СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История зарубежной археологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

С эпо­хи эл­ли­низ­ма древ­но­сти ин­те­ре­со­ва­ли кол­лек­цио­не­ров про­из­ве­де­ний иск-ва, со­би­ра­те­лей ред­ко­стей и в Древ­нем Ри­ме обо­зна­ча­лись тер­ми­ном antiquitates. В ср.-век. Ки­тае на­ча­ла скла­ды­вать­ся спец. нау­ка Цзиньши сюэ (уче­ние о ме­тал­лах и кам­нях), изу­чаю­щая древ­ние на­ход­ки и над­пи­си на них. Осо­бое вни­ма­ние к ан­тич­ным древ­но­стям и их спец. до­бы­че ха­рак­те­ри­зу­ет эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния и по­сле­дую­щий пе­ри­од раз­ви­тия гу­ма­ни­стич. ми­ро­воз­зре­ния в Ита­лии, Фран­ции, Анг­лии (15–18 вв.). Вни­ма­нию ев­роп. нау­ки к древ­но­стям др. ци­ви­ли­за­ций спо­соб­ст­во­ва­ли Ве­ли­кие гео­гра­фи­че­ские от­кры­тия и по­сле­до­вав­шие экс­пе­ди­ции сол­дат, тор­гов­цев, мис­сио­не­ров, пу­те­ше­ст­вен­ни­ков, ос­та­вив­ших опи­са­ния па­мят­ни­ков, мно­гие из ко­то­рых позд­нее бы­ли ут­ра­че­ны. При­вле­ка­ют вни­ма­ние и ев­роп. древ­но­сти (напр., Бир­ка). В нач. 18 в. ря­дом ис­сле­до­ва­те­лей, со ссыл­кой на эт­но­гра­фич. дан­ные, был обос­но­ван те­зис о при­над­леж­но­сти на­хо­ди­мых в Ев­ро­пе ка­мен­ных ору­дий древ­ним лю­дям. Од­ним из пер­вых анг­лий­ское «Об­ще­ст­во ди­ле­тан­тов» с 1750-х гг. ор­га­ни­зо­вы­ва­ло спец. экс­пе­ди­ции для рас­ко­пок Афин, об­сле­до­ва­ния Паль­ми­ры, Ба­аль­бе­ка. Во­ен. экс­пе­ди­цию На­по­ле­о­на I в Еги­пет (1799) со­про­во­ж­да­ли учё­ные и ри­со­валь­щи­ки. Со 2-й пол. 18 в. на­ча­лось сис­тема­тич. изу­че­ние па­мят­ни­ков Ин­дии. Кни­га Дж. Брю­са (1790) от­кры­ла учёным ци­ви­ли­за­цию Ак­сум­ско­го цар­ст­ва в Эфио­пии. Рас­коп­ки в Гер­ку­ла­ну­ме (с 1711) и Пом­пе­ях (с 1748) сти­му­ли­ро­ва­ли ин­те­рес к бы­то­вым древ­но­стям.

