СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Аннотация:
В данной статье рассматривается те аспекты обучения и воспитания детей с интеллектуальной патологией, которые могут помочь указанной категории детей в процессе их социальной адаптации.
Социальные нормы поведения, их восприятие и выполнение требуют определенной системы в процессе воспитательных мероприятий в образовательных учреждений коррекционного вида. Современная социальная олигофренопедагогика обращает особое внимание на вопросы социальной адаптации, ставя во главу угла их социальную компетентность.
Безусловно, мы понимаем, что адаптационные процессы не возможны без формирования профессиональных умений. Вместе с тем важность психологической подготовки к самостоятельной жизни детей с легкой умственной отсталостью предполагает формирование целого ряда социально –ориентированных умений, которые можно обозначить как:
Для реализации намеченных перспектив коррекционная школа должна повышать роль той малой группы, которая всегда является основой формирования активной жизненной позиции. Сюда входит не только создание социально-положительного микроклимата, но и активное подключение всех членов группы к той форме деятельности, которая лежит в основе коммуникативных межличностных процессов.[2]
Коррекционно-образовательное учреждение опираясь на ФГОСы должна в своей практике во внеурочной деятельности,уделять особое внимание переводу социально-ориентированных теоретических знаний в практику повседневной жизни. Это может выражаться уроками формирования социальных отношений между людьми, уроками толерантности, формированием приемлемых социальных моделей, проработкой жизненных ситуаций.
Все эти мероприятия должны носить, во-первых постоянный характер, во-вторых иметь сугубо практическую направленность, в-третьих быть оформлены, как социально-тренинговые ситуации.
Социальный тренинг должен включать в себя, в обязательном порядке, следующие составляющие [3]:
Все эти мероприятия носят социально-обучающий характер и укладываются в парадигму о ценности человеческой личности в современном гуманном обществе. Эта позиция позволяет не просто говорить о том, что дети с легкой умственной отсталостью обучаемы, но и реально готовить к выходу в социальную среду.
Данная статья носит предварительный характер, и мы намечаем в дальнейших статьях на тему социализации рассмотреть следующие вопросы:
Для создания приемлемых социальных условий в школе, в соответствии с социальным устройством данного общества, любой ребенок с интеллектуальной патологией должен быть охвачен следующими социальными воспитательными мероприятиями, которые должны иметь длительный характер воздействия на личность. Эти воздействия могут в определенной степени подготовить эмоциональную, поведенческую и интеллектуальную сферу детей с легкой олигофренией к процессам социального устройства. К ним относятся[1]:
Возрастные и структурные особенности дефекта должны быть учтены в обязательном порядке, т.к. мы в своей деятельности, хотя и опираемся на основные психологические механизмы формирование личности нормы в социуме, но в своей деятельности мы всегда учитываем особенности структуры дефекта, т.к. она позволяет определять уровень социального развития.
Фактически все эти воспитательные мероприятия могут в значительной степени помочь личности ребёнка с интеллектуальной патологией включаться в различные социальные ситуации развития, формируя определенный статус для данной личности.
В целом это тот путь, который отвечает современным требованиям олигофренопедагогике и позволяет детям с интеллектуальной патологией выйти на путь, более оптимального социального маршрута.
Литература:
1. Агавелян O.K. Общение детей с нарушениями умственного развития: Автореф. дис.. д-ра психол. наук: 1989. - 34 с.
2. Агавелян О.К. Хрячкова Л.С. Пути развития и ошибки в становлении олигофренопедагогики и олигофренопсихологии,. Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции.№ 5. г. Санкт-Петербург, 2018.
3. Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Изд-во Международная педагогическая академия, 1995.
© 2021, Пасюкова Катарина Юрьевна 204