СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование ответственности у обучающихся в последующей взрослой жизни через учебно-производственную практику»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальным вопросом в процессе обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их подготовка к последующей взрослой жизни и формирование ответственности у обучающихся за принятие решений, ведь это качество характера, которое помогает в повседневной жизни, в общении со сверстниками, взрослыми людьми, в обществе в целом.

Ответственность – это способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или коллективе социальными, нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга.

Придя на занятия 1 сентября обучающийся уже возлагает на себя ответственность: выполнять указания преподавателя, соблюдать режим проживания и правила поведения в общежитии.

Но в процессе обучения сталкиваешься с тем, что обучающиеся дают обещания, заранее зная, что его не выполнят. Подобное входит у молодежи в привычку, они ветрено, безответственно относятся к данным поручениям. И это в дальнейшем может привести к серьезным проблемам во взрослой жизни.

Способность обучающегося быть ответственным, адекватно реагировать на ситуации во многом зависит от воспитывающих его людей. В мою работу как мастера производственного обучения входит не только формирование профессиональных умений и навыков, но и воспитательная работа, которая проводится совместно с психологом, социальным педагогом, заместителем директора по УВКР.

Большое значение в формировании ответственности имеет трудовая деятельность. Свою работу в группе по формированию ответственности в последующей взрослой жизни я реализую через учебно-производственную практику.

С начала учебного года обучающиеся, приучаются работать самостоятельно на различных объектах: зеленых уголках в общежития, ухаживая за цветами, на учебно-опытных участках. Зная ответственность за жизнь растений обучающиеся стараются бережно относиться к ним. За мной остается контроль выполнения их работы, но контроль не тотальны, я даю им немного самостоятельности, ведь самостоятельность это одна из составных частей ответственности.

В течении года на уроках учебной практики обучающиеся работают не только индивидуально, но и учатся работать в группе, команде, совместно принимать решения, находить новые идеи, отстаивать свое мнение, т.е. жить в социуме.

Например работая в малых группах учащиеся создавали создание садовые фигуры из гипса. Каждый из группы знает что на нем ответственность и старается работать сам, контролировать работу другого и вместе они стремятся достичь результата.

Проходя производственную практику в теплицах ЗАО "Аграрное" обучающиеся получаю огромный опыт в контролировании своей деятельности. Они понимают что на них большая ответственность за сохранность рассады, которая потом поступает на продажу, тем самым у них формируется финансовая ответственность, т.к. чаще всего присутствует элементы расточительности.

Так же в воспитании ответственного поведения важную роль играет формирование адекватной самооценки личности. Всем известно что человек постоянно оценивает себя, свои возможности и всегда сравнивает себя с другими, на основе этого сравнения вырабатывается мнение о себе.

Работая на уроках производственного обучения учащиеся всегда сравнивают свою работу с другими. В мою задачу входит подсказать что равняться нужно на тех кто лучше, а не на тех кто пытается уклониться от работы и схитрить. По этому мы проводим конкурсы профессионального мастерства, уроки-конкурсы, участвуем с обучающимися в научно-исследовательской деятельности, конкурсах, выставках.

Еще одним из методов развития самостоятельности является самоконтроль. Учащимся необходимо научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью (ее самоанализ, самооценка и самокоррекция), научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей, научиться контролировать свое поведение вне уроков, в общественных местах. Для наиболее успешной работы в этом направлении привлекаются психолог и социальный педагог, которые проводят как индивидуальные так и групповые занятия, тренинги, тестирования.

Для мониторинга качества ответственности у обучающихся в группе

я провела опрос по теме "Я и ответственность"

В опрос входили такие вопросы:

  1. Как ты понимаешь, что такое ответственность?

  2. Какого ученика ты бы назвал ответственным?

  3. Назови самых ответственных ребят в группе. Почему?

  4. Назови самых безответственных ребят в группе. Почему?

  5. Какие качества характера свойственны ответственному человеку?

  6. Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?

  7. Если человек безответственный, кому от этого плохо: тому, кто ведет себя так легкомысленно, или окружающим?

  8. Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком?

Анализируя ответы на вопросы анкеты можно сделать выводы, что обучающиеся понимают само понятие ответственности, видят ее в других, приводят примеры ответственных учащихся.

Рассуждают на тему ответственность и безответственность, о том как эти качества влияют на окружающих. А главное, что они постарались найти то, что необходимо каждому из них, чтобы стать ответственным человеком.

Выводы и рекомендации для дальнейшей работы с группой на уроках учебно-производственной практики:

Для дальнейшего формирования ответственности и подготовки к самостоятельной жизни во время занятий учебно-производственной практики необходимо больше внимания уделять самостоятельной, продуктивной, творческой работе обучающихся, способствовать формированию у них познавательного интереса, поисковой деятельности, самоанализу и ответственности, организации самостоятельного труда. С этой целью при планировании уроков необходимо использовать такие педтехнологии, которые помогают в формирование ответственности: игровые технологии, проблемные методы, технологии коллективного взаимодействия.

Процесс формирования будет продолжаться в течении 2 лет обучения, корректироваться с учетом изменений, т.к. целью всей деятельности по формированию ответственности является сформированная личность выпускника.

Категория: Прочее
21.06.2015 11:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!