СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.
Актуальным является вопрос в организации исследовательской деятельности в образовательном учреждении, а именно формирование исследовательской культуры участников образовательного процесса, развитие личностного потенциала школьников.
Современные требования ставят новые задачи перед учителем: не пассивное изложение учебного материала, а формирование умения самостоятельно работать с текстом, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. "Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности".
Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроке направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Исследовательская деятельность реализует одну из естественных потребностей человека – познавательную и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности.
Задача формирования исследовательской компетентности в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования. В связи с необходимостью подготовки нового поколения молодых специалистов, способных решать быстро и качественно сложные задачи, не по шаблону, а творчески рассматривать решаемую задачу, проявляя профессионализм и конкурентоспособность.
Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или
игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных
представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции,
определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана,
программ организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его
осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного
исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик,
планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости
исследования, определение необходимых ресурсов.
Анализ исследований по содержанию и организации проектной и исследовательской деятельностей позволяет сделать структурное обобщение этих видов учебной деятельности в проектно-исследовательскую, так как их объединение оптимизирует формирование проектно-исследовательской компетенции.
Проектно-исследовательская компетенция - это совокупность физических знаний в определенной области, знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, наличие проектных и исследовательских умений (решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
Проектно-исследовательская компетентность учащихся определяется как интегральное качество личности, выражающееся в готовности и способности к самостоятельной деятельности по решению исследовательских задач и творческому преобразованию действительности на основе совокупности личностно-осмысленных знаний, умений, навыков, ценностных отношений.
- Мотивационный компонент: наличие системы мотивов, лежащих в основе отношения к проектно–исследовательской деятельности.
- Когнитивный компонент: владение системой знаний об исследовательской деятельности.
- Ценностно – смысловой компонент: отношение к процессу, содержанию и результату исследовательской компетентности.
- Деятельностный компонент: опыт использования знаний как системы общих интеллектуальных и исследовательских умений и навыков.
- Эмоционально-волевой компонент: эмоционально- волевая регуляция процесса и результата проявления исследовательской компетентности.
В содержании исследовательской компетентности выделяются следующие компетенции:
- ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель (целеполагание);
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей исследовательской
деятельности;
- задавать вопросы к фактам, отыскивать причины явлений;
- владеть навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно искать,
извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения
исследовательских задач информацию, ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять
в них главное;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения
или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками,
работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания;
описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных
средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Исследовательская деятельность на уроках географии организуется через решение познавательных задач, задания творческого и исследовательского характера, практических работ позволяющие ученику получить навыки самостоятельного поиска истины.
Учение – ведущий вид деятельности школьников. И сегодня, когда акценты в системе образования ориентированы не на учебно-предметную парадигму, а на формирование, в первую очередь, способов деятельности, мы часто ставим перед собой вопрос, как более эффективно организовать учебную деятельность учащихся на уроке.
Мне, как учителю географии, в организации урока помогает технология сотрудничества. Учебно-познавательная деятельность учащихся строится таким образом, что каждый ученик имеет на уроке возможность через использование коммуникативных приемов формировать общие ключевые компетенции посредством взаимообучения.
Применение данной технологии обеспечивает:
- учет уровня обученности в данной области знания и степени общего развития, культуры, т.е. ранее
приобретенный опыт;
- учет особенностей психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения
управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.);
- учет особенностей характера и темперамента.
Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.
Изучение опыта проектной деятельности позволило определить, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.
Выполняется проект по определенному плану, включает следующие этапы:
1. Планирование работы
- изучение текста учебного материала;
- выбор темы для проектной деятельности (тема должна быть интересной, значимой для учащихся, они должны быть заинтересованы в развитии проекта);
- обсуждение возникших идей;
- планирование объема работы.
Содержание проекта - это материал учебной темы, представленный в виде поисковой задачи, которая представляет интерес для школьников. Результат деятельности учащихся может быть спланирован в виде какого-либо конкретного представления.
2. Аналитический этап
- формирование представления о результате проектной работы (презентация, буклет, сценарий, газета, другой вид творческой деятельности);
- собирание информации, работа с различными источниками (словари, справочники, исторические документы, критическая литература, Интернет-ресурсы);
- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами).
3. Этап обобщения
- аналитическая работа с полученными материалами (обработка материала, отбор необходимых сведений, редактирование текста, подбор аргументов, формулирование выводов);
- подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, портреты героев, произведения живописи) к презентации или буклету;
- оформление полученного материала в определенном виде (буклет, презентация, газета, другие виды творческих работ).
Для изучения учебного материала с использованием метода проектов учитель проводит большую предварительную работу.
4. Презентация полученных результатов
- осмысление полученных данных и способов достижения результата;
- презентация проекта (представление итогов работы на уроке, на заседании кружка, выступление в рамках внеклассных мероприятий, выступление на конференции).
Презентация результатов различна. Это зависит от замысла учителя и возможностей школьников.
5. Рефлексия
- подведение итогов, создание ситуации успеха.
Проектная деятельность является личностно- и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции образования. Метод проектов - это способ познания мира, решение проблемных задач, это способ развития и становления личности ребенка, его социализации, готовности на выходе из школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Классификация проектов:
Проектная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся.
Виды проектов на уроке географии и во внеурочной деятельности:
- по участию в разработке:
- по времени исполнения:
- по комплексности:
- по характеру координации проекта:
- по доминирующей деятельности учащихся:
Организационно метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в малых группах и в коллективе. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Обеспечение и сопровождение проектной деятельности строится на принципах сотрудничества и включает:
В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности.
Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом учебного материала, опыт работы с большим объемом информации из различных источников. Школьники приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: учатся работать в коллективе, планировать работу индивидуально и в группе, учатся оценивать ситуации и принимать решения.
Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время способствует формированию у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании. Компьютеры и мультимедиа стали неотъемлемой частью образовательного пространства. В работе использую компьютер как необходимое условие проведения современного урока. Сегодня техника позволяет представлять результаты своей деятельности ярко, логично, подбирать систему доказательств, иллюстраций к основным вопросам темы.
В процессе работы над проектом с использованием средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать и делать выводы.
Метод проектов востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся.
В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем.
© 2018, Добычина Валентина Николаевна 4512