СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе (о системе работы учителя математики)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я- обычный учитель обычной общеобразовательной школы, мой любимый предмет – математика. Работаю в небольшой школе, расположенной на левом берегу реки Алдан, в г. Томмот. Наша шестая школа нынче отметила свое девяностолетие, это школа с богатой историей и славными традициями.

Что для меня самое главное в учительской деятельности?

-Реализация стратегии сотрудничества, педагогической помощи и поддержки учащихся -любовь к детям ( не безусловная, не всепрощающая, а добрая и критически- требовательная), выстраивание обоюдно бережных,искренних отношений с детьми, понимающее и сопереживающее участие;

-Организация деятельности ученика в процессе формирования нужного объема знаний по математике таким образом, чтобы было интересно, понятно,комфортно, содержательно, иногда трудно, не хотелось плыть по течению, а хотелось самому сделать открытие, суметь сдать все ( такие сложные) экзамены и успешно продолжить изучение предмета в дальнейшем;

-Формирование у ребенка универсальных умений : учиться (на протяжении всей жизни), жить в коллективе, работать, добиваться поставленных целей, стремиться к успеху.

Начинается мой тридцать четвертый школьный год. И опять, какие бы новации не вводились, как сотни и тысячи лет назад, встречаемся мы, участники образовательного процесса: я- учитель и они- ученики.

По моему мнению, сегодняшний урок отличается от урока даже пятилетней давности. Осуществляется постепенный переход от деятельности ученика, направленной на приобретение конкретных знаний, умений и навыков, на овладение каждым, с учетом его особенностей, совокупности универсальных умений. И образовательная деятельность современного учителя все больше отходит от наставнического морализаторства в сторону сотрудничества, сотворчества, оказания помощи вместо «научения правильному решению».

Поэтому одна из граней современного урока – это его атмосфера: априорное уважение к личности ученика, индивидуальный подход, демократический стиль отношений учителя и учащихся, основанный на взаимном уважении, доверии, на внимании к точке зрения ученика. Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование, твердо высказанная просьба выполняется охотнее, чем приказание. Доброжелательность, терпимость (не забывать об искусстве дистанции) и терпеливость, стремление помочь, разобраться в проблемах, добровольный отказ от позиции превосходства, умение признавать свои ошибки – эти черты педагогического стиля, отвечающего целям современного образования.

Особое внимание обращаю на психологическую составляющую урока:

- организовать деятельность учащихся нужно так, чтобы требования учителя стали внутренними побуждениями учащихся. Действие, усвоенное по внутреннему побуждению, остается и при изменившихся условиях, а действие, усвоенное по принуждению, разрушается сразу, как только меняются условия;

-оказывается, для процесса понимания, усвоения какого-либо факта ученику нужно определенное время, чтобы это знание уложилось в его системе знаний, время для образования «следа». Это время у разных людей неодинаковое, один схватывает суть сразу, а другой – разбирается долго и медленно. Если на ученика обрушить лавину информации, то «след» может легко исчезнуть, не успев запечатлеться. Поэтому новые темы нужно разбирать долго, терпеливо, всесторонне, важен темп подачи информации.

Педагогическая оценка (отметка, одобрение, внимание, поддержка, признание, награда и т.д.) является самым главным инструментом учителя и стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех. Каждый учитель должен с осторожностью пользоваться этим инструментом, чтобы с одной стороны - не погубить в ребенке желание учиться, а с другой – не создать трудностей с социализацией в будущем. Учитель, обращая особое, доброжелательное внимание на ученика, проявляет к нему искренний, неподдельный интерес, поощряет его и привлекает к нему внимание, которое дети очень ценят. Психологи говорят, что лучшим стимулом к достижению успехов являются отметки 4 и 3, а не 5 и 2. Получая «пятерки», ученик может частично утратить смысл дальнейшего существования учебы, а 2 и 1- уничтожают стремление ребенка улучшать свои результаты. Считаю возможным для себя - иногда повысить отметку тому, кто не справляется, но старается, с другой стороны- руководствуюсь принципом - кому многое дано, с того много спросится.