В 19 в. ро­ман­тический ин­те­рес к на­цио­нальному про­шло­му, раз­ви­тие ес­теств. и ис­то­рич. наук спо­соб­ст­во­ва­ли рас­ши­ре­нию кру­га и но­во­му ка­че­ст­ву ис­сле­до­ва­ний в А. В 1824–31 про­во­ди­лись пер­вые рас­коп­ки Галь­шта­та, с 1820-х гг. на­ча­лись мас­со­вые рас­коп­ки гроб­ниц эт­ру­сков, сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­лись коллекции ря­да му­зе­ев Ев­ро­пы. Ж. Бу­ше де Перт и др. ис­сле­до­ва­те­ли ста­ли свя­зы­вать на­ход­ки древ­ней­ших ка­мен­ных ору­дий с людь­ми, ко­то­рые бы­ли со­вре­мен­ни­ка­ми ма­мон­тов и др. ис­ко­пае­мых жи­вот­ных. До­ка­за­тель­ст­ва это­му да­ли ис­сле­до­ва­ния Э. Лар­те гео­ло­гич. сло­ёв древ­них пе­щер­ных стоя­нок (с 1830-х гг.). Дж. Л. Сте­фенс в хо­де экс­пе­ди­ций 1839 – нач. 1840-х гг. ­от­крыл па­мят­ни­ки древ­них ци­ви­ли­за­ций Аме­ри­ки (майя). Франц. кон­сул на Ближ­нем Вос­то­ке П. Э. Бот­та в 1843–46 про­вёл рас­коп­ки ас­сир. го­ро­да Дур-Шар­ру­кин, вско­ре О. Г. Лей­ард на­чал ра­бо­ты в Ни­не­вии, об­сле­до­ва­лись др.-перс. рель­е­фы и над­пи­си в Бе­хи­сту­не, в 1844 опуб­ли­ко­ван Астра­бад­ский клад. С 1844 К. Р. Леп­си­ус рас­ка­пы­вал па­мят­ни­ки Ме­ро­ит­ско­го цар­ст­ва в Су­да­не. На­ча­ли соз­да­вать­ся спец. на­уч. цен­тры ис­сле­до­ва­ния ан­тич­ных па­мят­ни­ков (в 1848 – франц. ар­хео­ло­гич. шко­ла в Афи­нах и др.). С 1848 про­во­ди­лись рас­коп­ки «ра­ко­вин­ных ку­хон­ных куч» позд­не­го ка­мен­но­го ве­ка на се­ве­ре Ев­ро­пы. За­су­ха 1853–54 спо­соб­ст­во­ва­ла об­на­ру­же­нию в озё­рах Швей­ца­рии свай­ных по­се­ле­ний ка­мен­но­го и брон­зо­во­го ве­ков с хо­ро­шо со­хра­нив­ши­ми­ся ор­га­нич. ос­тат­ка­ми и стра­ти­гра­фи­ей, эта­лон­ной кол­лек­ции Ла­те­на. В 1860-х гг. на­ча­лись це­ле­на­прав­лен­ные рас­коп­ки кельт­ских оп­пи­дов, опи­сан­ных Г. Ю. Це­за­рем (Але­зия, Биб­рак­та). В 1870-е гг. стал из­вест­ным Аму­дарь­ин­ский клад, об­сле­до­ва­лись па­мят­ни­ки древ­ней­ше­го иск-ва (Аль­та­ми­ра). Па­мят­ни­ки древ­не­го ка­мен­но­го ве­ка бы­ли от­кры­ты в Юж. Афри­ке (1850-е гг.), в Ин­дии (1863). Од­ним из пер­вых об­раз­цов на­уч. ра­бо­ты с ве­ществ. па­мят­ни­ка­ми явил­ся кор­пус др.-греч. над­пи­сей нем. ис­то­ри­ка А. Бё­ка (вып. 1–10, 1825–59), со­дер­жа­щий ре­кон­ст­рук­цию ут­рат, оп­ре­де­ле­ние под­де­лок, ти­по­ло­гию ис­точ­ни­ков, раз­но­сто­рон­ний ком­мен­та­рий. В 1866 в Не­в­ша­те­ле по ини­циа­ти­ве уче­ни­ка Э. Лар­те Г. де Мор­ти­лье про­ве­дён пер­вый Ме­ж­ду­нар. кон­гресс дои­сто­рич. ан­тро­по­ло­гии и ар­хео­ло­гии. При­вле­че­нию об­ществ. вни­ма­ния к А. в 1870-х гг. спо­соб­ст­во­ва­ли рас­коп­ки Г. Шли­ма­на в Трое, Ми­ке­нах и др. цен­трах, опи­сан­ных Го­ме­ром.

В по­след­ней тре­ти 19 – нач. 20 вв. про­и­зо­шло оформ­ле­ние А. как нау­ки. С 1863 Дж. Фио­рел­ли и его уче­ни­ки при рас­коп­ках Пом­пей уде­ля­ли специальное вни­ма­ние фик­са­ции и ре­кон­ст­рук­ции на­хо­док. С 1870-х гг. В. Дёрп­фель­дом при рас­коп­ках Олим­пии, про­во­див­ших­ся под рук. Э. Кур­циу­са (уче­ни­ка А. Бёка), соз­да­ва­лась ме­то­ди­ка ра­бо­ты с куль­тур­ным сло­ем и мас­со­вым ма­те­риа­лом. Ана­ло­гич­ные раз­ра­бот­ки бы­ли и в др. экс­пе­ди­ци­ях. Скла­ды­ва­лась ме­то­ди­ка рас­ко­пок и ра­бо­ты с па­мят­ни­ка­ми др. ти­пов и эпох (О. Г. Питт-Ри­верс и др.). У. М. Пит­ри об­ра­тил вни­ма­ние на на­ли­чие ми­кен­ских ве­щей в Егип­те, а еги­пет­ских – в Ми­ке­нах и син­хро­ни­зи­ровал ком­плек­сы, за­ло­жив ос­но­ву ме­тода пе­ре­крё­ст­ной да­ти­ров­ки (1889). С пер­вых де­ся­ти­ле­тий 20 в. при­ме­ня­ет­ся аэ­ро­фо­то­съём­ка, про­во­дят­ся под­вод­ные ис­сле­до­ва­ния, но­вые пер­спек­ти­вы ко­то­рым да­ло вне­дре­ние ак­ва­лан­га (Ж. И. Кус­то). С 1930-х гг. по­лу­чи­ла раз­ви­тие «ланд­шафт­ная А.», под­ра­зу­ме­ваю­щая изу­че­ние ком­плек­са па­мят­ни­ков в их при­родном ок­ру­же­нии. Раз­мах ис­сле­до­ва­ний по­зво­лил пред­ста­вить в кон. 19 – нач. 20 вв. обоб­ще­ния по А. и древ­ней­шей ис­то­рии прак­ти­че­ски всех круп­ных стран Ев­ро­пы.

