализуя идеи, заложенные в содержании нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего начального образования 2010 г., прилагаю усилия для воспитания личности, способной к самообучению, самосовершенствованию, а значит, и к самореализации.

Приоритетами в образовании стали идеи развивающего обучения, целью которого являются, прежде всего, интересы личности. Одним из апробированных вариантов такого обучения является психолого-педагогическая система, разработанная академиком Л.В. Занковым. Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Проблема моей педагогической деятельности: «Развитие личности младшего школьника в системе развивающего обучения Л. В. Занкова» Основной задачей для достижения этой цели считаю оказание педагогической поддержки развитию интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся.

В центр своей образовательной деятельности я ставлю личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условий ее развития, ее самопознания, самореализации ее природных потенциалов.

Еще работая по традиционной системе, ставила перед собой задачу – работать над развитием творческих способностей учащихся, но не так, как предлагают традиционные методики, где ведущая роль принадлежит учителю. Такие уроки не приносили мне удовлетворения. Да, дети выполняли четко все, что нужно, но это носило пассивный характер, не было видно конкретного ученика.

Противоречия, существующие между традиционной системой обучения и богатейшими возможностями развивающего обучения, побудили меня перейти на преподавание по системе Л.В. Занкова, так как эта система наиболее последовательно и полно реализует идеи развивающего обучения, полностью совпадает с целью, поставленной перед российским образованием в формате новых ФГОС. Система Занкова предъявляет большие требования к учителю. Образование становится не только развивающим, но и развивающимся, что обязывает меня, как учителя, постоянно повышать свою квалификацию, использовать разнообразные формы методической работы.

В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка.

Я стараюсь организовать на уроке заинтересованное, содержательное общение детей в процессе поиска решения проблем. Обсуждения, дискуссии, разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, формируют умение доказывать и отстаивать свою точку зрения. Все сказанное как нельзя лучше раскрывается в одном из типических педагогических свойств методической системы Л. В. Занкова – коллизии. Я часто включаю в учебный материал противоречивые факты, события, а в условия организации его усвоения – противоречивые способы выполнения действия и подвожу учащихся к теоретическому осмыслению неизбежности противоречий. Возникновение коллизий ведёт всегда к всплеску эмоций и стремлений, побуждает к поиску, вызывает интенсивную целенаправленную работу мысли. Использование естественно возникающих коллизий, акцентирование на них внимания учеников является отличительной чертой занковской системы, служит в ней мощным инструментом для углубления знаний учащихся. Я часто использую коллизию в своих уроках и убедилась в эффективности этого приёма для достижения поставленных целей. Какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, я успешно решаю, используя систему Л.В. Занкова?

• Умение слушать и слышать друг друга.

• Без повторов отвечать на вопросы «общего плана», указывающие лишь общее направление наблюдения. В общепринятой методике широко используется вопросно-ответный метод. Это сковывает учеников, не дает простора для высказывания собственной мысли. Характер вопросов в занковской системе иной. Чаще задания даю в общем виде: «Поделись своими мыслями об этом рассказе».

• Развитие всех учащихся, в том числе самых слабых и самых сильных. Это обеспечивается основными принципами развивающего обучения, сформулированными в трудах Л.В. Занкова, – обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения.

• Общение между учителем и классом, между детьми на уроке и вне урока. Система рассчитана на со-творчество, со-трудничество, со-переживание, открыта для вопросов детей, не боится их ошибок, не оценивает и не выставляет отметок за незнание или неумение в процессе усвоения новых знаний или новых способов действий, не сравнивает Иванова с Петровым. Вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса, учащиеся самостоятельной выходят за пределы собственных знаний для поиска общих способов действий в новых ситуациях. Таким образом, дети становятся «говорящими», приобретают коммуникативные навыки.

Богатство содержания образования, разнообразие методов моей работы, базирующихся на особых дидактических принципах и методических свойствах системы, дают возможность обеспечивать многообразие видов деятельности учащихся, апеллируют не только к интеллекту, но и к чувствам детей, когда они обсуждают новый, сложный для них вопрос, свободно высказывают свои суждения. Добрые, доверительные отношения между учителем и учащимися насыщены положительными эмоциями, атмосферой увлеченности – все это помогает каждому ребенку реализовать себя в учебной деятельности.

Важным методическим ходом работы, проявляющимся в разных предметах, является самостоятельный поиск, добывание учащимися знаний из разных источников. Эта работа постепенно формирует у школьников устойчивый интерес к поиску знаний.

Всестороннее развитие не может быть достигнуто в познании отдельных кусочков действительности, не может быть ограничено узким бытовым мирком. Оно требует широкого охвата действительности в многообразии существующих в ней взаимосвязей и противоречий.

