СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новое время требует от учителя эффективных подходов в процессе обучения. В эпоху информационного общества необходимо научить учеников самих добывать информацию, отбирать, анализировать, оценивать её достоверность, применять полученные результаты, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях. Важно создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности. Этому способствует применение учителем инновационных педагогических технологий в урочное и внеурочное время. Поделюсь опытом применения некоторых технологий в своей практике.

ТРКМЧП – технология развития критического мышления через чтение и письмо – это универсальная технология, которая успешно интегрируется с другими педагогическими технологиями, является надпредметной. Данная технология была разработана в конце 20 века в США авторами Ч. Темпл, Д. Стил., К. Мередит. В России развивают данную технологию Заир – Бек, Технология направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективного подхода к окружающему его информационному полю. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Оно начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя.

Думать критически – это:

- проявлять любознательность;

- использовать исследовательские методы;

- ставить перед собой вопросы;

- вскрывать причины и последствия фактов;

- осуществлять планомерный поиск ответов;

- сомнение в общепринятых истинах;

- выработка точки зрения и способность отстаивать её логическими доводами;

- внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Роль учителя в технологии развития критического мышления: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения, создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы, подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих. С ТРКМЧП я познакомилась на курсах по инновационным педагогическим технологиям и стала применять её элементы на своих уроках биологии и химии. Модель такого урока описал Заир-Бек [1]. Ее основу составляет трехфазный процесс:

1. Вызов, где ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме;

2. Осмысление содержания, где ученик под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать);

3. Рефлексия – размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме.

На первой стадии я использую проблемные вопросы, кластер, таблицу ЗХУ, на второй предлагаю работу с текстом, просмотр видеофильма, выполнение практической работы, наблюдение. На третьей стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены такие приемы, как возврат к стадии вызова, возврат к ключевым словам, возврат к перевернутым логическим цепочкам, возврат к кластеру.

В прошлом году приемы данной технологии были внедрены учителями района – членами нашей творческой группы. Был собран методический материал по данной технологии и издан сборник, куда вошли разработки уроков учителей с использованием элементов технологии критического мышления через чтение и письмо.

В рамках фестиваля «Ура! Урок!» мной был показан открытый урок по данной технологии для учащихся 8 класса «Пищеварение в ротовой полости», который получил высокую оценку членов жюри.

В настоящее время современный урок нельзя представить без применения информационных технологий. ИКТ занимают важное место и в моей профессиональной деятельности, т. к. особенностью преподавания биологии и химии является потребность в демонстрации явлений и их моделировании. На своих уроках я ставлю следующие цели:

- обеспечение обратной связи в процессе обучения;

- обеспечение индивидуализации учебного процесса;

- повышение наглядности учебного процесса;

- поиск информации из самых широких источников;

- моделирование изучаемых процессов или явлений;

- организация коллективной и групповой работы.

С применением компьютера, проектора уроки проходят эмоциональнее, интереснее, а поэтому и продуктивнее. Конечно, показ слайдов занимает 7 – 10 минут учебного времени, но этого бывает достаточно, чтобы разобраться в наиболее сложных темах, понять микромир частиц, их взаимодействие. Электронные диски, видеоопыты помогают вникнуть в суть химических процессов, которые нельзя продемонстрировать в химическом кабинете из-за опасных свойств реагирующих веществ, их токсичности, а также лабораторные опыты и практические работы с взрывчатыми и ядовитыми веществами. Интересными для ребят являются обучающие игры, викторины. Использую обучающие алгоритмы для решения задач, которые составляю сама. Незаменимы компьютерные технологии и при контроле и оценке знаний. Актуальная сейчас форма опроса учеников в виде тестов предусматривает как использование готовых тестовых материалов и образовательных программ, так и создание своих собственных. Активную роль в создании презентаций и тестов играют сами ученики. Некоторые презентации наших ребят размещены в Интернете. Использование компьютерных технологий способствует повышению интереса к предмету и, как следствие этого, происходит повышение уровня знаний по предмету. Следствием этого является участие наших ребят в областной олимпиаде по химии. Пять лет подряд мы соревнуемся с очень сильными соперниками из колледжей и лицеев Нижнего, Сарова, ЦОДа. Конечно, задания очень сложные и не всегда мы с ребятами удовлетворены результатом, но в моей практике есть и призовое место (А. Корсакова).

