СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.

Актуальным является вопрос в организации исследовательской деятельности в образовательном учреждении, а именно формирование исследовательской культуры участников образовательного процесса, развитие личностного потенциала школьников.

Современные требования ставят новые задачи перед учителем: не пассивное изложение учебного материала, а формирование умения самостоятельно работать с текстом, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. "Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности".

Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроке направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Исследовательская деятельность реализует одну из естественных потребностей человека – познавательную и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности.

Задача формирования исследовательской компетентности в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования. В связи с необходимостью подготовки нового поколения молодых специалистов, способных решать быстро и качественно сложные задачи, не по шаблону, а творчески рассматривать решаемую задачу, проявляя профессионализм и конкурентоспособность.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или

игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных

представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции,

определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана,

программ организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его

осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного

исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик,

планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости

исследования, определение необходимых ресурсов.

Анализ исследований по содержанию и организации проектной и исследовательской деятельностей позволяет сделать структурное обобщение этих видов учебной деятельности в проектно-исследовательскую, так как их объединение оптимизирует формирование проектно-исследовательской компетенции.

Проектно-исследовательская компетенция - это совокупность физических знаний в определенной области, знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, наличие проектных и исследовательских умений (решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

Проектно-исследовательская компетентность учащихся определяется как интегральное качество личности, выражающееся в готовности и способности к самостоятельной деятельности по решению исследовательских задач и творческому преобразованию действительности на основе совокупности личностно-осмысленных знаний, умений, навыков, ценностных отношений.

- Мотивационный компонент: наличие системы мотивов, лежащих в основе отношения к проектно–исследовательской деятельности.

- Когнитивный компонент: владение системой знаний об исследовательской деятельности.

- Ценностно – смысловой компонент: отношение к процессу, содержанию и результату исследовательской компетентности.

- Деятельностный компонент: опыт использования знаний как системы общих интеллектуальных и исследовательских умений и навыков.

- Эмоционально-волевой компонент: эмоционально- волевая регуляция процесса и результата проявления исследовательской компетентности.

В содержании исследовательской компетентности выделяются следующие компетенции:

- ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель (целеполагание);

- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей исследовательской

деятельности;

- задавать вопросы к фактам, отыскивать причины явлений;

- владеть навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно искать,

извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения

исследовательских задач информацию, ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять

в них главное;

- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения

или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками,

работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания;

описывать результаты, формулировать выводы;

- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных

средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Исследовательская деятельность на уроках географии организуется через решение познавательных задач, задания творческого и исследовательского характера, практических работ позволяющие ученику получить навыки самостоятельного поиска истины.

Учение – ведущий вид деятельности школьников. И сегодня, когда акценты в системе образования ориентированы не на учебно-предметную парадигму, а на формирование, в первую очередь, способов деятельности, мы часто ставим перед собой вопрос, как более эффективно организовать учебную деятельность учащихся на уроке.

Мне, как учителю географии, в организации урока помогает технология сотрудничества. Учебно-познавательная деятельность учащихся строится таким образом, что каждый ученик имеет на уроке возможность через использование коммуникативных приемов формировать общие ключевые компетенции посредством взаимообучения.

Применение данной технологии обеспечивает:

- учет уровня обученности в данной области знания и степени общего развития, культуры, т.е. ранее

приобретенный опыт;

- учет особенностей психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения

управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.);

- учет особенностей характера и темперамента.

Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.

Изучение опыта проектной деятельности позволило определить, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

Выполняется проект по определенному плану, включает следующие этапы:

1. Планирование работы

- изучение текста учебного материала;

- выбор темы для проектной деятельности (тема должна быть интересной, значимой для учащихся, они должны быть заинтересованы в развитии проекта);

- обсуждение возникших идей;

- планирование объема работы.

Содержание проекта - это материал учебной темы, представленный в виде поисковой задачи, которая представляет интерес для школьников. Результат деятельности учащихся может быть спланирован в виде какого-либо конкретного представления.

2. Аналитический этап

- формирование представления о результате проектной работы (презентация, буклет, сценарий, газета, другой вид творческой деятельности);

- собирание информации, работа с различными источниками (словари, справочники, исторические документы, критическая литература, Интернет-ресурсы);

- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами).

