СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование познавательного интереса учащихся на уроках
русского языка и литературы.
Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. Общеизвестно, что каждый ребенок обладает громадным нераскрытым потенциалом творческих возможностей. Как же сохранить и поддержать их любознательность? Как изменить отношение учеников к школьному предмету под названием «русский язык». Каким образом? А очень просто: сделать каждый урок интересным.
«Познавательный интерес» - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека. В познавательном интересе заключены возможности проникать в научные истины, раздвигать рамки познания», - считает доктор педагогических наук Щукина Г.И.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая работа в деятельности школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Она положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышление, воображение, память, внимание.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью.
Мы привыкли к тому, что учитель должен объяснить, а ученики выучить и ответить. Не заставлять, а заинтересовывать, надо сделать серьезное обучение занимательным, давая интересные уроки. Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума - вот к чему надо стремиться.
Убедилась, что использование таких видов творческих заданий, как синквейны, кластеры, сочинения-ассоциации, сочинения-рассуждения, цзацзуани, хокку, гимны любимым вещам, ответы на необычные вопросы вызывают живой интерес каждого учащегося. Пришла к выводу, что использование творческих заданий способствует развитию фантазии ребенка, вследствие этого учащийся уже более изобретателен в использовании средств языка, становится способным контролировать и критически оценивать свою творческую работу, заинтересован в правильном выражении своих мыслей
. Кластер - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила применения кластера очень просты. Выделяем центр – это тема, от нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них – соответствующие термины, понятия. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе. ( кластер «В чём горе Чацкого»)
Прием «Синквейн»
Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам: 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагатель-ными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя глаго-лами. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы (одно слово).
Приём « Цзацзуань» Цзацзуань состоит из двух частей. Часть 1: Заголовок – автор наводит на определённую оценку наблюдаемого. Заголовок эмоционален и афористичен, нередко он может придавать юмористический оттенок в целом. Часть 2. Перечисление положения, ситуации или явления, поступки, мысли, переживания, которые вызывают реакцию у стороннего наблюдателя, у людей, от лица которых говорит автор, или, наконец, у самого автора.
Приём «Даймонд» Работа состоит из 7 строк: 1-ая и 7-ая строки — два существительных — противоположные понятия; 2-ая строка — два прилагательных или причастия, раскрывающие признаки первого существительного; 3-ая строка — три глагола или деепричастия, выражающие действия; 4-ая строка — четыре слова, два из которых характеризуют первое существительное; 5-ая строка — три глагола, характеризующие понятие, противоположное данному в первой строке; 6-ая строка — два прилагательных или причастия, раскрывающие признак второго, противоположного первому существительному; 7-ая строка — контрастное понятие, завершающее даймонд.
Прием «Пятиминутное эссе» Смысл этого приема выражается следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в головах учеников. Учащихся просят выполнить следующие два задания: написать, что они узнали по данной теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Учитель сразу же собирает работы и может использовать их при планировании следующего урока. |
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
© 2015, Маргиева Аза Георгиевна 678