За время работы накопилось большое количество материалов и по химии и биологии, поэтому приходится систематизировать все по разделам в виде таблицы, где указываю адрес нахождения материала, вид информации (тест, презентация, видеоопыт, конспект урока или внеклассного мероприятия) и для какого класса можно использовать.

Ресурсы сети Интернет учащимися используются для поиска информации, например, при подготовке к ЕГЭ, централизованному тестированию, при написании рефератов, подготовке научно-исследовательских работ, проектов.

Метод проектов использую больше во внеурочной работе. Работая с методом проектов, ставлю следующие цели:

· формирование и развитие творческих способностей;

· развитие умения ставить проблемы и самостоятельно решать их;

· создание мотивов к обучению и самообразованию;

· формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение;

· развитие коммуникативных и методологических умений и навыков.

Этапами проектирования являются следующие: погружение в проект, этап разработки, этап реализации и представление результатов. Отрадно осознавать, что ребята самостоятельно ставят цель, планируют свои действия, дают оценку полученных результатов. Учитель помогает только координировать работу над проектом. Нередко в проекте принимают участие и родители. Такими совместными проектами в моей практике были следующие: «Озеро Мартышиное» Чирковой Ксении, «Перкин городок» и «Муравьи» Щелыванова Сережи, «Родники села Гридино» Спиридонова Виталия, «Святые источники» и «Дары природы. Родники Перевозского района» Самарова Дмитрия. Считаю, что это очень хорошо, когда и детей, и взрослых объединяет одно общее дело. Работа над проектом длится в основном один год, хотя есть в практике и более продолжительные (робота по исследованию родников). С исследовательскими проектами ребята принимают участие в различных конкурсах, выступают на НОУ, на областных, Всероссийских и международных конференциях, фестивалях, форумах, занимая призовые места. Успешной была работа над социальным проектом по обустройству родника в деревне Селищи. Презентации некоторых работ помещены в Интернете на сайте Перевозская средняя школа и на моей личной странице.

Поиск, анализ, переработка и представление информации учащимися позволяют формировать и развивать не только информационную и предметную компетентности, но и совершенствовать такую важнейшую и социально значимую компетентность, как коммуникативная. Выступая перед представительной аудиторией, отстаивая свою точку зрения или соглашаясь с чужой, ребята учатся находить консенсус в споре, чувствовать себя комфортно в паре, группе или коллективе и не создавать дискомфорта для окружающих.

Таким образом, используя инновационные технологии, находясь в постоянном творческом поиске, учитель может достигнуть высоких результатов в воспитании и образовании учащихся, тем самым выполнить свою предначертанную миссию на Земле.

Литература:

1. Заир-Бек критического мышления на уроке [Текст]: пособие для учителя / Заир-, – М.: Просвещение, 2004, 175 с.

2. Макошина компьютеров в обучении химии. // Химия. Методика преподавания в школе, 2002. – № 6, с. 55 – 60.

3. Нечиталова технологии на уроках химии. // Химия в школе, 2005. – № 3, с. 13 – 15.

4. Полат. педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /, – М.: Академия, 2007, с. 83 – 103.

5. «Как организовать проектную деятельность учащихся».- М.: АРКТИ, 2006.

6. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст]/ Халперн Д.; пер. с англ. Н. Мальгина и др. – 4-е междунар. изд. – СП б.: Питер, 20с.

7. Ширшина : проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2007, с. 23.

04.11.2018 14:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!