СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях детского объединения «Колорит».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящий момент в дополнительном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность детей обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Использование информационных технологий охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является необходимостью.

Наши дети – это уже члены информационного общества. Объем информации, который обрушивается на них, во много раз превышает объем, который приходился на их ровесников еще два десятка лет тому назад. Бурный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в кино и на телевидении, в окружающей жизни, оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. А как трудно бывает даже взрослому человеку выбрать нужную ему информацию и отмести все лишнее, не говоря о ребенке. И здесь хотелось бы сослаться на Льва Толстого, который о роли знаний сказал весьма определенно: «Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее, а какие еще менее нужны». И вот это должен понимать педагог профессионал. Педагог дополнительного образования должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке.

Сегодня перед педагогами дополнительного образования стоит важная задача – подготовка вверенных им детей к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором постоянно ускоряется процесс появления новых знаний, в непрерывном повышении образования. Современный ребенок живет в мире технологичных знаков, в мире электронной культуры.

Одна из задач педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать информационную компетентность – научить ребенка ориентироваться в «электронной среде», отбирать сведения, оценивать их качество, формировать умение находить требуемые данные, проявляя при этом творческую активность. Развитый интеллект, умение работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в современном информационном обществе.

Изобразительное творчество – одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. С помощью компьютерных программных средств ребята знакомятся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, с шедеврами мирового искусства. Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях изобразительным искусством дело новое, поэтому накопление программно-методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день.

Новизна педагогического процесса в том, что знания по теории информационныхтехнологий педагог даетв контексте практического применения данного понятия, т.е. дается возможность детям в течение обучения изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.

Педагогами Дома искусств была проведена большая работа по изучению современных образовательных технологий, представлена всесторонняя информация о новых педагогических технологиях. Данная тема освещалась на совещаниях педагогических советов, методических объединений педагогов дополнительного образования, мастер-классах, творческих мастерских, занятиях с детьми.

Решая задачи, педагоги Дома искусств применяют многочисленные инновационные технологии. В настоящее время педагогически грамотным специалистом нельзя быть без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций.

Проверено, обучающимися усваивается только та информация, которая больше всего их заинтересовала. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.Дети учебный материал запоминают слабо, если им на занятии не интересно.Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. А можно ли учить без горьких и бесполезных слов? Если интересно построить занятие, то корень может изменить свой вкус и даже вызвать аппетит. Удивление, азарт,любопытство в глазах детей, когда руки тянутся вверх, - вот это хочется видеть на занятиях детского объединения «Колорит».Неподдельный детский интерес вызывает использование компьютера на занятиях изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством, при использовании которого повышается мотивация и индивидуализация обучения, развиваются творческие способности обучающихся и создается позитивно-эмоциональный фон на занятиях.

Руководитель детского объединения «Колорит» старается максимально эффективно применять информационно-коммуникационные технологии на своих занятиях, при этом учитывает то, что компьютер не заменит педагога, а только дополнит его.

В результате этого определены формы применения компьютера на занятияхизобразительной деятельности и декоративно-прикладного творчества:

- использование медиа-ресурсов как источника информации;

- компьютерная поддержка деятельности педагога на занятии;

- создание портфолио педагога и обучающихся;

- организация проектной деятельности обучающихся;

- использование графических программ в качестве инструмента художественной деятельности.

Используя информационно-коммуникационные технологии, педагог ставит перед собой следующие задачи:

-развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного общества;

- развитие творческих способностей детей, способностей нестандартно мыслить, осуществлять экспериментально - исследовательскую деятельность;

-повышение эффективности и качества образовательного процесса благодаря возможностям информационно – коммуникационных технологий;

- активизация познавательной деятельности обучающихся.

Основная цель на занятиях изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством:помочь детям познать окружающую действительность, учить разностороннее видеть окружающий мир, развивать у них наблюдательность, воспитывать в них чувство прекрасного, развивать личностные способности.

Одним из очевидных достоинствс применениеминформационно-коммуникационных технологий на занятиях изобразительным искусством является усиление наглядности, тем более сегодня практически невозможно приобрести необходимыетаблицы, схемы, репродукции и иллюстрации. На помощь приходит компьютер

На занятиях в детском объединении педагог использует компьютер для повышения мотивации и индивидуализации,активизации и эффективности учебного процесса:

- знакомство с темой занятия сопровождается показом фотографий, фрагментов видеофильма;

- показ репродукций с картин отечественных и зарубежных художников;

- демонстрация таблиц, схем, кроссвордов;

- виртуальное посещение музеев мира;

- используется музыкальный ряд, необходимый для занятия.

Для осуществления контроля знаний обучающихся по пройденной теме педагог организует промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно), предлагает решить головоломки, кроссворды, возможны также самостоятельные экскурсии в интернете.

Разнообразить занятия педагогу помогают разработанные презентации.Использование на занятиях презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением занятия: возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации; обеспечивает последовательность рассмотрения темы; иллюстрации доступны всем обучающимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения.

Применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс. Занятия-презентации широко используют:

- в процессе знакомства с жизнью и творческим наследием художников («Исаак Левитан», «И.И. Шишкин – певец русского леса» и т.д.)

- на занятиях знакомства с жанрами и видами изобразительного искусства;

-при изучении тем по декоративно-прикладному искусству («Дымковская игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома», «Городец»и т.д.);

-при изучении законов композиции, линейной и воздушной перспективы, цветоведения и т.д.

Во время занятия при формировании новых знанийприходится рисовать множество эскизов, разъяснять и бесконечно рисовать на доске. На экране телевизора все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки.

Обучающиеся детского объединения с удовольствием готовят презентации о жизни и творчестве художников дома, чтобы при знакомстве с творчеством очередного художника представить свою работу перед группой. Это повышает самооценку и создает ситуацию успеха.

Применение современных технологий позволяет педагогам и обучающимся Дома искусств «Ритм» принимать более активное участие в различных конкурсах регионального, всероссийского и международного уровня. Так обучающиеся детского объединения «Колорит» на протяжении нескольких лет участвуют в международныхдистанционныхконкурсах: «Дети-таланты», «Счастливые ладошки», «Чудесная страна»; всероссийских конкурсах детского творчества «Талант с колыбели» и «Рыжий кот», где неоднократно становились победителями и лауреатами. На сайтах этих конкурсов размещены фотографии работ Ханиной Ксении, Форопоновой Дарьи, Соглаевой Анастасии, Малаховой Марии,Шеставиной Анастасии (диплом победителя) и др. Участие в конкурсах повышает у детей мотивацию и интерес к изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству.

На каждого обучающегося детского объединения «Колорит» создано электронное портфолио, где собраны фотографии работ детей, по которым можно отследить творческий рост ребенка на протяжении всех лет; отслеживается участие в выставочной деятельности, внутристудийных мероприятиях и мероприятиях отдела и учреждения.

Бесспорно, что сегодня компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний обучающихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, активизировать познавательную и творческую активность обучающихся, повысить эффективность занятия.

Список литературы:

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2002.
  2. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном

процессе. – www. pedsovet.org

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. – 125 с.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2004

5.Матунова Л.Н. Уравнение успеха. Воронеж, 1999.- 182с.

Издательство им. Е.А.Болховитинова

Категория: ИЗО
09.06.2021 22:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!