СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социально-трудовых компетенций в урочной и внеурочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевые компетенции формируются в процессе выполнения проекта. Акцент сделали на социально-трудовую компетенцию, в структуру которой входят:

  • выполнение роли наблюдателя, потребителя, покупателя, производителя и члена семьи;
  • права и обязанности в вопросах экономики, в области профессионального самоопределения;
  • умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной модой;
  • владеть этикой трудовых взаимоотношений.

В введении творческого проекта обосновывается актуальность выбранной темы, приводится историческая справка, формируется основная проблема при этом учащиеся выступают в роли наблюдателя, для определения цели овладевают навыками работы с разными источниками информации: книгами, учебниками, каталогами, CD-Rom, интернет, совершенствуют информационную компетенцию.

Указана цель проекта, поставлены задачи, выполнено обоснование значимости проекта: для проектанта, семьи, школы раскрываются возможности предполагаемого результата и использование модели, изделия на практике.

Таким образом, ученик выступает в роли производителя, покупателя и члена семьи.

Экономическое образование проекта, дает возможность представить полный расчет затрат на изготовление изделия, выполнить обоснование выбора материалов, решить конструкторскую часть проекта и все это рассматривается с учетом семейного бюджета.

Затраты при выполнении проекта минимальны, т.к. учащиеся являются производителями своего изделия.

Для формирования компетентности в сфере социально-трудовой деятельности, в том числе умения анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, что также включено в стандарт «Технологии», все это позволяет правильно построить разговор, задать нужные вопросы, самому правильно составить объявление и предложить свои услуги на рынке труда с учетом получаемой специальности. Работа над проектом – работа творческая. Поэтому автор может включать отдельные разделы или добавить то, что, по его мнению, может улучшить качество работы, уметь принимать обоснованное самостоятельное решение, владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций.

Смею заметить, что в процессе творческой работы дети получают глубокое удовлетворение от сделанного, если работа ведётся по определённому плану, намечена последовательность различных этапов работы, ощущается видимый результат. Думаю, что при таком подходе определяется социальная позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая активность. А, если проекты, разработанные учащимися, выполняются с целью улучшения или усовершенствования быта и жизнедеятельности людей – это дорогого стоит.

Испытываю гордость, когда учащиеся проводят исследовательскую работу даже по, казалось бы, недоступным для их возрастной категории темам. Например, утилизация вторсырья, экология родного края. Обычные пластиковые бутылки могут превращаться в букеты и прекрасные вазы, бумажные салфетки – в лепнину, а обрезки ткани – в декоративные цветы или картины. Многие творческие проекты ребята защищают на Олимпиадах, представляют на выставках детского творчества и предметных неделях. В нашей школе была проведена выставка «Вторая жизнь», (Слайд3)в которой дети охотно приняли участие.

Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС для обучающихся начальных классов – еще одна возможность формирования социально-трудовой компетенции обучающихся. Организуя целенаправленную работу с детьми младшего школьного возраста, мы формируем такие качества личности как трудолюбие, аккуратность, выносливость. Наши дети участвуют в акциях «Вторая жизнь книги»,(слайд4) «Ветеран живет рядом» (слайд 5-6), «Мой друг» и т.п., в творческих конкурсах «Соловьиный перезвон», «Пасхальная мастерская», «Осенний букет». Охотно дети принимают участие в мастер-классах «Гончарное дело» (Слайд 7), «Лоза-плетение»(слайд 8-9), в выездных экскурсиях.(слайд10)

Мною была разработана программа внеурочной деятельности (слайд11-12) «Бисеринка», данная программа способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда».

Занятия в школе имеют большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, а также для профессиональной ориентации.

В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности, такие как:

- трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, мелкая моторика, целеустремленность, взаимопомощь, взаимовыручка, так как занятия бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от обучающихся.

Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами деятельности или так называемыми «перспективными» (английский язык, информатика, пение, танцы и т.п.), а вот современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, то есть профессионалов, творящих руками. Поэтому воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь, является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни.

