СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

  Одной из важнейших целей современного образования является приобщение учащихся к гражданской культуре, что подразумевает положительное отношение к обществу, людям. Формирование ребёнка начинается с семьи, но чувство прекрасного должен развивать учитель, постоянно. О необходимости такой работы говорил В.А. Сухомлинский. Он призывал сделать так, чтобы школа для ребёнка была «школой радости», во многом связывая это с личностью учителя и его постоянной заботой о приобщении школьника к миру высоких духовных понятий и представлений. Сегодня нет школ, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию.

       Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». Мир природы — вечный источник детского разума. Именно там, в явлениях природы, множество проблем, вопросов, пусть даже открытых людьми, но вновь и вновь открываемых детьми в процессе учения. Одна из целей уроков — приобщение детей к тем радостям, которыми так богато проникновение в чудесные тайны природы. Поэтому важно построить обучение так, чтобы каждая тема несла ребенку открытия, сделанные им самостоятельно, чтобы ученик познал себя как активную творческую силу, пережил чувство гордости от того, что все это он увидел сам. Идея сохранения и сбережения разнообразия природы связана с усилением акцентов на общечеловеческих и традиционных ценностях, сложившихся в  обществе. В народной культуре заложены гуманные идеи единения человека и природы, устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: добросовестное и любовное отношение к труду как к высшему нравственному долгу, любовь к земле, чувство ответственности перед землей и природой, служение им. «Самая чистая радость,— полагал, Л. Н. Толстой, — радость природы». При этом считал ошибкой думать, что прекрасное может быть бессмысленным. Красота бесконечна, содержательна. Эти мысли писателя как нельзя лучше указывают на проблему значимости культуры чувства. Чувствование природы не менее важно, чем знание о ней, умение улавливать ее жизнь чутким сердцем – свидетельство родства с ней. Нисколько не умаляя роли логического познания, следует отметить, что оно не дает и не может дать нам всей полноты картины окружающего мира. Сегодня приобретает все большую важность эмоционально-логический опыт естествознания. К сожалению, учебно-воспитательный процесс в начальной школе в основном направлен на развитие рациональной сферы деятельности младшего школьника, строится чаще всего на логических, а не на эмоциональных приемах, значительно меньше ориентирован на организацию эмоционально-нравственного отношения учащихся к предмету изучения. Сегодня, как никогда, актуален вопрос соединения научного и художественного способов мышления в единое целое. Эмоциональная насыщенность процесса обучения - отличительная особенность программы по предмету познание мира, стержневая линия становления экологической культуры в  школе. Эстетическое отношение к природе — особая форма ее познания, без которой общее естествознание утрачивает свое очарование и гуманистическое предназначение. Эстетическое познание мира многосложно. По мнению ученых, вопрос о формировании у человека чувства прекрасного весьма непрост. Далеко не все оказываются способными глубоко проникать в мир красоты. Тайна цветовых и звуковых соединений не только в искусстве, но и в природе есть великая труднопостигаемая тайна. Смотреть и видеть — не одно и то же. Задача учителя – вместе с детьми постичь истинную красоту, которая не всегда яркая, громкая, напротив, часто тихая, спокойная, скромная и неброская, по-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, почувствовать особое очарование в красоте природы. Например, говоря о насекомых, следует отметить, что они изумительно совершенное и прекрасное образование в природе, с которым никто и ничто не может соперничать по богатству красок и форм. Своеобразным лейтмотивом уроков о птицах могут быть строки Н. Сладкова: «Птицы - это тайна и красота. Птицы — это песнь и полет». Предметом многих удивительных эстетических открытий на уроках являются млекопитающие. Красота здесь многолика. Она проявляется в виде силы, ловкости, легкости, быстроты, грации, мощи. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, гармонию звуков, надо подключать к познанию как чувство, так и абстрактно-логическое мышление. Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечение их к наблюдению над природой, специальные эстетико-познавательные задачи и упражнения, ряд проблемных ситуаций. Это побуждает учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые и выразительные. Например, можно предложить прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, найти на пустыре самое красивое растение, взглянуть в окно и описать картину и т. п. Если эти и другие разнообразные задания предлагать на уроках постоянно, то они, быть может, помогут детям услышать «музыку» лугов и лесов, подивиться движению облаков, полюбоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально всмотреться в жизнь. Среди эстетико-познавательных заданий и наблюдений выделим лишь некоторые из них: «Полюбуйся, весна наступает»: «Звонкий колокольчик синицы», «Слушаем звон капели», «Ива в серебре», «Радуемся первым грачам и скворцам», «Песня жаворонка», «Здравствуйте, листья», «Черемуховые метели», «Опустим нос в душистую сирень», «Утренние драгоценности», «Музыка лесного ручья». Такие задания-наблюдения могут быть использованы непосредственно на уроке, а также до и после него. Чаще всего они требуют уединенного созерцания природы, они совершенствуют и сам способ истинного эстетического восприятия. При этом