СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ручное вязание - очень древний, но при этом, ничуть не устаревший вид рукодедия. Умение вязать - чрезвычайно полезное ранятие, развивает творческие способности, воспитывает характер, упортсво, умение сосредоточиться и доводить дело до конца.Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это старинный, но не потерявший своей актуальности и сегодня вид рукоделия. Клубок ниток и крючок таят в себе неограниченные возможности для творческого труда. Занятие вязанием вызывает у детей положительные чувства и эмоции, формирует манеру поведения и общения. Вязание крючком через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность вносит свою лепту в духовное развитие ребёнка, пробуждает первые яркие впечатления и представления о русской культуре, народных традициях, способствует воспитанию чувства прекрасного.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа разработана для дополнительного образования детей. По направленности программа – художественная, по функциональному назначению – прикладная. Уровень программы – ознакомительный. Для разработки программы использованы методические рекомендации по обучению детей современному, классическому и народному стилю вязания крючком, обобщён личный опыт проведения занятий. Программа интегрируется со школьным курсом «Технология» и способствует приобщению детей к народной культуре и традициям.
Новизна программы
Программа включает в себя знакомство с народными промыслами, традициями, праздниками, даёт возможность реализовать свои фантазии и планы, задуматься о будущей профессии. Дети отрабатывают практические навыки на образцах вязания и на готовых изделиях, полезных и необходимых в быту: подарки, вещи для украшения интерьера, одежда для себя и близких. Новизна программы в том, что все изделия подобраны с учётом сезонности и их выполнение совпадает по времени с определёнными праздниками. Программа даёт возможность выбора ребёнком собственного образовательного маршрута и открывает возможности для проведения профориентационной работы.
Актуальность программы
Наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени создателя. А это очень актуально и созвучно с современной парадигмой образования, которая направлена на воспитание творческой, неординарно мыслящей личности.
Систематические занятия вязанием крючком полезны для психофизического развития ребёнка, при этом улучшается моторика рук, зрительная память, развивается художественный вкус и творческие способности, прививаются
трудовые навыки, воспитывается аккуратность, усидчивость, терпение, внимательность. Кроме того, актуальность программы обусловлена практической значимостью занятий.
Педагогическая целесообразность
Преподавание теоретического материала ведётся параллельно с формированием практических навыков, с использованием принципа от простого к сложному, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В процессе занятий формируются ключевые понятия: воздушная петля, столбики без накида и с накидом, вязание по кругу, по спирали, накапливается практический опыт чтения схем и вязания изделий.
В первый год обучение идёт в форме, не допускающей разночтений и двусмысленностей, но является достаточно гибким, способным адаптировать детей с различными способностями. Ребята с интересом вяжут небольшие изделия, так как быстро видят результаты своего труда.
Второй год обучения предполагает развитие творческих способностей и включает в себя индивидуальную работу с детьми. Здесь ребёнок может самостоятельно выбрать не только цветовое решение, но и конкретное изделие, узор, ориентируясь на свои возможности.
Важно, чтобы на занятиях дети ставили себе правильные частные цели, которые тесно связаны с целью образовательной программы. Они должны быть конкретными, доступными, посильными и постоянно усложняться, что приучает к самостоятельности, самоконтролю, развивает творческую активность, образное мышление, фантазию.
Программа разработана в соответствии с основными принципами дидактики: логичность, доступность, простота в изложении, наглядность. Чтобы помочь ребёнку сделать правильный выбор, предлагаются образцы готовых изделий, фотографии, журналы, схемы и образцы вязания. Постоянно действующая выставка работ учащихся также является наглядным пособием.
Условием реализации программы является создание благоприятных условий для удовлетворения познавательных, духовных и творческих потребностей развивающейся личности.
Цель программы: приобщение детей и подростков к декоративно-прикладному творчеству и создание условий для самореализации личности посредством освоения техники вязания крючком.
Задачи:
Воспитывающие:
4. Воспитание уважения к народным традициям;
Развивающие:
1.Развитие стремления к творческой самореализации средствами художественного вязания.
2. Развитие природных задатков, творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, наблюдательности.
3. Развитие способность видеть и ценить прекрасное.
4. Развитие художественного вкуса и ориентация на качество выполняемых
изделий;
5. Развитие творческой активности и познавательного интереса к декоративно-
прикладному искусству, развитие и поддержка способных и талантливых
детей.