Из стен современной школы должны выходить не «живые банки данных», а люди, которые легко найдут необходимую информацию, способны личностно и критически ее переработать, превратить полученную информацию в свою, « выстраданную».. Пока ребенок не пропустит знание через себя – он его не усвоит. Говорят – математике нельзя научиться, глядя как это делает сосед. Школа должна помочь ученикам овладеть искусством и навыками получения таких качеств, научить учиться через обеспечение качественного самообразования, помня, что процесс самообразования и самосовершенствования должен присутствовать в течение всей жизни.Было бы разумным положить в основу системную самостоятельную работу, чтобы каждый мог работать в своем темпе и на своем уровне трудности. Пытаюсь организовать учебную деятельность каждого ученика следующим образом : ученик- учебник- товарищ- учитель. При такой схеме (индивидуально-самостоятельная работа) ребенок получает знания самостоятельно, а учитель углубляет их, расширяет и корректирует, при этом не исключается помощь товарища. Такой вид деятельности способствует более прочному усвоению знаний, обратная связь позволяет определять степень усвоения знаний каждым, дети получают удовольствие от процесса получения знаний, формируется стойкая образовательная активность, развиваются навыки самостоятельного мышления. Оказывается, детей необходимо обучать поведению при неудаче для того, чтобы они имели возможность проявить свой индивидуальный стиль учения в самостоятельной работе, не боясь ошибки. Неудача должна быть стимулом к дальнейшей самостоятельной деятельности, а не препятствием к ней, если учитель вовремя организует «минуту поддержки» и не переусердствует с критикой ученика, которая может восприниматься как негативное внушение.

В сознании многих педагогов и родителей хороший учитель – это учитель строгий и требовательный, но не всегда эти качества лежат в основе педагогической поддержки, которая является одним из факторов педагогической культуры. Педагогика поддержки – это пространство сотрудничества, где встречаются не учитель и ученик, а два разных человека, маленький и большой, которым есть что сказать друг другу. В профессиональной позиции учителя должно быть заложено следующее:

-безусловное принятие ребенка как личности, душевная теплота, отзывчивость, милосердие, эмпатия, терпимость и терпение;

-умение быть в диалоге, говорить по-товарищески, без панибратства и сюсюканья;

-уважение достоинства, понимание, доверие;

-ориентация на успех в решении проблемы, готовность помочь и не критиковать;

-способность изменить свою позицию.

Как бы нам, учителям, ни хотелось, чтобы ученики добывали знания осознанно и самостоятельно, но и в этом процессе их нужно вести или направлять. Изучение нового материала (включение ученика в процесс добывания знаний) более успешно при введении увлекательных « добавок»: элементов проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения; применении компьютерной технологии; при тесной связи изучаемого с жизнью, привлечении исторических фактов. Наиболее выразительной формой эвристического метода является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы и которые требуют от учащихся осуществления небольшого поиска. Без задачи Гаусса невозможно рассмотреть тему «Сумма членов арифметической прогрессии», темы «Угловой коэффициент прямой», «Длина окружности», «Теорема синусов» целесообразно давать через лабораторные работы, естественным продолжением темы «Геометрические построения» является разговор о неразрешимых задачах древности, а тему «Проценты» можно изучать на жизненном опыте каждого из нас, на информации, которая поступает из СМИ.

Желая научить учеников решать в натуральных числах уравнения вида ax+by=c, можно предложить выполнить задание из учебника. Но учащиеся легче и с большим интересом учатся способам решения таких уравнений, если им предложить, например, такую задачу: «Чтобы купить вещь, нужно уплатить 19 рублей. У покупателя только трехрублевые купюры, у кассира только десятирублевые. Может ли покупатель расплатиться за покупку? А если у кассира только пятирублевые купюры?». На первый урок темы «Десятичные дроби» всегда приношу газеты, в любом номере найдется статья, в которой встретятся и дроби, и проценты. По возможности материал учебников математики связываю с жизнью и другими школьными дисциплинами: черчением, физикой, экономикой и даже русским языком.

