СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Занятия в объединениях туристского профиля являются специфическими, т.к. в данных профилях обучающиеся получают ЗУН в одном из видах спорта – спортивный туризм.
Спортивный туризм подразумевает выполнение спортивных разрядов и званий.
Конечно, на первом году обучения перед педагогом не стоит задача в том, чтобы его обучающиеся на конец года выполнили взрослые спортивные разряды, но стремиться к этому не запрещено. Все зависит от данных ребенка.
Так, в зависимости от физических и физиологических данных ребенка педагог должен сам подобрать формы контроля возможно даже индивидуально для каждого.
Например, по причине физиологических и врожденных данных (полноватость, отсутствие скоростных качеств), обучающимся предлагается судейская и инструкторская подготовка. Здесь могут быть следующие формы контроля:
- тестовые задания (выполнение без учета времени, но на улучшение собственного результата);
- соревнования (участие: закончить дистанцию; судейство на оценку «хорошо», знать регламент соревнований в выбранном виде туризма);
- походы (уметь подбирать личное и групповое снаряжение, укладывать рюкзак, составлять меню, упаковывать продукты, ориентироваться, участвовать в походах, в итоге организовывать ПВД).
Теперь подробнее расскажу о предлагаемых мною формах и видах контроля для оценивания подготовленности обучающихся объединений туристского профиля по годам обучения.
На 1-ом году обучения:
Тестовые задания:
Специальная техническая подготовка:
- «подгонять» и надевать страховочную систему;
- владеть карабинами на время (например: траверс);
- вязать узлы;
- бухтовать веревку;
Общая физическая подготовка:
- силовые качества: пресс – сгибание-разгибание туловища за 1 мин. (и.п.- лежа на спине), сила рук – простым языком: подтягивание, отжимание).
Соревнования:
- участие на дистанциях 1-2 кл. муниципального уровня (закончить дистанцию в контрольное время (для условия выполнения норм для присвоения 3-го юн.разряда – в течение 1 года 3 раза).
Походы:
- участие в конце учебного года в учебно-тренировочном походе выходного дня (не менее 2х ночевок), в ходе и по итогам которого оценивается умение: подбирать личное снаряжение,
укладывать рюкзак,
упаковывать продукты,
устанавливать палатку,
работать с компасом,
под присмотром педагога:
разжигать костры;
работать у костровища,
готовить пищу.
- для условия выполнения норм для присвоения 3-го юн.разряда – в течение 1 года 2 раза закончить маршрут.
На 2-ом году обучения:
Тестовые задания:
Специальная техническая подготовка:
- владеть карабинами на время;
- вязать узлы на время;
- бухтовать веревку на время;
- жумаринг (подъем по вертикальной веревке М – 20м., Ж – 15м. (в зависимости от возраста)).
Общая физическая подготовка:
- силовые качества: пресс – сгибание-разгибание туловища за 1 мин. (и.п.- лежа на спине); сила рук – подтягивание, отжимание;
- общая выносливость: кросс 1-3 км. (в зависимости от возраста).
- скоростно-силовая выносливость: выпрыгивание за 1 мин. (упор присев – упор лежа – упор присев – прыжок вверх, руки вверх – выполняется в прыжке).
Соревнования:
- участие на дистанциях 1-3 кл. муниципального, регионального уровня (выполнить нормы для присвоения 3-го юн.разряда – в течение 1 года 3 раза закончить дистанцию в контрольное время на спортивных соревнованиях любого статуса).
Для более подготовленных: выполнить нормы для присвоения 3 разряда.
Походы:
- участие в конце учебного года в учебно-тренировочном степенном походе, либо в походе 1 к.с., в ходе и по итогам которого оценивается умение: подбирать личное и групповое снаряжение,
укладывать рюкзак,
упаковывать продукты,
работать у костровища,
готовить пищу,
читать мелкомасштабную карту.
На 3-4-м годах обучения:
Тестовые задания:
Специальная техническая подготовка:
- скоростное завязывание узлов;
- скоростное бухтование веревки;
- жумаринг (подъем по вертикальной веревке М – 25-30м., Ж – 20-25м. (в зависимости от возраста)).
Общая физическая подготовка:
- силовые качества: пресс – сгибание-разгибание туловища за 1 мин. (и.п.- лежа на спине); сила рук – подтягивание, отжимание;
- общая выносливость: кросс 2-5 км. (в зависимости от возраста);
- скоростно-силовая выносливость: выпрыгивание за 1 мин. (упор присев – упор лежа – упор присев – прыжок вверх – выполняется в прыжке).
Соревнования:
- участие на дистанциях 2-4 кл. муниципального, регионального уровня (выполнить нормы для присвоения 3-го разряда), в т.ч. участвовать на соревнованиях с этапами транспортировки пострадавшего («Школа безопасности»).
Для более подготовленных: выполнить нормы для присвоения 1-2 разряда.
Походы:
- участие в конце учебного года в учебно-тренировочном походе1-2 к.с., в ходе и по итогам которого оценивается умение:
организовывать тур. бивак,
обеспечивать безопасность,
ориентироваться на местности по мелкомасштабной карте.
На 4-5-м и последующих годах обучения:
Тестовые задания:
Специальная техническая подготовка:
- скоростное бухтование веревки;
- жумаринг (подъем по вертикальной веревке М – 30-35м., Ж – 25-30м. (в зависимости от возраста));
- разрабатывание тактики прохождения лично и в команде дистанций 2-4 кл.
Общая физическая подготовка:
- силовые качества: пресс – сгибание-разгибание туловища за 1 мин. (и.п.- лежа на спине); сила рук – подтягивание, отжимание;
- общая выносливость: кросс 3-5 км. (в зависимости от возраста);
- скоростно-силовая выносливость: выпрыгивание за 2 мин. (упор присев – упор лежа – упор присев – прыжок вверх – выполняется в прыжке).
Соревнования:
- участие на дистанциях 2-4 кл. регионального уровня (выполнить нормы для присвоения 2-го разряда), в т.ч. участвовать на соревнованиях с этапами транспортировки пострадавшего («Школа безопасности»).
Для более подготовленных: выполнить нормы для присвоения 1 разряда, КМС.
Для остальных выполнить условия для присвоения квалификационной категории «юный судья», «судья по спорту 3-ей категории».
Походы:
- участие в конце учебного года в учебно-тренировочном походе 2-3 к.с.,
- организация и проведение ПВД в качестве руководителя.
В режиме походов на всех годах обучения оценивание туристских навыков осуществляется в суммированием баллов по следующим критериям:
Самостоятельно – «5»
С небольшими недочетами – «4»
С помощью посторонних – «3»
Полностью под присмотром педагога – «2».
В итоге по результатам многолетних учебно-тренировочных занятий из обучающегося – «новичка» сформируется «юный инструктор», «юный судья», которые в дальнейшем могут пополнить кадровый состав в сфере спортивного туризма.
© 2017, Девяткина Лейла Нарматовна 760