Всегда ориентируюсь не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только так можно при обучении вызвать к жизни все процес­сы развития, которые лежат в «зоне ближайшего развития». Это понятие впервые ввел Л.С. Выготский. Оно состоит в том, что на определенном этапе свое­го развития ребенок может решить некоторый круг задач под руководством взрослых или в сотрудничестве с более умными товарищами, а не самостоя­тельно. Опыт доказывает, что развитие идет именно из сотрудничества.

Не менее важной составляющей успешности обучения является осознание школьником процесса учения. На мой взгляд, эту задачу решают уроки, в основу организации которых положена субъективизация, под которой понимается качественно новый уровень осознанной и активной деятельности учащихся, их прямое и непосредственное участие в планировании и осуществлении всех или большинства его структурных этапов.

Ведущее место в системе РО занимает деятельность, ставящая учащихся в позицию исследователя. Деятельность самих учащихся – это дидактический стержень урока в системе Л. В. Занкова. Ученики наблюдают, делают выводы, выясня­ют закономерности, сравнивают, классифицируют, группируют. Их дейст­вия носят преобразующий характер. В обычной системе ход познания нового чаще организуется «от учи­теля». Такой путь Пример?облегчает познание, но он менее эффективен для разви­тия детей, поэтому для развивающего обучения характерен другой путь познания – «от учеников».

Характерная черта исследовательского подхода в обучении – реализация идеи «Обучение через открытия». Работа по развитию исследовательских умений проходит в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Творческая исследовательская деятельность дает возможность реализации собственных талантов и возможностей, это способ саморазвития и самосовершенствования.

Задачи, которые ставлю в процессе работы:

  • формировать основы умения учиться и способности к организации своей деятельности;
  • развивать творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей;
  • добиваться повышения качества знаний учащихся, их успешности в среднем звене обучения;
  • воспитывать у своих учеников общечеловеческие и нравственные ценности;
  • систематически изучать и теоретически применять в работе современные технологии, такие как

Цели применения современных образовательных технологий

Компетенции,

на формирование которых направлено использование современных образовательных технологий

Эффекты использования современных образовательных технологий

1. Проектная технология, научно-исследовательская деятельность

Построение образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности обучающимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Развитие самостоятельности обучающихся, коммуникативных умений (работа в группах), исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Интерес к предмету, рост уровня мотивации.

2. Технология проблемного обучения

Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности, развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка. Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.

Овладение новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Положительная динамика общей успеваемости и качества знаний, рост уровня мотивации.

3. Технология личностно-ориентированного обучения

Обеспечение эффективного развития индивидуальности каждого обучаемого, его познавательных интересов личностных качеств. Создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усреднённого» ученика, а с каждым в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Развитие личности обучаемого, его неповторимой индивидуальности, творческих способностей, мышления, широты взглядов, формирование способности к активной и самостоятельной деятельности.

Естественное, свободное развития обучающихся.

4. Активные методы обучения (АМО) и технология модерации

Возможность системно осуществлять образовательный процесс, органично вплетая активные методы в канву учебной программы. Модерация позволяет гармонично сочетать передачу учителем новой информации и её самостоятельную активную переработку и осмысление обучающимися, полностью учитывать индивидуальные и психофизиологические особенности школьников, обеспечивая комфортное увлеченное обучение.

Активизация аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей.

Повышение результативности и качества образовательного процесса.

5. Игровые технологии

Организация интересной и увлекательной работы обучающихся на творческо-поисковом уровне. Активизация всех психологических процессов и функций ребенка. Вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Развитие самостоятельности, самоопределения через ролевое экспериментирование.

Активизация и интенсификация учебного процесса.

6. Здоровьесберегающие технологии

Активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности ребёнка.

Развитие саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей

Мотивация на ведение здорового образа жизни.

7. Межпредметная интеграция

Процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, интеллектуального и эмоционального, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического, то есть гармонизации научного и художественного способов познания мира в образовательном процессе.

Формирование у обучающихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Повышение эффективности самостоятельных методов работы, обеспечивание лучшей организации мыслительной деятельности, развитие эрудиции.

Соединение получаемых знаний в единую систему, создание устойчивого интереса к предмету.

8. Групповые технологии и КТД

Обеспечение учета индивидуальных особенностей и открытие больших возможностей для коллективной познавательной деятельности. Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Формирование позитивного коммуникативного опыта, опыта общения: взаимопонимания, обращения, поведения в проблемных для обучающихся ситуациях, получение ими в модельной форме определенного социального опыта.

Позитивный социальный опыт обучающихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

9. Информационно-коммуникационные технологии

Активизация познавательной деятельности, развитие информационного мышления.

Формирование информационно-коммуникационной компетенции обучающихся.

Положительная динамика общей успеваемости и качества знаний, рост уровня мотивации.

Я думаю, что современные технологии обучения и воспитания призваны не просто способствовать усвоению новой информации, но и формировать интеллектуальные умения, активизировать мыслительную деятельность, помогать учащимся, конструировать собственные знания в рамках собственной поисковой деятельности.

14.03.2015 16:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!