Каждый урок должен содержать что-то, вызывающее удивление, изумление, восторг у наших ребят, - то, что они будут помнить, когда забудется все. Это может быть игровая ситуация, интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, удачная шутка, нестандартный подход к чему-то известному - это и есть «изюминка» урока. Пройдет много лет, а дети говорят: «А вот помните, мы говорили о том-то…».

Для того, чтобы отследить траекторию обученности каждого ребенка, его уровень овладения учебным материалом, необходима четко отлаженная система контроля. Чем чаще осуществляется контроль на уроке и чем разнообразнее его формы, тем крепче знания детей. Провожу небольшие проверочные или обучающие работы, всевозможные диктанты (с ошибками, сверка с образцом, с незаконченными предложениями или решениями, работы на выявление соответствий, по домашнему заданию и материалу прошлого урока, с само- или взаимопроверкой), работы в виде тестов, самостоятельные работы – «малютки», мини - контрольные работы, устные контрольные работы, зачеты. При этом ученик имеет право на улучшение своей отметки, например, в течение 3х дней, за некоторые проверочные работы (сразу после изучения нового) отметки в журнал выставляю по желанию.

Важной задачей является для меня уровневая дифференциация. Теоретический материал и задачи по каждой теме состоят из трех уровней (уровневый подход в наших учебниках и пособиях прослеживается, на 2 или 3 уровня), для обучающихся каждого уровня стараюсь использовать особый методический арсенал, разработаны формы оценивания каждой подгруппы, пути перехода из одного уровня на другой. Проблема в том, чтобы ученик не «застревал» на самом низшем уровне, а стремился улучшать свой результат.

Метод проб и ошибок основан на том, что, если какое-то действие приводит к желаемым результатам, вероятность его повторения возрастает, а если к нежелаемым последствиям - снижается. Народная мудрость – не ошибается тот, кто ничего не делает. «Совет учиться на ошибках других бесполезен, научиться чему- либо можно только на своих ошибках», Б.Шоу.

Моя любимая методика «На ошибках учимся» очень полезна в изучении математики, эти приемы помогают в работе над типичными ошибками. Если мы хотим научить человека не допускать ошибок впоследствии, нужно исключить страх перед возможностью ошибки при обучении, т.к. страх блокирует развитие самостоятельной мысли. После проверки всех работ (домашних, самостоятельных, контрольных) в начале урока тщательно анализируем типичные и, по возможности, индивидуальные, допущенные ошибки, выясняем их природу, пытаемся решить подобные задания. Практически использование метода проб и ошибок : это нахождение и исправление ошибок в решенных примерах, уравнениях, задачах; исправление ошибок с просьбой объяснить природу каждой; составление ребятами заданий, предупреждающих возникновение ошибок; «ошибающийся» учитель; диктанты с ошибками; простая на первый взгляд, очень трудоемкая для учителя и эффективная работа на «плюсики»; мини - исследовательская работа по введению понятий, определений.

Современный мир нельзя представить без информационных технологий. Компьютерные технологии используются везде, во всех сферах жизни и деятельности человека. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся; ИКТ можно использовать для организации досуговой деятельности класса: во внеучебной деятельности, организации различных праздников, концертов, классных часов. Применяю различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д.

По словам В.А.Сухомлинского, «воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысяч граней ребенка». Определяя место классного руководителя в системе воспитания учащихся, надо видеть главную линию – взаимодействие с отдельной личностью на основе взаимопонимания. Деятельность классного руководителя трудна и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. Но какое удовлетворение получаешь, когда что – то получилось!

Тридцать лет я работаю классным руководителем, иногда приходилось вести по два класса. Классное руководство – это реализация не на словах, а на деле концепции педагогического сотрудничества (с детьми, родителями, предметниками), это радость и небольших достижений, и больших побед.

Категория: Математика
18.10.2015 08:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!