© 2016 1375
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Актовый зал. 1811 г. Архитектор Стасов В. П.
На данном уроке школьники учатся описывать интерьер, узнают о его разновидностях, поскольку именно в VI классе требования программы по развитию связной речи предполагают обучение умению описывать интерьер. При этом используется не просто картина, а литографическое изображение.
Так как литография является историческим документом, то её описание обогащает лексику учащихся и общекультурными понятиями. Поэтому словарной и стилистической работе на данном уроке отводится значительное место. При этом часть работы проводится на нескольких уроках, предшествующих данному.
Основы умения описывать интерьер учащиеся получают в ходе работы над искусствоведческим текстом (здесь же повторяются сведения о тексте и о научно-популярном стиле речи), а также во время игры-экскурсии. Такая игра ставит ребят в условия внеурочного общения (Н. И. Жинкин), при котором в большей степени развивается монологическая речь. В сильном классе можно не проводить предварительной подготовки, поскольку уже в ходе урока (особенно при словарно-стилистической работе) учащиеся подготовлены и экскурсоводом может выступить сильный ученик.
Урок учитывает также и межпредметные связи (с литературой и историей).
В зависимости от уровня подготовки класса можно исключить один из этапов урока (работу с искусствоведческим текстом или игру-экскурсию).
Предварительная словарно-стилистическая работа:
- составить предложения со следующими словами и словосочетаниями (их значение объясняет учитель): интерьер, лицей, литография, символ, аллегорические фигуры, античность, богиня Афина, город Афины, Аполлон, патриарх, изразцовые печи, рекреационный зал, архив;
- из приведённого списка выписать в тетрадь только имена собственные: Александр Сергеевич Пушкин, музей, поэт, Царскосельский Лицей, документ, Гавриил Романович Державин, Отечественная война, Иван Иванович Пущин;
- подобрать синонимы к следующим словам: зодчий, парадный, орнамент;
- разобрать по составу следующие слова: одноглавые, олицетворяющие, лепнина, интерьер, канделябр, портьеры, роспись, орнамент, барельеф, полотёр, капитель, бра;
- подобрать однокоренные слова к слову кайма.
Цели урока:
1) подготовить учащихся к сочинению — описанию интерьера;
2) обогатить лексику учащихся словами на тему «Интерьер»;
3) познакомить учащихся с составлением рассказа-экскурсии по картине;
4) показать особенности речи экскурсовода;
5) научить проведению экскурсии с опорой на текст по искусству;
6) ввести в словарь учащихся новые искусствоведческие термины и слова, связанные с проведением экскурсии, а также слова: лицей, литография, портьеры, канделябр;
7) закрепить знания о научно-популярном стиле речи.
Оборудование урока:
- литография В. П. Стасова «Актовый зал Лицея»;
- репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском акте»;
- искусствоведческий текст С. Д. Руденской.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
В жизни каждого из нас особое место занимает школа. Огромную роль сыграла школа в жизни великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Точнее не школа, а лицей.
Название учебного заведения Лицей пришло к нам из Древней Греции.
Некогда на одной из окраин греческого города Афины при храме бога Аполлона Ликейского — покровителя поэзии, музыки, искусства, располагалась роща, где Аристотель учил своих учеников (ликеистов).
Лицей, в котором учился А. С. Пушкин, был одним из первых привилегированных мужских средних учебных заведений в России. Позднее открылись и другие лицеи. Но Царскосельский Лицей 1811 — 1817 годов оставил наиболее яркий след в истории русской культуры.
Роль Лицея в жизни Пушкина невозможно переоценить, ибо она определена самим поэтом, всей его поэзией, всей жизнью. Лицейский период — это не просто период жизни великого поэта, это целая эпоха. В Лицее прошли отроческие годы, произошло становление его личности. Александр Сергеевич Пушкин всю жизнь хранил в своём сердце лучшие воспоминания о лицейских годах, о наставниках и первых друзьях. В Лицее поэта посетила его вдохновенная муза, здесь же великий предшественник поэта — Державин благословил его на будущее поприще. В Лицее окрепла дружба с Иваном Пущиным, поистине бесценным другом, который, пройдя ссылку, уже в конце жизни, написал о Пушкине свои воспоминания. Всю жизнь Пушкин черпал силы в Лицее, в воспоминаниях о прошедшем, о своей безмятежной юности, о том благословенном времени, в котором он почувствовал и воспел идеал дружбы, озарённой желанием общего блага, братства и свободы. Недаром у Лицея был девиз: «Для Общей Пользы».
Сейчас Царскосельский Лицей продолжает жить и как музей, и как живое воплощение во вновь организуемых лицеях, которые стремятся вобрать в себя лучшие черты прежнего Лицея и продолжить его традиции.
Лицей явился свидетелем необычайно важного события, ставшего решающим, поворотным в жизни Пушкина. 8 января 1815 г. здесь состоялся экзамен: лицеисты переходили с младшего курса на старший. Пятнадцатилетний Александр Пушкин в переполненном зале в присутствии прославленного поэта Гавриила Романовича Державина читал своё глубоко патриотическое произведение, гимн народу, победителю в Отечественной войне, — «Воспоминания в Царском Селе».
