СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование читательского кругозора младших школьников через три составляющих: семья – школа – библиотека».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса на основе сотрудничества с семьёй и детской библиотекой.

Задачи: - определить роль родителей в развитии интереса чтения детей;

- привлечь каждого родителя к решению проблемы детского чтения и развития активной читательской среды.

Проблема:- учащиеся неохотно и мало читают.

Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалось структура малодеятельного мозга». У детей пропал всякий интерес к чтению, а из - под палки это не чтение, это насилие над детьми. Выросло уже целое поколение не читающих людей, а у таких родителей и дети читать никогда не будут. Большой педагогический опыт показал, что только три составляющих вместе создают такую атмосферу, которая формирует человека читающего. Это – школа, семья, библиотека. Все они в равных долях должны участвовать в формировании читательского интереса, а дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказывается на ребёнке в целом.

Читательский интерес - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт.

Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.

Выделяют следующие причины снижения интереса к чтению:

- усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

- резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;

- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек :«Ты теперь большой, читай сам.»);

- отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Для достижения ожидаемых результатов в данном направлении работы предполагается решение следующих задач:

- развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеклассной деятельности;

-развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;

- стимулирование творчества детей.

Под читательской компетентностью понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

В качестве критериев интереса рассматриваем:

- активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);

- положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.

Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:

- положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");

- заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");

- увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");

- стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение". Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.

Вопрос развития читательских интересов всегда волновал преподавателей начальной школы. Формирование читательских интересов проходит под влиянием внутренних причин – возрастных особенностей школьников, так и внешних, к которым в первую очередь относится обучение.

Каждый раз, набирая новых учеников, анализируешь то, что удалось сделать, чего не хватило, чтобы сделать по – другому, чтобы заинтересовать детей и родителей, а я очень люблю другое слово – «заразить» чтением. Хочется поделиться своими наработками, успехами в данной работе.

Начинаю с того, что очень большое внимание уделяю оформлению класса с самых первых дней ребёнка в школе. Всюду стоят книги – яркие, красочные, разнообразные, которые я стараюсь часто менять. Меня очень радует, когда и дети, и родители проявляют интерес к книгам. На самом видном месте висит стенд, где помещены слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

С первых же дней пребывания ребёнка в школе начинается кропотливая, целенаправленная работа по привитию детям интереса к книге, чтению. В самые первые дни мы с детьми и родителями знакомимся со школьной библиотекой и её хозяйкой – библиотекарем. Она рассказывает детям о писателях, о книгах, проводит интересные конкурсы, игры, викторины. Но самое главное, что сюда можно прийти в любое время, а читателем стать только когда научишься читать. И дети с огромной радостью бегут к библиотекарю, чтобы сообщить о своих успехах и услышать заветные слова «Ты теперь настоящий читатель». Да и сама библиотекарь частый гость в моём классе. Мы с ней еженедельно обмениваемся успехами детей в овладении чтением, вместе подбираем книги, которые хотелось бы, чтобы прочитали дети.

Дальше происходит знакомство с районной детской библиотекой, куда мы отправляемся обязательно вместе с родителями. Работники библиотеки готовятся к нашей встрече, устраивают настоящий праздник и с этого времени начинается тесная дружба детей и их родителей с настоящей литературой. Проводят много разных мероприятий, которые способствуют развитию интереса к чтению. И вместе с нами всегда наши родители. О том, что такая работа даёт положительные результаты, подтверждает то, что самые читающие дети моих классов, а самый любимый праздник «Неделя детской книги». Самые активные и ценные помощники- родители. Ни одна совместная экскурсия, поездка по родному краю не обходится без книг. На привале в лесу, у реки, в автобусе кто – то из родителей достаёт книгу (заранее договариваемся), знакомимся с автором, начинаем чтение и останавливаемся на самом интересном месте. А на следующий день непременно у многих детей вижу в руках книги этого автора. Дети взахлёб делятся впечатлениями о том, что они уже успели прочитать вместе с родителями, что понравилось и узнают у детей, что ещё не прочитали. На одном из родительских собраний, которое проходило вместе с детьми, обсудили предложение о проведении по субботам совместного урока «Наедине с книгой» с приглашением местных поэтов, писателей, библиотекарей, литераторов нашей школы. На этот урок приходят всей семьёй и готовят мероприятия: конкурсы, викторины, выставки иллюстраций к произведениям, инсценировки и даже небольшие спектакли. Очень часто такие мероприятия готовят и проводят, объединяясь с несколькими семьями класса. Приносят на классную выставку любимые книги, которая постоянно обновляется. Как это здорово!

Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке было замечено: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему". На ребенка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если они вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, то вряд ли их дети будут любить читать. Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его - привычка ребёнка читать.Семья – начало детского чтения. Читают родители - читает ребёнок.Семейная средавоспитывает внутреннюю потребность в чтении, определяет жизненный путь.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Можно использовать следующие формы работы с родителями:

- коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник);

- групповая (тематическая консультация);

- индивидуальная (консультация)

- организовать «Уголок для родителей», (где представлена информация в виде рекомендаций, советов).

Семейное чтение играет главенствующую роль в приобщении к книжной культуре, сближает родителей и детей. Помогает лучше узнать ребёнка, понять его интересы и увлечения.

Трудное дело-работа с родителями, но важное. Необходимо помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания школьников, как залог учебного, а за тем и жизненного успеха, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей. Поэтому надо просвещать родителей, чтобы детское чтение не превращалось в пытку, а было трудом души.

Так в первом классе я провела собрание на тему: «Как воспитать читателя?», на котором родители получили рекомендации по развитию читательского интереса. А так же родители приняли участие в подготовке и проведении праздника «Прощание с Азбукой», который проходил с приглашением работников библиотеки. На последнем родительском собрании в конце первого класса, я рассказала о том, как организовать домашнее чтение в каникулярное время, был рекомендован список литературы для чтения летом. В прошлом учебном году учащиеся моего класса приняли участия в городской детской читательской конференции: «Книга. Чтение. Библиотека». К этой конференции они готовились с родителями, позже они с гордостью поделилась своими впечатлениями от конференции на родительском собрании. Во втором классе - проведение конкурса: « Мама, папа, я – читающая семья». Вот так совместно с родителями мы повышаем активность, пробуждаем интерес к чтению. О том, что такая работа даёт положительные результаты, подтверждает то, что самые читающие дети моих классов, а самый любимый праздник «Неделя детской книги». Самые активные и ценные помощники- родители. Ни одна совместная экскурсия, поездка по родному краю не обходится без книг.

Используя накопленный собственный опыт и прибегая к помощи своих коллег - учителейприхожу к выводу, что:

- работа по развитию читательского интереса учеников начальных классов должна вестись систематически: на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями;

- учитель и библиотекарь работают со списком рекомендованной литературы в каждой возрастной категории учащихся;

- работа с родителями по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг для детского чтения;

- пополнение фондов школьных библиотек новинками современной детской литературы, классики детской литературы;

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель. Задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.

Правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует:

- формированию устойчивого читательского интереса младших школьников;

- умению работать с литературой определенного рода;

- умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение;

- формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Заботясь о качестве обучения младших школьников-читателей на уроке, нельзя забывать о среде, которая существенно влияет на процесс формирования личности учащихся: о семье, в которой растет ребенок, и о библиотеке, которой он пользуется, если это происходит. Своевременное налаживание взаимного сотрудничества с родителями и библиотекарями школьной и городской библиотек позволяет учителю обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес и любовь к чтению и книгам, к самостоятельному чтению.

Теоретически все хорошо понимают, что и как надо делать, но потом до дела так, и не доходит. Все знают: чтобы воспитать в ребенке привычку к чтению, взрослому надо читать самому, читать ребенку вслух, читать с ним по очереди. Тогда в один прекрасный день он согласится с героем знаменитой «Читалочки» Валентина Берестова: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти». Народная мудрость гласит: «Проблемы наших детей - продолжение наших дел, только они более заметны. Родитель сделает - ребёнок повторит».

Я надеюсь, что те небольшие росточки, из посеянных нами совместно семян, вырастут в большую любовь к чтению, к книге, а через чтение и любовь к семье, школе, друг – другу, к своей Родине. Из детей вырастут настоящие читатели, патриоты своего отечества.

А закончить свой рассказ хочется отрывком - притчей В.Вульф о людях – читателях: …в Судный день Всевышний обернётся к апостолу Петру и скажет не без некоторой зависти, увидев нас с книгами под мышкой: «Смотри, этим награды не нужны. Нам нечего дать им. Они любили читать!»

10.08.2015 17:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!