К нач. 20 в. сло­жи­лись ба­зо­вые сис­те­мы хро­но­ло­гии. В 1865 Дж. Леб­бок вы­де­лил в ка­мен­ном ве­ке эпо­хи па­лео­ли­та и не­оли­та, на­ме­тив их под­раз­де­ле­ние. В 1869–83 Г. де Мор­ти­лье дал пе­рио­ди­за­цию па­лео­ли­та (шелль, ашель, му­стье, со­лют­ре, мад­лен), позд­нее А. Брёйль до­ба­вил оринь­як. Вы­де­ле­на эпо­ха ме­ж­ду па­лео­ли­том и не­оли­том – ме­зо­лит. К кон. 19 в. до­ка­за­но на­ли­чие пе­ре­ход­ной эпо­хи ме­ж­ду ка­мен­ным и брон­зо­вым ве­ка­ми – эне­о­ли­та. В кон. 19 – нач. 20 вв. поя­ви­лись де­таль­ные сис­те­мы пе­рио­ди­за­ции и хро­но­ло­гии брон­зо­во­го и же­лез­но­го ве­ков ря­да ре­гио­нов Ев­ро­пы (О. Тиш­лер, О. Мон­те­ли­ус, Ж. Де­ше­летт, Н. Оберг и др.).

С 1920-х гг. на­ча­лись сис­те­ма­тич. рас­коп­ки круп­ней­ших цен­тров в Па­ле­сти­не и Си­рии (Асор, Библ и др.). В 1930-х гг. ста­ла из­вест­на ана­то­лий­ская куль­ту­ра эпо­хи брон­зы (Алад­жа-Хю­юк). Рас­коп­ки в Си­рии вы­яви­ли про­цесс раз­ви­тия куль­тур эпо­хи брон­зы в бас­сей­не Ев­фра­та (М. Мал­ло­ван). Свод по стра­ти­гра­фии па­мят­ни­ков Ближ­не­го Вос­то­ка брон­зо­во­го ве­ка был опуб­ли­ко­ван К. Шеф­фе­ром в 1948.

В 1920-е гг. на­ча­лось сис­те­ма­тич. ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ние бо­га­тей­шей куль­ту­ры Ки­тая (Ю. Г. Ан­дер­сон, А. Стейн), фор­ми­ру­ют­ся ме­ст­ные на­уч. шко­лы, ор­га­ни­за­ци­он­ная струк­ту­ра кит. А. Пио­не­ра­ми изу­че­ния Мань­чжу­рии ста­ли рос. ар­хео­ло­ги В. Я. Тол­ма­чёв, В. В. Пон­сов и др. Важ­ную роль в ста­нов­ле­нии А. как нау­ки в Япо­нии сыг­ра­ло об­ра­зо­ва­ние Ан­тро­по­ло­ги­че­ско­го (1884) и Ар­хео­ло­ги­че­ско­го (1896) об­ществ, на­чав­ших сис­те­ма­тич. рас­коп­ки. С кон. 19 в. япон­ские и ко­рей­ские ар­хео­ло­ги ве­дут рас­коп­ки в Ко­рее. На­ча­ло ис­сле­до­ва­ниям в Мон­го­лии по­ложи­ла рос. ака­де­ми­че­ская экс­пе­ди­ция В. В. Рад­ло­ва, в 1899 Н. М. Яд­рин­це­вым бы­ли от­кры­ты ор­хо­но-ени­сей­ские над­пи­си, сто­ли­ца им­пе­рии монго­лов Ка­ра­ко­рум; мн. па­мят­ни­ки в нач. 20 в. иссле­до­ва­ли рос. и фин. учё­ные, с экс­пе­ди­ции Р. Ч. Эн­д­рю­са в 1920-е гг. на­ча­лось изу­че­ние ка­мен­но­го ве­ка.

