СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Философское осмысление мистической символики шахмат

Нажмите, чтобы узнать подробности

Философское осмысление мистической символики шахмат или кое - что о скрытом «нечто» в черно – бе-лых клетках на плоскости, освещенной светом Восточ-ной Мудрости. СООБЩЕНИЕ СТУДЕНТА ТАДТ ДИРЧИНА Пояснения к терминам буддистской философии, используемым в этой статье: 1. «САНСАРА» и «НИРВАНА» Эти два понятия в индуизме и буддизме взаимно дополняемы и противоположны: а )«Сансара» - «странствование» - описывает, обусловленный многими превращениями любого предмета, этот мир. б)«Нирвана»- внутреннюю свободу от обусловленного мира. Будда Шакьямуни объяснял Сансару и Нирвану как неразделимое единство. С точки зрения психологии, согласно этому взгляду, до обретения Просветления каждое существо переживает собственный сон об обусловленном мире из-за неправильных представлений. А если вместо этого человек познает неизменное состояние ума как безграничную открытость, то его восприятие станет радостным переживанием свободной игры энергий и переживаемый мир превратится в «Чистую страну». 2.«КарМа» - карающая мать и «ДхарМа» - дарящая мать. а) Карма - это последствия поступков человека, последствия даже из его прошлых жизней, которые либо обращаются благом для человека, либо показывают на то, что нужно изменить в себе. Правда, это понятие вовсе не несёт сплошного негативного оттенка. Карма - это изнанка прошлых жизней человека. Карма - это человек сейчас. Здесь понятие Кармы плавно перетекает в понятие Дхармы. б) Дхарма – это путь, идя по которому, негативная сторона кармы максимально сокращается, а позитивное действие кармы предельно увеличивается, мало того, идя по этому пути, человек рано или поздно вообще выходит из поля действия кармы. Поэтому, говоря простыми словами, дхарма – это тот путь превращений, который оберегает людей от страданий. 3. Скандхи — (санск, русс. « пять куч») — это совокупность пяти типов опыта, из которых состоит наше, кажущееся реальным, «Я». Скандхи таковы: форма (тело), чувство (ощущение), восприятие (различение), мотивация (обусловленность) и сознание». Иными словами, это «кирпичики», из которых складывается наша личность. Пять составляющих, необходимых для формирования личности, в соответствии с феноменологией буддизма. Другими словами, совокупность пяти скандх является «Я» индивидуума, что в термино-логии учения Юнга означает «самость». Шахматы – игра полная загадок, тайн, кабалистики и мистики. В этой игре человек вплотную встречается с ВЕЧНОСТЬЮ. Даже само упоминание о родине этой игры - Индии, сразу вызывает ассоциации с мудрой древностью, высокой философской культурой и красочной эзотерикой. Несомненно, шахматы - это игра, требующая холодного рационально-логического осмысления, математического расчета и интеллектуального азарта, но к тому же, шахматы - игра потрясающей эстетики, в которой сплетаются быт и политика, рок и стратегия, воинственность и благородство. Но стоит ли петь просто дифирамбы шахматной игре (их и так пропето неимоверное количество!): не лучше ли попытаться проникнуть в ее суть через осмысление одного из ее аспектов – мистической символики Востока, скрытой в ней самой. Внимательно всмотревшись в игру, невольно замечаешь, что необычайным образом шахматы являют собой буддистское учение о структуре личности с точки зрения нахождения пути самоосвобождающейся мудрости, а также модель прохождения этого пути. Опираясь на такое понимание шахматной игры, можно постараться постичь внутреннюю сущность шахмат и выразить ее на языке уче-ния Будды - Просветленного. "Король" символизирует подлинную природу ума. Эта природа не подвер-жена уничтожению. "Короля" никто не может сбить, его можно лишь забло-кировать, объявив "мат", или подвергнуть давлению, запугивая “шахом”. Но без прочих элементов личности ум обнаруживает свою пустотность - он становится парализованным в практическом (точнее, кармическом) смысле и уже не может выиграть партию. Могучий "ферзь" (иначе - "королева", т.