Таким образом, за период обучения с 1 по 4 класс учащиеся приобретают начально-технические знания; умения конструирования и навыки по изготовлению изделий из различных материалов; навыки самообслуживания.

В процессе формирования социально-трудовых компетенций очень важно показывать ученикам перспективы их обучения, объяснить, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. Больше внимания уделять самостоятельной деятельности учащихся, т.к. это позволяет более осознанно определять свой будущий путь.(слайд13)

-Добрый день, уважаемые коллеги! (Слайд1)

Свое выступление мне бы хотелось начать с притчи: «Путник встретил человека, который вез тачку с камнями, и спросил его: «Что ты делаешь?» Тот ответил: «Разве не видишь? Камни тащу, будь они прокляты!». Затем путник встретил второго человека с такой же тачкой и услышал в ответ: «Зарабатываю себе на жизнь». Третий же встреченный им человек, везший камни, гордо ответил: «Строю Шартрский собор».

На мой взгляд, в этой притче отражена суть социально-трудовых компетенций, т.е. способность и умения, обеспечивающие человеку возможность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда. Сюда входит, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Учащиеся овладевают минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Формирование социально-трудовых компетенций в образовательной деятельности предполагает знания в области экономики и права, профессионального самоопределения, создание опыта гражданина, клиента, избирателя, покупателя, члена семьи.(слайд 2)

В соответствии стандартам ФГОС НОО школа, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ социально-трудовой компетентности младшего школьника, так как именно в этот возрастной период происходит целый ряд преобразований, необходимых для становления личности младшего школьника. Школа не знаниями обеспечивает ребенка, а готовит его к жизни, что и предполагает компетентностный подход, не усвоение отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности обучающихся. Важный фактор успешного урока – структурированность, чёткость изложения материала, выделение главного. В то же время урок должен быть эмоциональным, увлекательным, мотивированным. Урок – это творчество! Педагогическое мастерство учителя как раз и заключается в том, чтобы каждого обучающегося сделать творцом современного урока. Вначале увлечь, а потом научить.

Развитию социально-трудовых компетенций учащихся начальной школы прослеживается в курсе литературного чтения, например, «Выясняем, что человеку помогает стать человеком», «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. Выясняем, насколько мы с ними похожи», в сказках, например, «Вершки и корешки», «По щучьему веленью» и т.д. На уроках математики – при решении задач на движение, производительность труда, с использованием величин: цена, количество, стоимость. При изучении данной темы использую игру «Магазин» (рациональное использование семейного бюджета). В курсе окружающего мира в разделе «Путешествие по природным зонам» и изучении «Родного края», изучение уроков проходит виде игр – «Новый город» (суть игры заключается в налаживании жизни и обустройстве нового города, придумать название города и его жителей, описать, как он должен выглядеть, какие виды деятельности человека и отрасли производства будут в этом городе, описать, какие события происходят в нем), где обязательно речь идет о различных видах деятельности человека и отраслях производства. Неотъемлемым источником формирования данной компетенции являются уроки технологии. Именно при обучении технологии школьники учатся мобилизовывать в конкретных ситуациях знания и опыт, полученные при изучении общеобразовательных предметов, что хорошо отслеживается на творческих проектов.

Метод проектов, позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации в модели, изделии, продукте труда.

Выделим основные этапы проекта:

  • выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т. д.;
  • оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта;
  • сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы (справочники, журналы, газеты, книги, рекламные буклеты и т. п.), обращение к банку данных;
  • разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений;
  • планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности; оценка качества выполненной работы (своей и чужой),
  • презентация проекта.

Важным элементом структуры компетентностного урока является рефлексия. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. А так же организация рабочего места, бережное отношение к учебным пособиям (их сохранность), ролевая игра. Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки.

Ключевые компетенции формируются в процессе выполнения проекта. Акцент сделали на социально-трудовую компетенцию, в структуру которой входят:

  • выполнение роли наблюдателя, потребителя, покупателя, производителя и члена семьи;
  • права и обязанности в вопросах экономики, в области профессионального самоопределения;
  • умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной модой;
  • владеть этикой трудовых взаимоотношений.

