СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из моего опыта работы с пятиклашками или с чего начинается страна «Акварелия».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из моего опыта работы с пятиклашками или с чего начинается страна «Акварелия».

В пятом классе начинаем рисовать с учениками акварелью. Вот где начинаются наши мучения! Оказывается, мои ученики не любят рисовать красками! Они предпочитают карандаши, фломастеры, ну, или хотя бы гуашь. Они так и говорят: « Можно я не буду раскрашивать, а то я все испорчу?» И вот начинается наше путешествие в волшебную страну «Акварелию». Мы, как настоящие путешественники, начинаем заочное знакомство со страной. Мы узнаем, что акварель – один из сложнейших материалов для живописи, она не прощает ошибок. Основная сложность заключается в том, что белого цвета в акварели нет, поэтому вместо него используются не закрашенные участки бумаги, а за счет прозрачности краски огрехи невозможно полностью перекрыть новым слоем. Но в сложности работы акварелью заключается и основная ее прелесть – только акварель может ложиться на бумагу тончайшей вуалью, и только акварельной живописи присущи такая воздушность и легкость.

В самой технике рисования особых сложностей нет. Акварель – очень податливая краска, если найти к ней подход. Порой для того, чтобы получить какой-то узор достаточно капнуть немного краски на смоченную бумагу. Именно благодаря подобной возможности рисование акварелью превращается в увлекательный процесс, который порой затягивает на долгое время.

Поскольку эффект вуали и легкости достигается в акварели с помощью взаимодействия с водой, бумага должна быть шероховатой и стойкой к большому количеству влаги. Для акварели используется специальная бумага с плотностью 180-300г/м2. Меньшая плотность может привести к тому, что во время рисования бумага сморщится или вовсе порвется. А мои ученики рисуют в альбомах, где бумага достаточно тонкая, и конечно, у них ничего не получается. Ох, уж эти муки «творчества»! Но бумага - это еще не самое страшное. Кисточки! Традиционно для акварельных работ используют кисточки из белки и колонка. Кисти из белки – бюджетный вариант с отличными свойствами, они хорошо удерживают и выпускают влагу и имеют тонкий кончик. Белка – более мягкая кисть, которой хорошо делать широкие или абстрактные мазки, а колонок более упругий, лучше держит форму и дает более четкие линии. Кроме того, сейчас существуют хорошие синтетические кисти, по качеству похожие на колонка. Кисти делятся по номерам – от единицы до четырнадцати. Для начинающих художников хватит кистей №3, №6 и №8. Самая большая кисть для заливки, средняя кисть для основного изображения и тонкая кисть для прорисовки деталей. Я посещаю первые родительские собрания в 5 классе и пытаюсь убедить родителей купить необходимый нам набор кистей. Конечно, не все откликаются на мой призыв, и тогда ребенок продолжает мучиться с синтетической кисточкой - веером, с обрезанным концом. Первое, что следует знать при выборе акварели – медовая не подходит для живописи, поскольку в ее производстве используется низкокачественный пигмент, сложный в смешивании, а размыть такую акварель практически невозможно – она намертво вцепляется в бумагу. (А именно такие краски покупают родители своим детям в школу). Основным отечественным производителем акварели является «Невская палитра». В их линейке есть краски «Сонет», подходящие для начинающих художников, и более профессиональные краски с лучшим качеством пигмента. Акварель может продаваться в двух форматах: в тюбиках или кюветах. Плюсы и минусы кюветок: + все краски на виду; + как правило, при покупке все необходимые цвета в наборе уже есть, и некоторые цвета не придется смешивать самостоятельно; + кюветы можно положить в коробочку, которая будет служить одновременно и палитрой; + кюветы можно заменять, если закончилась определенная краска – они продаются по-отдельности; - поскольку кюветы маленького размера, то при работе большой кистью есть риск постоянно зацеплять соседние цвета; - кюветы часто прилипают к крышке коробки и перепутываются. Плюсы и минусы тюбиков: + тюбики удобнее для смешивания красок; - поштучно тюбики акварели продаются очень редко, поэтому если какая-то краска закончилась – придется покупать новый набор; - тюбики требуют постоянного наличия палитры. Кроме акварели, бумаги и кистей для рисования нам понадобится планшет, на который нужно будет крепить бумагу, и малярный скотч для закрепления бумаги на планшете. Не лишним будет иметь простой тонкий карандаш и ластик. Первое знакомство с акварелью. Начинаем практическое знакомство с акварелью. Берем бумагу и чертим на ней сетку по количеству цветов в наборе. Подписываем каждое поле названием краски и делаем растяжку – то есть, набираем на кисточку много краски и, добавляем воду, сводим цвет от темного к еле заметному. Такие растяжки нужно сделать для каждого цвета, чтобы понять, как тот или иной оттенок ведет себя в зависимости от количества воды, а бонусом у нас появляется «каталог» возможных оттенков. После этого пробуем смешивать краски друг с другом и запоминаем получившиеся цвета – это помогает лучше использовать возможности палитры. Техники рисования. Лессировка – одна из самых главных техник акварели. Это постепенное наложение прозрачных слоев краски поверх каждого предыдущего, которое позволяет получить более глубокие и насыщенные цвета, не увеличивая количество краски на кисти. Прием наложения позволяет также достигнуть особенной легкости изображения и увести некоторые элементы на задний план – именно лессировка используется при создании воздушной перспективы. Четыре правила позволяют нам освоить эту технику:

