СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Слово «технология», кажется, прочно обжилось в педагогическом словаре. Это новое словечко «технология» пробралось в педагогику из точных наук и техники. Что такое «новая технология обработки металла» или «новая технология распространения информации» - более или менее понятно. Но что такое «новая педагогическая технология» и чем она отличается от программы, от методик, от педагогической системы – понять было трудно. Достаточно сказать, что в одном из капитальных трудов, где сделана попытка разобраться в проблеме педагогических технологий (в книге ярославского учёного Г.К.Селевко, которая так и называется «Современные образовательные технологии») даются десять определений этого понятия. Считается, что терминологическая путаница – обычное явление для теоритической педагогики. Поэтому практикующие учителя выбирают не только программу и методику, которыми они пользуются в своей работе, но и педагогическую технологию.
Что же такое технология и чем она отличается от программы и методики?
ПРОГРАММА – это прежде всего документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения ребёнка, а
МЕТОДИКА – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются.
ТЕХНОЛОГИИ – более широкое понятие.Это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действияпредставлены в определённой последовательности и предполагают получение определённого результата.
То есть программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?»; методика на вопросы «чему учить?» и «как учить?», а технологии на вопрос «как учить результативно?».
На уроках в специальной школе 8 вида могут использоваться различные группы образовательных технологий:
- обяснительно-иллюстративные;
- игровые технологии;
- личностно-ориентированные;
- разноуровневого обучения;
- коллективного взаимообучения;
- модульного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные технологии.
В коррекционной школе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Такие традиционные технологии, как обяснительно-иллюстративные позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся. Применяются они в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение пониманий сложных знаний.
Следующая группа традиционных технологий – это игровые технологии.
Это единство развивающих возможностей игровых технологий, для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Мы все любим играть. «Что наша жизнь? Игра!», а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления учебного материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себяувереннее, чем при традиционной форме работы с учебным материалом. Г.К Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
К традиционным технологиям можно отнести и личностно-ориентированные технологии. Которые противостоят авторитарному (командному), обезличенному и обездушенному подходу к ребёнку в традиционном обучении, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремиться к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевыми словами личностно-ориентированнных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода самостоятельность, творчество.
К личностно-ориентированным технологиям можно отнести и технологию разноуровневого обучения. Это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушениями интеллектуального развития. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:
- индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях;
- психологические характеристики (мышление, воображение, память);
- опыт, включающий знания, умения, привычки.
В книге В.В.Воронковой «Обучение и воспитание во вспомогательной школе» даётся классификация умственных способностей детей по степени усвоения учебного материала. Педагог должен условно делить класс на группы. Группы определяются следующими факторами: возможностями детей усваивать учебный материал, однородностью возникающих трудностей и причинами, лежащими в основе этих трудностей. Перед педагогами коррекционных школ стоит задача максимально исправить психофизические недостатки детей олигофренов. Из года в год проводится коррекционная работа по исправлению этих недостатков и приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.
Также к личностно-ориентированным технологиям можно отнести и технологию коллективного взаимообучения, а так же технологию модульного обучения, которая предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определённой дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с определёнными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика. Каждый модуль предусматривает алгоритм работы по данным разделам.
Здоровьесберегающие технологии.
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркомании. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях сохранения здоровья, а под здоровым образом жизни они понимают только отсутствие вредных привычек.
Поэтому одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используют здоровьесберегающие технологии, цель которых – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе; сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ; научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
На уроке можно использовать следующие здоровьесберегающие технологии:
а) Организационно-педагогические технологии (их использование способствует предотвращению переутомления, гиподинамии учащихся)
б) Психолого-педагогические технологии (они связаны с непосредственной работой учителя на уроке; воздействием, которое он оказывает на своих учеников:
* создание доброжелательного психологического микроклимата в классе;
* учёт индивидуальных психофизических особенностей учащихся;
* минутка для шутки;
* релаксационные паузы)
в) Учебно-воспитательные технологии (включают вопросы заботы о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, по предупреждению вредных привычек);
г) Лечебно-оздоровительные технологии (физкультминутки, смена видов деятельности, зарядка для глаз, изменение поз учащихся во время урока).
3. Экологические здоровьесберегающие технологии.
(направлены на создание оптимальных условий жизни и деятельности учащихся, гармоничных взаимоотношений с природой)
К инновационным педагогическим технологиям относится -
Информационно-комуникационные образовательные технологии
Необходимость применения информационно-комуникационных образовательных технологий в школьном образовании очевидна.
Информатизация преподавания имеет несколько этапов:
- Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т. п.
- Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий с их иллюстративными, анимационными возможностями.
- Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся.
Главная методическая проблема преподавания смещается от того «как лучше рассказать», к тому «как лучше его показать».
Скудная материально-техническая база коррекционных школ затрудняет использование информационных технологий в полном объёме. Однако некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Существенную экономию учебного времени обеспечивает использование такой информационной технологии как презентация. Такие уроки вызывают у ребят больший интерес и помогают успешному усвоению учебного материала.
Таким образом, личностно-ориентированные, игровые, информационные и здоровьесберегающие технологии должны активно применяться на уроках, так как являются действенным средством повышения эффективности процесса обучения в специальной (коррекционнной ) школе 8 вида.
© 2019, Немцова Оксана Алексеевна 1625