СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные формы обучения при подготовке учащихся к ГИА по английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, когда Государственная итоговая аттестация по английскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ обещает стать обязательной, основная задача, которая стоит перед каждым учителем, это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче этих экзаменов. Актуальными для каждого из нас становятся вопросы как развития языковых навыков и речевых умений, необходимых для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, так и вопросы о выборе средств и методов обучения.

Основные методические инновации в наши дни связаны с применением интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку.

Интерактивные методы – методы, позволяющие участникам обучения учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Однако активность педагога должна уступать место активности обучаемых.

Суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

В рамках урока иностранного языка учителя используют следующие интерактивные методы и приемы:

- работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»;

- метод карусели / «идейная» карусель;

- аквариум;

- мозговой штурм /мозговая атака / «брейнсторминг»;

- «ажурная пила»;

- Броуновское движение;

-«дерево решений»;

- прием составления ментальной (интеллектуальной) карты;

-конференции / дискуссии/ интервью/дебаты;

- ролевые / деловые игры;

Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.

Я же более подробно остановлюсь на тех, что я использую на уроках во время подготовки учащихся к экзаменам.

1. Интерактивная форма обучения, которую я использую, - работа в группах. Например, при подготовки учащихся к выполнению задания по чтению из ОГЭ, я делю детей на группы и даю им тексты, к которым по заданию в КИМах есть вопросы, на которые необходимо ответить TRUE\FALSE\NOT STATED. Однако я им вопросы не раздаю, только сами тексты, и их задача заключается в следующем: нужно прочитать текст в течении 5-7 минут и придумать потом сообща по три вопроса разных типов: TRUE\FALSE\NOT STATED для другой группы. Таким образом, учащиеся учатся понимать, что такое каждый из этих трех вопросов и как на него отвечать. Кстати, это задание может помочь еще и для выполнения задания по аудированию в ЕГЭ, где нужно определить какая информация дана в утверждении: верная, неверная или вовсе не указанная

2. Интерактивный прием, который называют «мозговой штурм» («мозговая атака» или «брейнсторминг»), является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Лично я использую этот метод при подготовки к написанию эссе в ЕГЭ. При рассмотрении определенной темы эссе после выявления двух точек зрения на эту тему я предлагаю учащимся высказать и записать как можно больше идей (аргументов), подтверждающих ту или иную точку зрения, а затем уже из всех вариантов выбрать наиболее подходящие для их эссе и использовать их при написании.

3.Прием составления «ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “Mind Map”, «карта ума», «интеллект карта», «идейная сетка», «карта памяти», «ментальная карта»). Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой. Карта позволяет охватить всю ситуацию в целом, а также удерживать одновременно в сознании большое количество информации, чтобы находить связи между отдельными участками, недостающие элементы, запоминать информацию и быть способным воспроизвести ее даже спустя длительный срок. Я обычно использую такие карты при подготовке к разделу «Лексика и Грамматика» в ГИА, когда нужно изучать фразовые глаголы или словообразование.

4.Следующая интерактивная форма - интервью, помогает мне подготовить учеников ко 2 устному заданию в ЕГЭ и ОГЭ, так как позволяет отработать разные типы вопросов. Обычно у нас это происходит так: ученики работают в парах, где сначала один из них задает вопросы другому, а другой отвечает на них, а потом они меняются. Вопросы задают или выбирая из готового списка или даже из задания из КИМов, или составляя самостоятельно в рамках какой-то оговоренной заранее темы.

Помимо перечисленных приемов и методов интерактивностью обладают и популярные сейчас информационно – коммуникативные технологии (ИКТ). Их использование дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса, что особенно важно при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Разнообразные мультимедийные программы способствуют расширению словарного запаса, знакомят и тренируют грамматику английского языка, учат понимать речь на слух и правильно писать.

Основные направления использования ИКТ на моих уроках по подготовке учащихся к экзаменам включают в себя:

- использование ресурсов Интернета в качестве справочного материала как по английскому языку, так и по самим экзаменам, для тестирования знаний учащихся и в качестве иллюстративного и аутентичного материала, который позволяет учащимся совершенствовать навыки чтения, аудирования или говорения;

-использование электронных словарей;

-использование социальных сетей, в том числе и языковых социальных сетей, а также различных мобильных приложений.

