СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность..

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». На сегодняшний день проблема состоит в том, что школу приходят дети с разной познавательной активностью и учебной мотивацией. Зачастую родители не в состоянии помочь ребенку в формировании таких компетенций, как компетенция решения проблемы, информационная и коммуникативная. Целью работы учителя становится воспитание творчески мыслящей личности с активной гражданской позицией, способной к социальному, культурному, профессиональному самоопределению. Проектная и исследовательская деятельность как раз и предполагает такие этапы деятельности, как поиск, переработка, систематизация информации, постановка и решение проблемы. Сущность моей работы состоит в формировании и развитии ключевых компетенций младших школьников путем включения их в активную проектную и исследовательскую деятельность на уровне личного опыта ребенка, его интересов, умственных и физических возможностей. Вовлечение учащихся в исследовательскую работу предполагает освоение ими компетенций, позволяющих действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. В условиях реализации ФГОС, данная система имеет огромную образовательную ценность, так как учит ребенка занимать и отслеживать позицию деятеля на всех этапах своей практической деятельности: от момента постановки проблемы и цели до этапа оценки результата Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Но современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент. Руководствуясь теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук А.В.Хуторского, я выбрала главные, на мой взгляд, компетенции, которые учитель формирует в начальной школе: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные. Учебно-познавательные компетенции • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы; • выступать устно и письменно о результатах своего исследования; • иметь опыт восприятия картины мира. Информационные компетенции: • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет; • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; • уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; • овладеть навыками использования информационных устройств; • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет. Коммуникативные компетенции: • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление; • уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка; • владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; • иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп. Социальные компетенции: • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени; • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя. Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса. Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В своей работе с учащимися я активно использую проектную деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению психического и соматического здоровья школьников. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте (например, создание книжки - азбуки), окружающего мира (Книжка-малышка «Моя семья»), трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят и индивидуальные и коллективные научные исследования, в которые могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. Длительность выполнения проекта в режиме урочно - внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной - двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие. Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности, свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным. Существует определённый алгоритм исследовательской деятельности. 1. Выбор темы исследования. Темы детских проектов и исследований в 1, 2 классе я предлагаю ребятам, исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Например, мини- проект «Моя семья». Дети писали сочинения, изготавливали книжки - малышки о своей семье. Или «Тайна моего имени», где ребята находили информацию о своём имени, рассматривали влияние имени на характер. Затем все вместе оформили одноимённую книгу. Затем выбираем более серьёзные темы: «История одного слова», «Хлеб: вред или польза» и т.д. 2. Постановка проблемы На этом этапе дети формулируют (с моей помощью) цели и задачи. При обсуждении проблемы дети предлагают свои пути решения: например, выяснить, полезен или вреден хлеб, какой хлеб предпочтительней, белый или чёрный, провести опрос среди учащихся и учителей школы, составить диаграммы. 3. Планирование работы Определяются пути поиска необходимой информации. 4. Выполнение проекта (исследования). На этом этапе педагог должен грамотно и ненавязчиво осуществлять руководство работой, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочниками и пр.), используют Интернет, за помощью к родителям. Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями. 5. Защита проекта (исследования) Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности. Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Мы защищаем проекты, приглашая учащихся других классов начальной школы или на общешкольных конференциях. С прошлого года мои дети стали самыми юными участниками районной научно – практической конференции «Первые шаги в науку». В этом году мы приняли участие в региональном этапе всероссийского конкурса – исследования «История моей семьи в истории Тверской земли». Активное применение проектно-исследовательских технологий и на уроках и во внеурочной деятельности, позволяет мне сделать вывод об устойчивом формировании и поэтапном совершенствовании у учащихся всех видов ключевых компетенций, что, в свою очередь, говорит о положительном системном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности. Высокий уровень познавательного интереса моих учащихся выражается в: – способности к самостоятельному поиску информации (на уровне младших школьников): выбор информационного источника, отбор и классификация полученного материала; – способности к сотрудничеству в группах, в коллективе; – адекватной самооценки учащихся, взаимооценивании; – стремлении к поиску, творчеству, самореализации. Сформировались основные ключевые компетенции: информационная, коммуникативная, кооперативная. 100%моих учащихся, участвующих в разработке и реализации исследовательских проектов, имеют навыки использования современных средств информации. 100% учащихся могут представлять результаты своей работы на школьном уровне, 50% ? на муниципальном. Получены системные эффекты. Из сравнительного анализа уровня качества и обученности учащихся видно, что качество знаний повысилось на 50% и составляет 100%. Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях развития российского общества. Реализация такого подхода в педагогической практике учителя начальных классов - необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС второго поколения. Считаю, что мой опыт в полной мере обеспечивает получение учащимися на уроках и во внеурочной деятельности опыта продуктивной деятельности, что является основным условием формирования ключевых компетенций.
Категория: Всем учителям
16.03.2015 17:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!