Обучающие:
Группа/ категория учащихся, для которой программа актуальна
Программа ориентирована на учащихся 10-14 лет. В данном возрасте ребёнок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов. Это качество очень важно для формирования художественной культуры, творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, наблюдательности.
Реализация программы очень важна для определения сферы увлечений детей 10-14 лет. Среди интересов выделяются склонности к какой-то определенной области познания и деятельности, захватывающей воображение и волю, и готовность отдать все время любимому занятию. Необходимо учитывать и новую позицию детей данного возраста в системе общественных отношений, осознание новой роли и овладение им нравственным опытом в индивидуальной или совместной творческой деятельности, направленной на достижение цели, имеющей значение для всего коллектива.
Формы и методы реализации программы
Различная начальная подготовка детей требует дифференцированного подхода к их работе. В ходе работы используются беседы, упражнения, самостоятельные работы, практические работы, демонстрация, иллюстрация, учебные дискуссии, познавательные игры, консультации, зарисовка схем, разучивание терминов и условных обозначений, обучение по алгоритму. Дети вяжут не только образцы, но и готовые изделия с использованием новых приёмов и узоров. Этот метод пробуждает интерес и вселяет уверенность в своих силах.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- индивидуально-групповая;
- групповая (или в парах);
- фронтальная;
- выставка;
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- исследовательский.
Педагогические приемы:
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
- Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя творческую работу.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
На занятия принимаются дети без конкурсного отбора, изъявившие желание и не имеющие медицинских противопоказаний. При формировании учебных групп учитывается первоначальный уровень подготовки: дети, имеющие хорошие навыки вязания крючком, могут быть зачислены сразу на второй год обучения, чтобы не потерять интерес к занятиям вязанию крючком. Успешно закончившие двухгодичный курс и изъявившие желание продолжить обучение, могут заниматься по индивидуальному образовательному маршруту или индивидуальной образовательной программе.
Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного года через индивидуальные беседы, участие в выставках, праздниках, через проведение родительских собраний.
Педагог дополнительного образования имеет право менять учебный план в зависимости от особенностей возрастной группы, сохраняя содержание и замысел программы.
Срок реализации программы 2 года, 222 часа (111 часа в учебном году).
Дополнительная образовательная программа «Кружевница» рассчитана на два года обучения по 222 часа:
- первый год обучения – 111 часов; - это начальный этап, предполагает знакомство воспитанников с правилами безопасности при работе с инструментами и электроприборами, санитарно-гигиеническими требованиями, знакомство с художественным вязанием, особенностями используемого в работе материала; обучение навыкам использования основных инструментов, освоение основных технических приёмов вязания крючком. Этап способствует развитию интереса к
сотворчеству в коллективе. Воспитанники приобретают первичный опыт в представлении своих работ на выставках;
- второй год обучения – 111 часов; - на данном этапе предполагается знакомство с техникой вязания более сложных изделий, формируется более устойчивая потребность в занятии данным видом творчества, в этот образовательный период помимо овладения воспитанниками новыми специальными знаниями и возможностями, применить полученные знания на практике, также создаются условия для самостоятельного выполнения детьми авторских творческих работ (композиции, панно и т.д.), участие в выставках более высокого уровня;
Групповые занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу, с перерывом между занятиями 10 минут.
Планируемые результаты
При освоении программы у учащихся будут сформированы:
1. Личностные универсальные учебные действия
– интерес к вязанию крючком как к новому виду прикладного творчества;
– понимание причин успешности (неуспешности) творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования мотивации для занятий творческой деятельностью, устойчивого интереса к вязанию крючком.
2. Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
– планировать свою деятельность;
– контролировать и анализировать свои действия;
– оценивать результат деятельности;
Обучающиеся получат возможность самостоятельно находить способы и пути решения творческой задачи.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
– организовать совместную деятельность и учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
– работать в группе;
– распределять функции и роли;
Обучающиеся получат возможность научиться аргументировать свою позицию, учитывать интересы и позиции всех участников, развивать устную речь в диалоге со сверстниками.
4. Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научатся:
– анализировать объекты и выделять главное;
-проводить сравнение и классификацию объектов по различным признакам;
– устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающиеся получат возможность научиться осуществлять поиск информации, использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в повседневной жизни.
© 2020, Новикова Надежда Ивановна 1000