СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных воспитательных технологий на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебная страна звуков» в ШТР «Радуга»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий отчет педагога дополнительного образования Ким И.В. на заседании педагогического совета 06 февраля 2015 года.

Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, опирающихся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода.

Музыка – как всякое искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе, к Родине. Воспитывает эмоционально-чувственную сферу психики, и самое главное-это постоянная возможность самореализации.

Работая педагогом, я стремлюсь вызвать в детях ясное понимание того, что музыка не просто развлечение – а важная часть самой жизни, жизни каждого человека, в том числе и школьника. Чтобы реализовывать поставленные задачи я должна сделать предмет музыки интересным и современным. При этом максимально учитывая межпредметные связи и возрастные особенности обучающихся.

Достичь это возможно, используя современные инновационно-воспитательные технологии и информационные технологии:

  • личностно-ориентированное обучение;
  • информационно-коммуникативные;
  • здоровье сберегающие технологии;
  • коллективно-индивидуальная деятельность;
  • игровые технологии.

В современном мире перед школой и тем более перед дополнительным образованием стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья обучающихся, то есть внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Одна из основных задач занятия по музыке – снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся.

На своих занятиях я применяю такую здоровьесберегающую технологию –как арт-терапия. В неё входят

  • музыкотерапия;
  • вокалотерапия;
  • ритмотерапия;
  • фольклорная терапия;
  • сказкотерапия;
  • танцеваольно- двигательная терапия;
  • цветотерапия;
  • терапия изобразительным искусство.

По существу, каждый педагог музыки, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. Конечно, на занятиях могут быть использованы только научно обоснованные и проверенные элементы арт-терапии в форме различных упражнений, не только слушание и исполнение музыки, но и вопросы на сообразительность, слуховые и ритмические загадки, творческие задания, способствующих самопознанию, повышению самооценки, самокоррекции личности, воспитанию повышенного уровня художественного сознания.

Хотя понятие «арт-терапия» появилось лишь в середине 20 века целительные возможности искусства были известны с древних времен. При чем у всех народов существовали созвучия и ритмы, использовавшиеся как против страстей души, уныния, раздражения, гнева, так и против физических недугов.

А использование элементов арт-терапии в школе и дополнительном образовании призвано прежде всего содействовать духовно-нравственному воспитанию детей и помочь ребенку устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, сдержать «выплескивание» негативной агрессивной энергии на окружающих или «внутрь себя».

Рассмотрим кратко сущность арт-терапии, которая нашла отражение на занятиях музыки.

Музыкотерапия

Известно, что эмоции вызывают изменения пульса, дыхания, скорости реакции, снижение эмоционального тонуса-который ослабляет иммунитет человека, в результате он чаще болеет.

Разные по эмоционально-образному содержанию музыкального произведения по-разному воздействуют на организм. Так мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная, как правило связана с грустью. Также мощное воздействие оказывает темп, ритм, динамика. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Музыкотерапия – «эмоциональный массаж»

Составляющими частями музыкотерапии являются вокальная и дыхательная терапия. Процесс пения – сложнейший психофизиологический акт. Трудно переоценить значение пения как средства самовыражения. В сочетании большого количества положительных свойств. Не случайно профессия певцов-профессия долгожителей.

Дыхательная гимнастика (а её лечебные свойства сейчас используются во всем мире), на занятии это различные упражнения для развития певческого дыхания, она позволяет детям заниматься самооздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхание – синоним жизни. Правильное дыхание – фактор долгой и здоровой жизни. А искусство пения – это еще и искусство дыхания. Все занятия музыки изобилуют дыхательными упражнениями- играми.

На 1 уроке на первом году обучения применяется упражнение-игра «Музыкальное знакомство».

Во-первых, я пропеваю свое имя. Дети лучше запоминают, как меня зовут. Затем дети нараспев произносят свое имя. Далее импровизация с гласными. Поются имена детей данной группы, в которой встречается звук «а» - открытый радостный, приветственный. Затем «о» - закрытый внутренний, обнимающий «Руки кольцом».