Ну, а теперь хотелось бы показать все это более конкретно. Начну с того, что вам всем, скорее всего, хорошо известно. Когда я начинаю знакомить учащихся с экзаменами ОГЭ или ЕГЭ, то пользуюсь сайтами http://www.fipi.ru/ и https://ege.sdamgia.ru/ или https://oge.sdamgia.ru/ (два последних – это известные порталы Решу ЕГЭ и Решу ОГЭ). На этих сайтах представлен большой банк типовых заданий экзаменов ГИА, которые можно решать как по отдельности, так и составив в полноценный вариант того или иного экзамена. Плюс ФИПИ в том, что там каждый год выкладывают демонстрационный вариант экзамена со всеми возможными изменениями, а в РЕШУ ЕГЭ\ОГЭ достоинство в том, что нам учителям не нужно тратить время на проверку заданий – результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере.

http://www.bbc.co.uk/learningenglish, https://www.podcastsinenglish.com/,

https://www.britishcouncil.org/ и языковую социальную сеть http://lingualeo.com/ru я использую для выполнения заданий по грамматике, чтению и аудированию, тогда, когда вижу, что однотипные экзаменационные задания уже слишком утомили учеников и нужно их немного отвлечь и добавить что-то интересное и новое.

При подготовке к устной части ОГЭ и ЕГЭ я пользуюсь тренажерами Светланы Рудкевич - https://speaking.svetlanaenglishonline.ru/, которые позволяют пройти всю устную часть экзаменов, записать свои ответы и потом их переслушать. Это полезно для учеников так, как показывает им то, что будет на экзамене, учит их укладываться во времени во время устного ответа, а прослушивание записи своего ответа позволяет еще и проанализировать ошибки. Сейчас в этих тренажерах 15 вариантов по ОГЭ и 20 вариантов по ЕГЭ, чего в принципе хватает для тренировки устных заданий. Кроме того, тренажер по устной части есть еще на сайте http://www.english-study-cafe.ru/, там правда меньше вариантов, но зато можно выбирать какое именно задание хочется потренировать, тогда не приходится проходить всю устную часть экзамена. Почти перед самым экзаменом я показываю ученикам еще и тренировочную версию станции записи устных ответов, которая выглядит именно так как она будет на экзамене. Ее я беру с сайта - http://injaz.ege.edu.ru/ (который является порталом информационной поддержки единого государственного экзамена). К сожалению, эта станция подходит только для ЕГЭ, а для ОГЭ такой пока нет.

Последнее, о чем мне хотелось бы сказать, говоря об интерактивных формах обучения при подготовке к ГИА, это использование мобильных приложений. В последнее время и мне, и моим ученикам очень нравится пользоваться несколькими приложениями на наших смартфонах. Так, для изучения новых слов мои ученики используют приложение Quizlet, где они сами создают себе наборы карточек с теми словами, что им нужно запомнить, и потом заучивают их. Заучивание происходит в несколько этапов: сначала они заучивают просто на карточках, затем тренируются писать и переводить это слово в этапе заучивание, играют с этими словами в подбор, ну, а в конце проходят тест на знание этих слов. Я обычно интересуюсь именно результатом теста, так как его никак они подделать не могут, и он всегда реально тот, который у них и есть.

Второе приложение, которое я использую с учениками, называется Phrasal Verbs for life and exams. Оно помогает выучить довольно большое количество фразовых глаголов, что необходимы в заданиях раздела «Грамматика и Лексика». Там даются несколько фразовых глаголов, их перевод на русский язык, их определение на английском языке и пример использования. А потом предлагаются различные задания: составить пару фразовый глагол и перевод, фразовый глагол и его определение, а также дается предложение, где пропущен либо сам глагол, либо предлог, и нужно по смыслу поставить нужное из предложенных вариантов. После такого изучения нескольких фразовых глаголов идет тест по ним, после чего изучается новая партия глаголов и снова тест, после которого потом даются задания на повторение. Тесты можно проходить сколь угодно раз, чтобы лучше запомнить. Всего в этом приложении четыре уровня, в каждом уровне восемь уроков, после каждого четвертого урока, дается тест, а в конце уровня тест по повторению всего изученного.

Ну, и последнее мобильное приложение, которое я стала использовать совсем недавно – это бот в мессенджере Telegram для подготовки к заданиям по грамматике ЕГЭ и ОГЭ, созданный той же Светланой Рудкевич, что создала и тренажеры по устной части. Там сначала дается совет как выполнять задание, а потом высвечиваются сами задания с определенной схемой выполнения, то есть дается предложение с пропуском и слово, которое нужно изменить, а потом высвечиваются разные пункты, выбирая которые ученик определяется с частью речи и формой нужного слова. Этот бот помогает не просто тренировать грамматические задания экзаменов, но и позволяет ученику выучить алгоритм определения форм слова.

Вот и все интерактивные формы, которые я применяю, готовя учеников к экзаменам ГИА.

В заключение, хочу сказать, что все эти формы, средства и методы работы способствуют заинтересованности и вовлеченности учащихся в изучение английского языка, что и является залогом успешности обучения и выполнения заданий итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

24.05.2018 20:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!