В введении творческого проекта обосновывается актуальность выбранной темы, приводится историческая справка, формируется основная проблема при этом учащиеся выступают в роли наблюдателя, для определения цели овладевают навыками работы с разными источниками информации: книгами, учебниками, каталогами, CD-Rom, интернет, совершенствуют информационную компетенцию.

Указана цель проекта, поставлены задачи, выполнено обоснование значимости проекта: для проектанта, семьи, школы раскрываются возможности предполагаемого результата и использование модели, изделия на практике.

Таким образом, ученик выступает в роли производителя, покупателя и члена семьи.

Экономическое образование проекта, дает возможность представить полный расчет затрат на изготовление изделия, выполнить обоснование выбора материалов, решить конструкторскую часть проекта и все это рассматривается с учетом семейного бюджета.

Затраты при выполнении проекта минимальны, т.к. учащиеся являются производителями своего изделия.

Для формирования компетентности в сфере социально-трудовой деятельности, в том числе умения анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, что также включено в стандарт «Технологии», все это позволяет правильно построить разговор, задать нужные вопросы, самому правильно составить объявление и предложить свои услуги на рынке труда с учетом получаемой специальности. Работа над проектом – работа творческая. Поэтому автор может включать отдельные разделы или добавить то, что, по его мнению, может улучшить качество работы, уметь принимать обоснованное самостоятельное решение, владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций.

Смею заметить, что в процессе творческой работы дети получают глубокое удовлетворение от сделанного, если работа ведётся по определённому плану, намечена последовательность различных этапов работы, ощущается видимый результат. Думаю, что при таком подходе определяется социальная позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая активность. А, если проекты, разработанные учащимися, выполняются с целью улучшения или усовершенствования быта и жизнедеятельности людей – это дорогого стоит.

Испытываю гордость, когда учащиеся проводят исследовательскую работу даже по, казалось бы, недоступным для их возрастной категории темам. Например, утилизация вторсырья, экология родного края. Обычные пластиковые бутылки могут превращаться в букеты и прекрасные вазы, бумажные салфетки – в лепнину, а обрезки ткани – в декоративные цветы или картины. Многие творческие проекты ребята защищают на Олимпиадах, представляют на выставках детского творчества и предметных неделях. В нашей школе была проведена выставка «Вторая жизнь», (Слайд3)в которой дети охотно приняли участие.

Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС для обучающихся начальных классов – еще одна возможность формирования социально-трудовой компетенции обучающихся. Организуя целенаправленную работу с детьми младшего школьного возраста, мы формируем такие качества личности как трудолюбие, аккуратность, выносливость. Наши дети участвуют в акциях «Вторая жизнь книги»,(слайд4) «Ветеран живет рядом» (слайд 5-6), «Мой друг» и т.п., в творческих конкурсах «Соловьиный перезвон», «Пасхальная мастерская», «Осенний букет». Охотно дети принимают участие в мастер-классах «Гончарное дело» (Слайд 7), «Лоза-плетение»(слайд 8-9), в выездных экскурсиях.(слайд10)

Мною была разработана программа внеурочной деятельности (слайд11-12) «Бисеринка», данная программа способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда».

Занятия в школе имеют большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, а также для профессиональной ориентации.

В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности, такие как:

- трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, мелкая моторика, целеустремленность, взаимопомощь, взаимовыручка, так как занятия бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от обучающихся.

Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами деятельности или так называемыми «перспективными» (английский язык, информатика, пение, танцы и т.п.), а вот современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, то есть профессионалов, творящих руками. Поэтому воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь, является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни.

Таким образом, за период обучения с 1 по 4 класс учащиеся приобретают начально-технические знания; умения конструирования и навыки по изготовлению изделий из различных материалов; навыки самообслуживания.

В процессе формирования социально-трудовых компетенций очень важно показывать ученикам перспективы их обучения, объяснить, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. Больше внимания уделять самостоятельной деятельности учащихся, т.к. это позволяет более осознанно определять свой будущий путь.(слайд13)

01.12.2020 21:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!