СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование афоризмов и цитат

Нажмите, чтобы узнать подробности

Афоризмы и цитаты можно с успехом использовать для организации мини-практикумов или рефлексии школьников в конце урока, после изучения темы.

Вопросы и задания, сформулированные к цитатам, афоризмам, подвигают учащихся

- глубоко задуматься над произведениями искусства,

-поразмышлять над творческим путем их авторов,

-тенденциями развития современного общества, науки и техники;

-преломить восприятие изучаемого теоретического материала через свой жизненный опыт,

-представить личный взгляд на современное искусство,

-сформулировать авторское суждение по тому или иному вопросу.

Пример 1.

"Искусство - выражение самых глубоких мыслей самым простым способом". (А. Эйнштейн)

Задание:

1. Как вы понимаете высказывание А. Эйнштейна?

2. Приведите примеры, когда искусство (живопись, музыка и др.) играли значимую роль в творчестве ученых, отразили их научные открытия и достижения.

Пример 2.

"Я начинаю с идеи, и затем это становится кое-чем еще"." (Пикассо)

Задание:

1. К творчеству каких художников, музыкантов, писателей можно отнести данное высказывание Пикассо?

2. Проследите связь от идеи до авторского произведения в творчестве М.Ф. Ларионова, от идеи до ее воплощения в жизнь в творчестве Л.С. Термена.

Пример 3.

"Искусство требует знаний". (Б. Брехт)

Задание:

1. Прокомментируйте данное высказывание, подтвердив конкретными примерами.

2. Выскажитесь о творчестве Мориса Эшера, его картинах с позиции искусства (цвет, тень и др.) и математики (форма, пространство и др.).

Пример 4.

"Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде". (Гегель)

Задание:

1. Что, по-вашему мнению, имел ввиду автор данного высказывания?

2. Проведите параллель между восприятием какого-либо художественного произведения, например картины Б. Кустодиева «Большевик», в начале и в конце XX века, т.е. спустя продолжительное время. Можно ли считать это произведение современным?

Пример 5.

"Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам"(Гегель)

Задание:

1. Подтвердите мысль, высказанную Гегелем, используя художественные и музыкальные произведения, с которыми вы познакомились при изучении данного раздела.

2. Если бы вам предложили оформить зал современного искусства в музее, какие картины вы бы в нем разместили, какая музыка звучала во время экскурсии?

3. Составьте текст для экскурсовода по залу музея, используя полученные знания.

Пример 6.

"Искусство есть посредник того, что нельзя высказать". (Гете)

Задание:

1. Что, по-вашему мнению, имел ввиду автор данного высказывания?

2. Возможно ли через данное высказывание раскрыть идею создания Альбрехтом Дюрера серии гравюр «Апокалипсис»?

Пример 7.

"Знание сопровождает видение и, словно раскрашивает правду, дарованную нашим глазам, приводит к тому, что богатство живописи начинает также питать и наш разум". (Гийу)

Задание:

1. Как вы понимаете приведенное высказывание?

2. Приведите примеры художественных произведений живописи и литературы, раскрывающих перед человеком новые горизонты научного знания и открытия.

Пример 8.

"Ничто не может быть выше той радости, которую доставляет нам изучение природы. Тайны ее непостижимо глубоки; однако нам, людям, дано все дальше и дальше проникать в них своим взором.

Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нем.

Теория сама по себе ни к чему. Она полезна лишь поскольку дает нам веру в связь явлений". (Гете)

Задание:

1. Творчество каких ученых (физиков, математиков), художников, писателей, музыкантов проникло в непознанное и расширило границы научного знания для всего человечества?

2. Использование каких приемов и техник позволило художникам и музыкантам донести до зрителя и слушателя глубину их мироощущения?

Пример 9.

"Искусство не изображает видимое, но делает его видимым". (Пауль Клее)

Задание:

1. Как вы понимаете смысл данного высказывания?

2. Возможно ли, через данное высказывание представить творчество Б. Кустодиева и К. Юона периода революционных событий и становления советской власти 20-30-х гг. XX века?

Пример 10.

«Вопрос о времени в живописи важен сам по себе и чрезвычайно сложен. Несколько лет назад и здесь начали рушиться некоторые преграды. Прежде они разделяли две полусферы искусства - живопись и музыку. Очевидно ясное и правомерное разделение: живопись - пространство (плоскость); музыка время». (В. Кандинский)

Задание:

1. Выскажите собственное мнение относительно тезиса В.Кандинского «Очевидно ясное и правомерное разделение: живопись - пространство (плоскость); музыка время».

2. Приведите примеры произведений живописи, в которых, по вашему мнению, чувствуется ход времени, и музыкальных произведений, в которых живо ощущается пространство.

3. Опишите ваши ощущения времени и пространства, возникающие при прослушивании пьесы для оркестра Ч. Айваза «Вопрос, оставшийся без ответа (Космический пейзаж)».

Пример 11.

"Факт - это то, чем человек обязан миру, тогда как фантазия, вымысел — это то, чем мир обязан человеку". (Гилберт Кит Честертон)

Задание:

1. Поразмышляйте над тем, какой путь проходит фантазия и вымысел одного человека до того, как станет фактом и будет достоянием всего человечества, будет принадлежать миру.

2. Какова роль искусства в становлении фантазии и вымысла как научного факта, изобретения, открытия?

Категория: Музыка
01.01.2015 17:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!