СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных педагогических технологий в коррекционной школе 8 вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово «технология», кажется, прочно обжилось в педагогическом словаре. Это новое словечко «технология» пробралось в педагогику из точных наук и техники. Что такое «новая технология обработки металла» или «новая технология распространения информации» - более или менее понятно. Но что такое «новая педагогическая технология» и чем она отличается от программы, от методик, от педагогической системы – понять было трудно. Достаточно сказать, что в одном из капитальных трудов, где сделана попытка разобраться в проблеме педагогических технологий (в книге ярославского учёного Г.К.Селевко, которая так и называется «Современные образовательные технологии») даются десять определений этого понятия. Считается, что терминологическая путаница – обычное явление для теоритической педагогики. Поэтому практикующие учителя выбирают не только программу и методику, которыми они пользуются в своей работе, но и педагогическую технологию.

Что же такое технология и чем она отличается от программы и методики?

ПРОГРАММА – это прежде всего документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения ребёнка, а

МЕТОДИКА – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются.

ТЕХНОЛОГИИ – более широкое понятие.Это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действияпредставлены в определённой последовательности и предполагают получение определённого результата.

То есть программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?»; методика на вопросы «чему учить?» и «как учить?», а технологии на вопрос «как учить результативно?».

На уроках в специальной школе 8 вида могут использоваться различные группы образовательных технологий:

- обяснительно-иллюстративные;

- игровые технологии;

- личностно-ориентированные;

- разноуровневого обучения;

- коллективного взаимообучения;

- модульного обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационные технологии.

В коррекционной школе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Такие традиционные технологии, как обяснительно-иллюстративные позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся. Применяются они в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение пониманий сложных знаний.

Следующая группа традиционных технологий – это игровые технологии.

Это единство развивающих возможностей игровых технологий, для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Мы все любим играть. «Что наша жизнь? Игра!», а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления учебного материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себяувереннее, чем при традиционной форме работы с учебным материалом. Г.К Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.

К традиционным технологиям можно отнести и личностно-ориентированные технологии. Которые противостоят авторитарному (командному), обезличенному и обездушенному подходу к ребёнку в традиционном обучении, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремиться к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Ключевыми словами личностно-ориентированнных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода самостоятельность, творчество.

К личностно-ориентированным технологиям можно отнести и технологию разноуровневого обучения. Это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушениями интеллектуального развития. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:

- индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях;

- психологические характеристики (мышление, воображение, память);

- опыт, включающий знания, умения, привычки.

В книге В.В.Воронковой «Обучение и воспитание во вспомогательной школе» даётся классификация умственных способностей детей по степени усвоения учебного материала. Педагог должен условно делить класс на группы. Группы определяются следующими факторами: возможностями детей усваивать учебный материал, однородностью возникающих трудностей и причинами, лежащими в основе этих трудностей. Перед педагогами коррекционных школ стоит задача максимально исправить психофизические недостатки детей олигофренов. Из года в год проводится коррекционная работа по исправлению этих недостатков и приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.

Также к личностно-ориентированным технологиям можно отнести и технологию коллективного взаимообучения, а так же технологию модульного обучения, которая предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определённой дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с определёнными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика. Каждый модуль предусматривает алгоритм работы по данным разделам.

Здоровьесберегающие технологии.

В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркомании. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях сохранения здоровья, а под здоровым образом жизни они понимают только отсутствие вредных привычек.

Поэтому одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используют здоровьесберегающие технологии, цель которых – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе; сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ; научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

На уроке можно использовать следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Технологии обеспечения безопасной жизнедеятельности. (Она применяется при соблюдении правил техники безопасности на уроках и переменах).
  2. Здоровьесберегающие образовательные технологии:

а) Организационно-педагогические технологии (их использование способствует предотвращению переутомления, гиподинамии учащихся)

б) Психолого-педагогические технологии (они связаны с непосредственной работой учителя на уроке; воздействием, которое он оказывает на своих учеников:

* создание доброжелательного психологического микроклимата в классе;

* учёт индивидуальных психофизических особенностей учащихся;

* минутка для шутки;

* релаксационные паузы)

в) Учебно-воспитательные технологии (включают вопросы заботы о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, по предупреждению вредных привычек);

г) Лечебно-оздоровительные технологии (физкультминутки, смена видов деятельности, зарядка для глаз, изменение поз учащихся во время урока).

3. Экологические здоровьесберегающие технологии.

(направлены на создание оптимальных условий жизни и деятельности учащихся, гармоничных взаимоотношений с природой)

  • Экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение учебных и жилых помещений;
  • Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения; а посему – озеленение пришкольной территории;
  • Разведение комнатных растений;
  • Выращивание огородных культур (например, кабачков);
  • Участие в природоохранительных мероприятиях (уборка мусора с дорожных обочин и речного берега, например)

К инновационным педагогическим технологиям относится -

Информационно-комуникационные образовательные технологии

Необходимость применения информационно-комуникационных образовательных технологий в школьном образовании очевидна.

Информатизация преподавания имеет несколько этапов:

- Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т. п.

- Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий с их иллюстративными, анимационными возможностями.

- Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся.

Главная методическая проблема преподавания смещается от того «как лучше рассказать», к тому «как лучше его показать».

Скудная материально-техническая база коррекционных школ затрудняет использование информационных технологий в полном объёме. Однако некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Существенную экономию учебного времени обеспечивает использование такой информационной технологии как презентация. Такие уроки вызывают у ребят больший интерес и помогают успешному усвоению учебного материала.

Таким образом, личностно-ориентированные, игровые, информационные и здоровьесберегающие технологии должны активно применяться на уроках, так как являются действенным средством повышения эффективности процесса обучения в специальной (коррекционнной ) школе 8 вида.

14.11.2019 21:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!