СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этика гражданственности как нравственное основание политической культуры учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этика гражданственности как нравственное основание политической культуры учащихся

Приступая к раскрытию данной темы эссе, необходимо разобраться в ключевых понятиях и терминах. Итак, давайте посмотрим, что такое «этика гражданственности».

Этика гражданственности осмысляет общепризнанные меры, регулирующие отношения в системе «человек-общество-государство»; формирует гражданско-политическое самосознание человека. Это означает, что люди обязаны воспринимать справедливость и нужность тех морально-идеологических ценностей, более буквально выражающих их интересы как граждан государства и членов общества.

Таким образом, развитое гражданско-политическое самосознание может помочь осуществить в жизнь эталон гражданского общества целостной системы духовных, общественных и финансовых отношений между людьми и организациями, независящей от государственной власти.

У педагога стоит важнейшая задача построения самосознания и самоопределения учащегося. Он - мощнейший инструмент воздействия на разум и психологическую модель школьника, именно он формирует политическую культуру ребенка.

Политическая культура, как определение, возникло недавно: в 1963 г. в книге «Гражданская культура» (авторы Г. Алмонд и С. Верба)-особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы.

Политическая культура – это особый катализатор, снижающий степень политических рисков, дестабилизирующих качество взаимодействия всех субъектов соцотношений и влияющих на уровень отношений государства, социнститутов и человека.

Для меня основа этики гражданственности – личностная свобода, свобода выбора между «хорошо» и «плохо; необходимость отвечать за свои действия и поступки, осознание этого, признание факта того, что каждый имеет право на свое мнение, и это мнение должно быть выслушано и мирно обговорено; умение уважать окружающих и считаться с ними; формирование уважительного отношения ко всем социальным пластам; моральное и психическое равновесие; ценностное и нравственное ориентирование.

В эпоху информационных войн очень важно научить учащихся разбираться в потоке информации, льющейся со всех сторон, уметь отличить правду от лжи, быть уверенным в себе и уметь отстаивать свою точку зрения, не причиняя вреда окружающим.

К сожалению, с течением времени, научить этому становится намного сложнее, ведь дети словно отказываются думать и рассуждать, послушно повинуясь любой информации, не взвешивая и не оценивая ее, а сложные политические и экономические условия привели к утрате многих духовных и нравственных ценностей не только в обществе в целом, но и даже внутри института семьи. Чтобы вернуть все на круги своя, необходимо патриотическое воспитание, причем это воспитание должно идти с самого раннего возраста, что говорит о необходимости и работы с родителями.

Патриотическому воспитанию нельзя научить за определенный курс. Оно созревает и взрастает по мере укрепления человеческого самоопределения и самосознания. Оно должно быть таким, чтобы ребенок учился быть гражданином, что означает, что он должен знать свои права и обязанности, чтить и уважать законы и традиции той страны, где родился и вырос, уметь отстаивать свои права и защищать свои интересы, свою семью, свою родину, свое Отечество. Помимо этого, он также должен терпеливо относиться к остальным народностям и расам, для этого существует термин «толерантность». Искоренить жестокость и грубое отношение к тем, кто не нравится или не подходит по тому или иному социальному статусу. Нужно научить учащегося быть добрым и милосердным.

При правильном патриотическом воспитании вырастают люди с высокой гражданской позицией, благодаря которым появляются такие гражданские организации, как волонтёры, различные общества защиты животных, помощь нуждающимся людям, благотворительные фонды; в моменты серьезной опасности такие люди объединяют группы и организуют, например, поиски пропавших и т.п.

Я считаю, что формирование политической культуры учащихся связано с историей, экономикой, культурой, с уровнем образования и воспитания. К сожалению, в наше время утрачена такая ценность, как коллективность: каждый старается жить для самого себя, не обращая внимания на окружающих; меньше проводят (или не проводят совсем) времени со своими родственниками; сейчас мало кто общается даже с соседями на одной лестничной клетке. Это большая потеря, обусловленная искусственным отчуждением посредством СМИ и интернет. Необходимо научить школьника видеть все вокруг себя, стать участником происходящего, быть заинтересованным, увлеченным полезными и правильными делами. Государство, понимая эту проблему, ввело ФГОС 3 поколения, который реализуется в каждом учебном заведении. Одним из его задач является воспитание учащихся как гражданина и патриота.

Этика гражданственности – это фундамент нравственного основания политической культуры учащихся и идеальным результатом ее инициализации является уважение к закону, гражданская ответственность, владение личностными свободами, умение критически мыслить и ориентироваться в информационном потоке, здраво и свободно рассуждать и оценивать происходящее, быть носителем и ценителем гражданских и демократических ценностей, норм морали и человеческих принципов. Проще говоря, она помогает человеку стать Человеком.

20.04.2020 10:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!