СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Использование притч в преподавании курса «ОРКСЭ»
2 слайд. Притчи являются важным опорным материалом в ходе преподавания предмета ОРКСЭ, в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект. Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.;
3 слайд. Притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. загадочное, мудрое изречение.
4 слайд. Притча делает сознание более гибким и подвижным, улучшая тем самым способность слушателя адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям. Она поможет разрешить конфликтную ситуацию. Благодаря аллегории, мы другому человеку в щадящей форме скажем то, что могло бы агрессивно воспринято при прямом указании. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок.
5 с. Способы использования притч в учебном процессе. 1.Обсуждение основной идеи и смысла притчи. 2.Формулирока вопросов детьми или ответы на поставленные. 3.Придумать название притчи. 4.Притча без окончания (идёт обсуждени:, чем она могла бы закончиться). 5.Выделение ключевых слов. 6. Анализ символов, структуры. 7.Инсценировка притчи. 8.Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка) 9.Подбор пословиц, поговорок. 10.Сравнение с басней (определить). 11.Найти или предложить вставить пропущенные слова. 12.Сравнение нескольких притч с одинаковыми ценностями. 13.Определение ценностей, которые отражает притча.
Слайд. Притчи развивают критическое мышление. «Критическое мышление — это умение самому управлять своими когнитивными процессами, а не воспроизводить готовые паттерны», аргументация и принятие своего решения».
-Ребята, я хочу вам рассказать одну притчу. «Всё в твоих руках»
-Предположите, о чем пойдет речь в этой притче? (Ответы детей)
Далее идёт первоначальное чтение притчи учителем с остановками:
Слайд. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города.
Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…
Поймаю – ка, я бабочку, и спрошу у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?
«Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал.
Все в твоих руках … - ответил мудрец.
Далее идёт анализ притчи.
-Назовите главных героев притчи.
-Предлагаю дать характеристику героям в виде синквейна :
-Как вы думаете, какая важная мысль заключена в словах мудреца?( Эти слова учат принимать решения,в рамках собственной совести, полностью отвечать за свои поступки)
-Докажите, что мудрец был действительно очень умным.
(мудрый ответ, данный учителем перекладывает всю ответственность за жизнь насекомого на совесть, держащего в ладонях.
Далее прошу детей закончить предложение несколькими словами :
(После этого проводится обмен мнениями с аргументацией)
- Ну что ж, ребята, мы обсудили очень важную проблему, с которой в жизни встречается каждый человек. Всё зависит в жизни только от него самого, какой путь он выберет в этой жизни, каким он станет человеком решать ему самому…А какими вы хотите быть в этой жизни ? (Ответы детей)
Далее предлагаю игру «Клубок»
– У меня в руках клубочек плохих поступков.Вспомните какие плохие поступки совершались в классе (не называя имен)? Какие чувства при этом возникали у вас? Давайте распутаем наш клубок плохих поступков и больше не будем их совершать.
– Ребята, эти поступки может совершить по глупости, неосознанно каждый из вас. Давайте подумаем, что мы должны сделать, чтобы в классе не было плохих поступков и чтобы всем было комфортно? (Ответ детей.)
– Все мы разные, многим отличаемся друг от друга. С раннего возраста каждый из вас слышит слова из стихотворения Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?". – Когда лучше живется: когда делаешь плохое или хорошее? (Ответ детей).
–Если бы каждый из нас делал осознанный выбор в пользу хорошего, правильного, наша сегодняшняя жизнь могла бы быть совершенно иной. Делать хорошее очень приятно и радостно.
– А какие хорошие качества человека вы знаете? Возьмите каждый и напишите на бабочках эти поступки. (на столах лежат бумажные бабочки). После этого вешаем их на доску и дети читают, кто какие хорошие поступки написал.
В конце занятия хочу сказать, ребята : слова «Всё в твоих руках» можно взять девизом для жизни. Их можно написать и повесить дома, и каждый раз, когда у вас опускаются руки читать их, так как из любой ситуации есть выход… Уважаемые учителя: вам тоже советую по жизни идти с этими словами, ведь в ваших руках самое дорогое на свете :дети, их судьба…И порой только благодаря учителю дети выбирают правильный жизненный путь. Спасибо за внимание.
© 2021, Климашина Елена Валентиновна 270