С кон. 19 – нач. 20 вв. сис­те­ма­тич. раскоп­ки ста­ли про­во­дить­ся в цен­трах ци­ви­ли­за­ции до­ис­пан­ской Аме­ри­ки – Ме­зо­аме­ри­ке и Ан­дах (Те­ноч­тит­лан, Тео­тиу­а­кан, Па­ча­ка­мак, Тиау­а­на­ко и др.), поя­ви­лись пер­вые пе­рио­ди­за­ции раз­вития этих куль­тур, бы­ли от­кры­ты ци­ви­ли­за­ции оль­ме­ков, Мон­те-Аль­ба­на и др., па­мят­ни­ки за­се­ле­ния Аме­ри­ки че­ло­ве­ком (Ми­до­ук­рофт, куль­ту­ра Кло­вис и др.), ран­не­зем­ле­дель­чес­ких куль­тур (Теу­а­кан, Валь­ди­вия, Ту­ма­ко, Ча­вин, Па­ра­кас и др.). Ны­не изу­че­на б. ч. кон­ти­нен­та, вы­де­ле­ны де­сят­ки ар­хео­ло­гич. куль­тур, уточ­няют­ся пе­рио­ди­за­ция и да­ти­ров­ка на ос­но­ве ес­те­ст­вен­но-на­уч. ме­то­дов.

По­сле обоб­ще­ния Дж. Бен­том (1893) ре­зуль­та­тов ви­зу­аль­ных об­сле­до­ва­ний в Сев. Эфио­пии, в нач. 20 в. в Ак­су­ме, Аду­ли­се и на др. па­мят­ни­ках на­ча­лись рас­коп­ки, с 1950-х гг. принявшие сис­те­ма­ти­че­ский характер и ох­ва­тив­шие со­пре­дель­ные тер­ри­то­рии. С 1-й пол. 20 в. на­ча­лось изу­че­ние древ­ней жи­во­пи­си Са­ха­ры (Тас­си­лин-Ад­джер), ци­ви­ли­за­ций Зап. Са­ха­ры (Га­на, Кум­би-Сале, Фец­цан). В ре­зуль­та­те раз­гро­ма брит. вой­ска­ми Бе­ни­на в 1897 бы­ло при­вле­че­но вни­ма­ние к ци­ви­ли­за­ци­ям Ни­ге­рии, с 1910 на­ча­лись рас­коп­ки Ифе, за­тем бы­ла от­кры­та бо­лее ран­няя куль­ту­ра Нок, па­мят­ни­ки ашан­ти. В Юж. Афри­ке ос­тат­ки го­ро­ди­ща Зим­баб­ве ста­ли из­вест­ны с 1868, но изу­чение го­су­дарств и куль­тур же­лез­но­го ве­ка в этой час­ти кон­ти­нен­та на­ча­лось в 1930-х гг.

К нач. 21 в. ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния ох­ва­ти­ли прак­ти­че­ски все стра­ны. Во 2-й пол. 20 в. объ­ём до­бы­вае­мых ма­те­риа­лов уд­ваи­вал­ся ка­ж­дые 10–15 лет. С 1960-х гг. ве­дут­ся ра­бо­ты по фор­ма­ли­за­ции опи­са­ний (Ж. К. Гар­ден и др.), соз­да­нию баз дан­ных, вне­дре­нию ком­пь­ю­тер­ных ме­то­дов в А. Важ­ное зна­че­ние в фор­му­ли­ров­ке про­бле­ма­ти­ки ар­хе­оло­гич. ис­сле­до­ва­ний иг­ра­ли те­оре­тич. раз­ра­бот­ки ря­да на­уч. школ и на­прав­ле­ний 2-й пол. 20 в. («но­вая ар­хе­оло­гия», «кемб­рид­жская шко­ла», «про­цес­су­ализм» и др.). Тен­ден­ци­ей совр. А. ста­ла ин­тен­си­фи­ка­ция ра­бо­ты с па­мят­ни­ком, стрем­ле­ние по­лу­чить от не­го мак­си­мум ин­фор­ма­ции при ми­ним. раз­ру­ше­нии в хо­де изу­че­ния с при­вле­че­ни­ем ком­плек­са ес­теств. на­ук и их мето­дик.

08.10.2021 18:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!