3. Этап обобщения

- аналитическая работа с полученными материалами (обработка материала, отбор необходимых сведений, редактирование текста, подбор аргументов, формулирование выводов);

- подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, портреты героев, произведения живописи) к презентации или буклету;

- оформление полученного материала в определенном виде (буклет, презентация, газета, другие виды творческих работ).

Для изучения учебного материала с использованием метода проектов учитель проводит большую предварительную работу.

4. Презентация полученных результатов

- осмысление полученных данных и способов достижения результата;

- презентация проекта (представление итогов работы на уроке, на заседании кружка, выступление в рамках внеклассных мероприятий, выступление на конференции).

Презентация результатов различна. Это зависит от замысла учителя и возможностей школьников.

5. Рефлексия

- подведение итогов, создание ситуации успеха.

Проектная деятельность является личностно- и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции образования. Метод проектов - это способ познания мира, решение проблемных задач, это способ развития и становления личности ребенка, его социализации, готовности на выходе из школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Классификация проектов:

Проектная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся.

Виды проектов на уроке географии и во внеурочной деятельности:

- по участию в разработке:

  • индивидуальные (рассчитаны на сильного ученика);
  • парные;
  • групповые (дети учатся сообща решать сложные вопросы, делить обязанности, учатся руководить и подчиняться);

- по времени исполнения:

  • мини-проекты (укладываются в рамки одного урока);
  • краткосрочные;
  • долгосрочные (выполняются во внеурочное время, могут быть рассчитаны на несколько лет);

- по комплексности:

  • монопроекты (реализуются в рамках одного учебного предмета "География");
  • межпредметные (реализуются в рамках нескольких учебных предметов, например, «География» и «Биология», «География» и «История» и др.).

- по характеру координации проекта:

  • проекты со скрытой координацией (учитель выступает как полноправный участник проектной деятельности, это более сложный вид проекта);
  • проекты с открытой явной координацией (учитель выполняет свою собственную функцию, направляет работу учащихся, организует отдельные этапы их деятельности).

- по доминирующей деятельности учащихся:

  • исследовательские проекты (требуют продуманной структуры, чётко обозначенных целей, обоснования актуальности, приближены к подлинно научному исследованию);
  • коммуникационные проекты (при их реализации происходит сбор информации о каком-либо объекте, их анализ и собственные выводы);
  • творческие проекты (не требуют строго продуманной структуры, их содержание зависит от интересов и творческих способностей авторов, например, написание собственных сочинений по географии)
  • игровые проекты (это игра, в результате которой создаётся новый продукт, например, визитная карточка страны или материка)
  • практико-ориентированные проекты (их результат имеет конкретное общественно-полезное значение: организация выставки творческих работ, выпуск школьной газеты, сценарий школьного вечера)

Организационно метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в малых группах и в коллективе. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Обеспечение и сопровождение проектной деятельности строится на принципах сотрудничества и включает:

  • помощь в определении школьником замысла проектной деятельности;
  • консультирование стадий проекта: поиска информации, решений проектных задач, поощрение практического опыта непосредственной работы с текстом;
  • внимание к индивидуальным формам и способам аналитического и образного мышления, рассуждений и интерпретации, инициирование навыков продумывания деятельности и прогнозирования ее продукта;
  • поощрение инициативы и творческого характера проектной деятельности;
  • участие в обеспечении презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей.

В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности.

Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом учебного материала, опыт работы с большим объемом информации из различных источников. Школьники приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: учатся работать в коллективе, планировать работу индивидуально и в группе, учатся оценивать ситуации и принимать решения.

Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время способствует формированию у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании. Компьютеры и мультимедиа стали неотъемлемой частью образовательного пространства. В работе использую компьютер как необходимое условие проведения современного урока. Сегодня техника позволяет представлять результаты своей деятельности ярко, логично, подбирать систему доказательств, иллюстраций к основным вопросам темы.

В процессе работы над проектом с использованием средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать и делать выводы.

Метод проектов востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся.

В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем.

Категория: География
19.11.2018 13:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!