  • Каждый следующий слой накладывается только при полном высыхании предыдущего.
  • Акварель должна быть достаточно сильно разбавлена водой, при нанесении на бумагу цвет должен быть прозрачным.
  • Для лессировки используются только мягкие кисти, жесткая синтетика может процарапать предыдущий слой краски.
  • Выполнить наложение слоев возможно только на качественной плотной бумаге.

Техника «по-сырому» позволяет получить изображения, часто непредсказуемые в своем результате. Для выполнения техники лист смачивается водой, а оттенки наносятся легкими движениями, после чего, в зависимости от расстояния капель, краски либо самостоятельно вмешиваются друг в друга, либо мы помогаем им с помощью кисти. При этом можно контролировать движения краски, поворачивая лист в разных направлениях. Краска должна наноситься быстро, желательно одним движением кисти, а цвет должен быть насыщенным. Работая в технике по-сырому нужно следить за двумя нюансами:

  • Нельзя позволять образовываться лужицам воды на бумаге, они будут стягивать в себя всю краску. При возникновении лужиц нужно втянуть их кончиком кисти или бумажной салфеткой.
  • В этой технике наложение цветов использовать не стоит, вместо эффектных переходов и тонов получатся грязные цвета.

Для точной прорисовки и мелких деталей используем момент, когда бумага высыхает – чем суше бумага, тем четче будут получаться линии, а смешение техник позволит придать картине большую глубину и контраст. Техника «сухая кисть» используется для создания сложной текстуры, будь то древесина или водная гладь. Набираем краску на кисть, а потом промокаем ее тряпочкой или салфеткой, убрав излишки воды, после чего наносим краску на рисунок строго ребром кисти. Градуированная размывка хороша для создания неба. Набираем большое количество краски с умеренным количеством воды на большую кисть и проводим линию от края до края по верхней части листа. После этого набираем на кисть ещё немного воды, и проводим вторую линию, зацепляя первую. Так закрашиваем всю необходимую поверхность, набирая воду перед каждой новой линией. Кроме того, для рисования акварелью можно использовать технику очень мокрой кисти по сухой бумаге, дающей эффект, сходный с техникой «по - сырому», но более контролируемый, а также технику брызг или технику с солью. В качестве инструментов можно использовать слегка влажную губку, позволяющую создать реалистичную листву на деревьях, а для получения «кудрявой» текстуры в технике по - сырому можно использовать хаотично скомканную бумажную салфетку. Но до этого нам еще далеко. Путешествие только начинается…

Категория: ИЗО
30.01.2017 21:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!