Этот торжественный момент изобразил художник И. Е. Репин на картине «Пушкин на лицейском акте». Художник задумал осуществить работу к столетию со дня основания Лицея. Репин написал картину о встрече двух поэтических поколений, воплотивших две литературные эпохи — уходящую и наступающую (демонстрация картины). Старый Державин вслушивается в стихи юного Пушкина и, кажется, видит грядущий день русской поэзии. Работая над этой картиной, И. Е. Репин тщательно изучил быт, эпоху, интерьер Лицея. Он беседовал с бывшими его воспитанниками, ещё помнившими прежнюю обстановку и атмосферу. Картина эта — своеобразный исторический документ.
Чтение Александром Пушкиным стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» произвело огромное впечатление на всех присутствовавших. Вот что писал друг Пушкина Иван Иванович Пущин: «На публичном нашем экзамене Державин, державным своим благословением, увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои «Воспоминания в Царском Селе». В этих великолепных стихах затронуто всё живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным оживлением. Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах бросился целовать его и осенил кудрявую его голову, мы, все под каким-то неведомым влиянием, молчали. Хотели сами обнять нашего певца — его уж не было: он убежал!.».
Сам Александр Сергеевич вспоминал: «Державина я видел только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Он дремал до тех пор, пока не начался зкзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Наконец вызвали меня. Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли».
Сегодня мы с вами познакомимся с тем залом, в котором прочитал своё стихотворение великий русский поэт. Это большой актовый зал Лицея. Одному из крупнейших зодчих Василию Петровичу Стасову было поручено перестроить дворцовый флигель в Царском Селе, где решено было разместить новое учебное заведение — Лицей. Актовый зал Лицея, который вы увидите, изображён не на картине, а на литографии. [Литография — это способ плоской печати, где печатной формой служит поверхность камня (известняка), на которую жирной литографской тушью или карандашом наносится изображение.] Итак, перед вами литография В. П. Стасова «Актовый зал Лицея» (демонстрация).
Беседа по картине.
Итак, перед нами интерьер — архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания. Интерьер бывает двух видов: общественный и жилой. В первом из них можно выделить театральный, спортивный, магазинный и т.д. интерьер. Какой интерьер перед нами? Как вы думаете? (Общественный.)
А хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изображено на литографии? Как бы вы чувствовали себя, если бы вам довелось сдавать свой первый экзамен в подобном месте? (Наверное, я бы очень нервничал, поскольку вокруг необычная обстановка. Все торжественно, парадно. Но, с другой стороны, обстановка создаёт особый настрой: хочется действительно хорошо ответить, не подвести учителя.)
Что сразу обращает на себя внимание, когда смотришь на этот громадный зал? (Сразу обращаешь внимание на длинный стол, покрытый ярко-красной скатертью.)
Посмотрите, в тон скатерти подобраны стулья. Какого они цвета? (Бордового.)
Итак, скатерть алая, стулья бордовые, но всё это оттенки красного цвета. Что ещё вы можете сказать про скатерть, стулья? Что вы видите непосредственно на столе? (Скатерть заканчивается золотистой бахромой. Деревянная часть стульев также золотистого цвета. На столе два красивых, искусно сделанных подсвечника со свечами.) Подобного рода подсвечник с разветвлением для нескольких свечей или ламп называется канделябр. Какие ещё детали в интерьере зала красного цвета или его оттенков? (На окнах малиновые шторы с тяжёлыми складками. Кисти, вероятно, предназначены для того, чтобы открывать шторы.) Это не совсем обычные шторы. И называются они портьеры. Это слово заимствовано из французского языка. Портьера — плотная занавеска из тяжёлой материи на окне или двери. Что ещё вы можете сказать про окна? (Они достаточно широкие, поэтому в зале много света. Между окнами зеркала, в которых отражаются различные фигуры, видимо, изображённые на противоположной стене.)
Где вы видите роспись? (Стену, которая расположена между арками, также украшает роспись. Вверху, ближе к потолку, изображена какая-то сцена. Чуть ниже мы видим женщину, которая стоит, высоко подняв руки. На голове у нее корона. Видимо, это богиня. На потолке тоже красивый орнамент.)
Обратите внимание: на литографии, изображающей Актовый зал Лицея, мы видим роспись, похожую на лепнину (выполнена клеевыми красками «под лепное» изображение. Создаётся впечатление, что украшения, рисунки налеплены.)
Рассмотрим потолок. Попробуйте описать его. (Потолок розоватого цвета. На нём тоже очень много различных украшений.) Подобные украшения, а точнее изображения па плоскости, в которых фигуры слегка выступают над поверхностью, называются барельефом.
Посмотрите, какие необычные люстры существовали в те времена, когда жил и учился А. С. Пушкин! Попробуйте их описать. (Нижняя часть люстры напоминает тарелку. Видимо, она сделана из стекла, потому что в ней отражается стол. От тарелки к самому потолку идут цепи, внутри которых фигура, напоминающая морской якорь. Фигура, похожая па якорь, и край круглой части люстры медного цвета.)