е. майя, магия, сила иллюзии) - это деятельный разум субъекта. По сути, именно он творит мир (партию), именно в нем сосредоточена вся созидательная и разрушительная сила стра-тегии сансары, которая является одновременно и силой самоосвобождения. "Слоны" олицетворяют «эмоции», которые следуют за разумом. В эмо-циях неизбежна строгая дуальность (двойственность): положительная (белопольный слон) и отрицательная (чернопольный слон). «Кони» - олицетворяют собой волевой центр личности, т.к. это един-ственный вид фигур, способный прыгать через барьеры других фигур. "Ладьи" или "башни", - прямолинейные и очень сильные (вторые по силе после "ферзя") фигуры указывают на инстинкты. Особенно здесь под-ходит символ башни, но и аллюзия (намек) на ладью, т.е. корабль, верна: инстинкт всегда плывет по течению, он никогда не сворачивает. Пешечный ряд символизирует совокупность скандх - мыслеформ, которые снуют по полю восприятия, образуя то, что мы и называем "миром", "жизнью", "бытием" и, конечно, "личностью". Теперь о самом интересном в шахматах. Что в мистическом плане представ-ляет собой партия, и почему фигуры удвоены на черные и белые? Сразу отбросим традиционные дуалистические модели с "добром" и "злом", "свет-лой и темной стороной человека", "Богом и Дьяволом, борющимися за серд-ца людей" и прочую «манихейскую ересь», представляющую чаще всего «пошлый опыт – ум глупцов». Потому как подобные псевдомодели - при всей их простоте и доступности пониманию ординарного субъекта - не имеют никакого отношения к действительной природе и структуре личности, а лишь создают иллюзию объяснения определенных социально-психологи-ческих комплексов и конфликтов. В свете же самосовершенной мудрости значение шахматной партии можно объяснить следующим образом: белые и черные фигуры обозначают одну и ту же структуру, но в двух аспектах: нирваническом и сансарическом. А так как в действительности сансара является тождественной нирване, то плод просветления - полное снятие этой иллюзорной двойственности. Партия выигрывается, когда сансарический ум ("король противника") побежден, заблокирован. И совершенно никакого значения не имеет, какая именно сторона выиграла ("белые" или "черные") - главное, что уничтожено противостояние и обретено тождество, единоумие, царственный промысел-самодержец воцарен на престоле и всякое сансарическое движение закан-чивается… (после объявления "мата" фигуры уже не передвигаются). Вот вкратце суть шахматной мистики или скрываемого «нечто» в черно – белых клетках на плоскости воплощенной в объемном мировидении буддизма. Можно подметить в шахматной игре еще ряд особенностей: 1. Пешка, дойдя до противоположного края, становится любой фигурой на выбор. Подобно этому, если мы до конца интегрируем какую-либо из мыслеформ, приводя к полному самоосвобождению ее пустотную природу, мы овладеваем таящейся в ней праджней (искомой мудростью, сутью) и распоряжаемся ей по усмотрению. Это и есть знаменитое превращение свинца в золото, столь искомая алхимиками энтелехия в материи. 2. "Король" не способен поставить "мат" сопернику в одиночестве. Он не способен выиграть и в сопровождении одной лишь воли ("коней"), а с по-мощью одних лишь эмоций ("слонов") с большим трудом. А вот если ос-талась хотя бы половина инстинктов (ладей – башен), - пожалуйста. Это говорит о том, что для самоосвобождения необходимо иметь тело, а бестелесный дух обречен в лучшем случае на ничью. 3. "Пат"- это ситуация, когда сансарический ум (король) скован в узких рамках, но не заблокирован, что ведет не к победе, а к некрасивой ничьей, схожей с той картиной, которую рисуют христианство и ислам, в которых "ад", и "рай" сохраняются навечно, в парализованном подвешенном состоя-нии. Можно находить аналогии еще и еще - это, прямо скажем, увлекательное занятие столь присущее спекулятивному разуму, погруженному то ли в трансцендентную, то ли в виртуальную реальность. Но здесь, по-моему, стоит остановить эманацию собственного, увы, совсем не божественного разума. И уповать на то, что эти беглые заметки увлекут, или, по крайней мере, заинтересуют тех, кто не равнодушен к мистическому праздно-мыслию, а точнее к нирваной дхарме, ведущей, через преодоление сансары, к овладению праджней скандхи, в системе которых можно прикоснуться к тайнам мироздания.

14.07.2019 19:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!