Упражнение «Аромат цветов» - основан на принципах дыхательной терапии «Свеча», «Звуковые волны», «Голоса птиц» (с ритмическим рисунком), «Эхо», «Перекличка», «Журавель», «Споем про себя» и т.д.

Танцевально-двигательная терапия.

Включенные в уроки Музыки разнообразные движения, пластические импровизации под музыку, танцы также могут быть средством арт-терапии.

Общеизвестно, что, движения контролируются центральной нервной системой, именно она координирует движения мышц. И психологи сделали заявление: качественным грациозным движениям соответствует качественная жизнь. (стоять не могут!)

Танцевальные движения непосредственно влияют на эмоциональное состояние человека. Например, свободные движения рук снимают зажатость плечевого пояса, что помогает избавиться от гнева и т.д.

На занятиях использую движения под музыку от ритмич. Упражнений, простейших танцевальных движений («Два веселых Гуся») до совместной работы с педагогом Серовой Н.Ф. для открытого урока для родителей «Рождество».

Терапия изобразительным искусством(танец+пение!)

Цвет и звук, изобразительное искусство и музыка имеют глубинные связи. Произведения изобразительного искусства, используемые на уроках муз., имеют не только образовательный, но и арт-терапевтический потенциал.

Моя программа первого года обучения предусматривает интегрированный подход к изобразительному искусству и музыке почти в каждом занятии. Пример. Урок № 8. «В вихре грозы».

  1. Начинается занятие с игровой ситуации (на фоне звуков грозы и дождя) детям предлагается оказаться в волшебном царстве звуков на зеленом лугу, когда над ним начинают собираться тучи, засверкали молнии, хлынул дождь. Дети рассказывают – как изменилось все вокруг, какими звуками и красками наполнился окружающий их мир, какие чувства они испытывают – как изменилось всё вокруг, какими звуками и красками наполнился окружающий их мир, какие чувства они испытывают во время грозы?
  2. Представляю репродукцию картины В. Маковского «Дети, бегущие от грозы» (Рассмотреть. Рассказать.) – Какие звуки природы звучат в картине? Какова их громкость, подобрать слова к чувствам детей, убегающих от грозы. Обратить внимание как похожи слова гром и громко. Ввести в понимание детей термин forte.
  3. Игра. Представить, как капают капли дождя. Ритм, темп, звук.
  4. Звучит музыка А. Вивальди «Гроза». Слушание. Обсуждение.
  5. Дыхательное упражнение «Ветер» (усиление звука. Обязательно утихомирить грозу)
  6. Разучивание песни «Радуга» + «Неприятность эту…» - настраиваю детей на преодоление: своих страхов на эмоциональную устойчивость.
  7. Дома – рисунок.

Сказкотерапия.

Музыкотерапия смыкается со сказкотерапией прежде всего через музыкальные образы сказочных героев, сказочные сюжеты в музыке.

Специалисты отмечают, что сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим, воспитательным и развивающим средством. Народная сказка несет в себе культуру, национальный образ мира, национальные ценности и идеалы, модели поведения.

Сказка помогает понять, как нужно поступать в реальной жизни, как побеждать зло. При этом в сказке никто не учит «жить правильно». События естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в реальном мире.

На занятиях я использую упражнения и сценарии занятий: начиная от вокально-ритмических упражнений: «Буратино» и др., слушание пьес П. Чайковского из «Детского альбома», «Баба-Яга», С. Прокофьева «Сказочка». Даю задание обучающимся придумать сюжет новой сказки на данную музыку. Упражнение «Ковер-самолет».

Дети располагаются на ковре. (звучит музыка) Закрыть глаза, представить себя в воздухе на ковре – самолете. Что вы видите : подо мной… вокруг меня…, в верху, какие звуки природы слышат, холодно или тепло, хотят взлететь выше или спуститься на землю (Высота звуков?)

- Можно озвучить картину В. Васнецова «Ковер-самолет».

- Упражнение «Полет», «Облачко»(под муз. Э. Дебюсси «Облачко»)

Таким образом, используя инновационные воспитательные технологии в преподавании музыки я открываю для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для меня работа, а для детей обучение становится радостнее.

18.09.2015 19:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!