создаются условия для столь необходимого каждому человеку сосредоточенного духовного общения с природой. Способы включения эстетического элемента в урок могут быть разными. Трудно находить и организовывать благоприятные обстоятельства и состояния, при которых в ребенке всколыхнулось бы и заговорило чувство прекрасного. Но делать это надо. Однако пробуждение в человеке эстетического начала не означает еще того, что человек займет нравственную позицию в жизни. Этика и эстетика - два плеча одного рычага», – писал Лев Толстой. Одно немыслимо без другого. Полагать, что человек, прикоснувшийся к прекрасному, уже является носителем нравственного, наивно. Есть немало людей, которые обладают эстетическим чувством, однако далеко не всегда действуют согласно нравственным принципам. Именно на эту особенность Толстой неоднократно обращал внимание людей. Он полагал, что только при единстве этического и эстетического возможна гармония человека и природы, человека и общества. Любование красотой природы – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая его в активное стремление к плодотворной деятельности. Мало учить воспринимать прекрасное и доброе, надо постараться подвести детей к тому, чтобы они могли не только любоваться красотой, но и беречь и охранять ее, а на доброту не только откликаться, но и самим творить добро. Из крупинок знаний о природе и капелек доброты вырастает еще одно чувство — ответственность за родную землю. Гуманистическая сущность ответственности человека за состояние природы предполагает единство познавательной и практической деятельности по улучшению природы родного края. Годами развивается в человеке чувство морального, гражданского долга по отношению к живущим поколениям и к тем, кто придет после него. Созидание, а не потребление является здесь ведущим. Одних знаний или одной душевной отзывчивости недостаточно — важна активная практическая деятельность ребенка, учителя, родителей. Есть старая мудрая пословица: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко — примером». Вряд ли многого добьешься увещеванием типа «Нельзя ломать деревья, рвать цветы, вытаптывать траву, убивать животных», а вот если ребенок сам (пусть по чьей-то подсказке) закрепит надломленную ветку, вырастит растение, бережно соберет семена... Вот некоторые из дел, традиционно, проводимых с учениками: акция "Чистый берег Иртыша", конкурс на лучшее озеленение класса, работа на пришкольном участке, акция "Скворцы прилетели", изготовление и развешивание птичьих кормушек, а так же привлечение социума "Накормите,  птиц зимой!" и т.д.  Традиция трудового отношения к природе — лучшая школа воспитания гражданина, патриота, труженика. Природа — великая воспитательница. Она помогает пробуждению высоких моральных качеств, в том числе доброты и гуманности. Но восхищение красотой природы должно быть действенным, то есть сочетаться с активным познанием ее законов и обязательным участием в ее преобразовании. Экскурсии с детьми в лес показали, что дети, при встрече с природой, испытывают может быть не совсем осознанные, смутные чувства благоговения, восхищения.  Дар видеть и понимать созидается годами, и для этого необходим большой   труд. Смысл же этого труда как раз и заключается в пробуждении нравственно активного отношения к природе. Вот некоторые темы заданий для наблюдений: «Смотрю и вижу», «Твое маленькое открытие», «Постарайся увидеть сам», «Кто первый заметит», «О том, что не сразу увидишь». Почти в каждой теме дети делают самостоятельные открытия, получая задание для наблюдения до урока, во время и после него. Важно, чтобы при этом сочетались научность и доступность, увлекательность, занимательность, эмоциональность, т. е. чтобы наблюдения были одной из основ рационально-образного познания природы. Необходимо учить детей не просто видеть и слышать, а учить их понимать и чувствовать сердцем родную природу. Умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями и природно-трудовой деятельностью детей поможет развить у них внимание и интерес к окружающему миру. Ведь образная яркая речь повышает эмоциональность восприятия, содействует эстетическому воспитанию. Неповторима и незаменима роль искусства как одной из форм художественного познания мира, организующей сферу чувств, восприятия. Поэтому неотъемлемая часть урока – произведения музыки, живописи, скульптуры. Содержание учебного материала предоставляет большие возможности для интеграции различных предметов (проведение межпредметных уроков, своеобразных циклов занятий, обеспечивающих в комплексе разные виды деятельности: эстетико-художественной, исследовательской, практической и т. д.) Дети жаждут ярких впечатлений. И если не учить их умению находить красоту в неярком луговом цветке, если в них не развивать способность изумляться величайшей целесообразностью муравейника или гнезда сороки, то вырастут люди с обедненной душой. «Нельзя человеку жить одним мозгом,— писал С. Образцов,— человек слагается из двух вещей — мозга и сердца, разума и чувств. Если человек ни разу не удивился тому, как моется муха, если он не потратил ни минуты на то, чтобы посмотреть, как смотрит щенок, сколько у него жизни в глазах, он, этот человек, никогда не поймет искусство, не поймет красоты жизни. Если вас никогда не взволновало это, значит, вы человек равнодушный к жизни, и вы не сможете ее понять, полюбить».

       Мир, окружающий малышей, необычен, загадочен, удивителен, мир, где каждая травинка, каждая птица – чудо. Маленький человек добрыми глазами смотрит на мир, однако не менее важно – научиться удивляться этому миру.

 

07.01.2015 19:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!