А ведь совсем не случайно нижняя часть люстры плоская, похожая на тарелку. Мы с вами не знаем, с помощью чего освещалась комната: при помощи свечей или газа. Если при помощи свечей, то воск капал как раз на эти тарелки, и было очень удобно вытирать плоскую поверхность.
Теперь давайте повнимательнее рассмотрим пол. Попробуйте его описать. (Пол напоминает шахматную доску: более светлые клетки (бежевого цвета) чередуются с тёмными.) Посмотрите, как блестит паркет, как хорошо он натёрт. Раньше была даже такая профессия — полотёр — тот, кто до блеска натирает паркет, следит за ним. В Актовом зале дубовый паркет. А знаете ли вы, чем ещё можно покрыть пол? (Досками, плиткой. В деревнях чаще всего пол просто из досок.)
Чего ещё мы с вами не заметили в этом большом зале? О чём мы забыли сказать? (Между столом и стеной изображены высокие белые колонны, подпирающие потолок. Они не гладкие, а ребристые.) Эти колонны придают особую торжественность Актовому залу. А заканчиваются они так называемой капителью — венчающей частью колонны. Посмотрите, в самом верху колонны словно небольшой узел, закругление, выступ. Это и есть капитель.
Посмотрите внимательно на арки, а точнее на то, что изображено чуть дальше. Там, наверное, уже другой зал, зеленоватого цвета. Что вы видите там? (На окнах висят тёмно-зелёные тяжёлые шторы. Наверное, бархатные. А между окнами, на стенах, висят светильники.) Кто знает, как называется настенный светильник? (Бра.)
Итак, перед нами настоящий памятник прошлого. А такие вещи лучше всего удаётся описывать людям, сведущим в этом деле: историкам, архитекторам, экскурсоводам. Для этого вам нужно ещё много учиться. Мы сейчас попробуем провести экскурсию, используя литографию В. П. Стасова «Актовый зал Лицея», и представим, что находимся в этом парадном зале. Правда, сначала нам нужно уточнить, в чём особенности речи экскурсовода. Что это за профессия? (Экскурсоводами называют людей, рассказывающих о каких-либо исторических памятниках, литературных местах и т. д.)
Что свойственно речи экскурсовода? (Во-первых, в его речи много терминов, связанных с тем, о чем он рассказывает. При этом экскурсовод должен рассказывать так, чтобы всем было понятно: если перед ним взрослые, он может использовать различную лексику, если же перед ним дети, экскурсоводу следует говорить более простым и доступным языком. Также в речи экскурсовода обязательно должны присутствовать слова, связанные непосредственно с экскурсией: подойдите поближе, обратите внимание, посмотрите на эту картину, взгляните.)
Именно эти слова помогают удерживать контакт со слушателем. Экскурсовод должен не только рассказывать, но и показывать. В этом ему помогают жесты, мимика. Если он будет говорить монотонно, неэмоционально, то никто и слушать его не будет. А для того, чтобы о чём-то рассказывать, нужно многое знать. Следует свою точку зрения подтверждать или опровергать мнениями различных авторитетных людей: писателей, искусствоведов, учёных. К тому же речь экскурсовода имеет определённую структуру. Какую? (Сначала экскурсовод приветствует слушателей, говорит о теме экскурсии. Затем он переходит непосредственно к экскурсии. В самом конце он просит задавать вопросы, отвечает на них и прощается со слушателями.)
Слушателей экскурсии называют экскурсантами. Вы почти готовы к тому, чтобы стать настоящими экскурсоводами. Но сначала давайте познакомимся с искусствоведческим текстом об этой картине. Послушаем, что же нового об Актовом зале Лицея нам рассказал человек, который очень долго и кропотливо изучал 100-летнюю историю Царскосельского Лицея. Автор этого текста С. Д. Руденская.
Большой зал Лицея — это действительно большой и парадный зал. Он двусветный, с четырьмя колоннами и четырьмя арками. Стены его расписаны под розовый мрамор, переходящий в лиловый. Между окнами — над зеркалами, в арочных проёмах, на торцовой стене, потолке и двух изразцовых печах — росписи: венки, воинские доспехи, одноглавые орлы — символы победы, две аллегорические фигуры, олицетворяющие гениев наук, античная сцена — Афина обучает юношей. Дубовый паркет выложен крупными шашками. Зал выглядит необыкновенно светлым. Окна, расположенные друг против друга, и зеркала в простенках зрительно увеличивают его пространство. Оконные переплёты и двери, как и везде в Лицее (снаружи и изнутри здания), окрашены жёлтой масляной краской под дуб.
И. И. Пущин называл в своих воспоминаниях этот зал рекреационным (предназначенным для использования во время рекреации — перерыва между уроками). В обиходе чаще его называли просто лицейским, в архивных документах кроме Большого он именуется ещё и гимнастическим, так как служил для отдыха, игр, фехтования и танцев. В то же время это было единственное парадное помещение, где происходили все торжественные акты. Обычно в Большом зале было пусто, но в торжественных случаях сюда вносили стол, покрывали его красной скатертью, ставили лучшую мебель.
© 2016 1375