СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое занятие «Белое солнышко»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка экологического занятия «Белое солнышко»

Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку экологического занятия "Белое солнышко". Занятие ориентировано на старших дошкольников. Данная разработка может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования. Цель: Формирование экологически оправданного поведения в природе. Задачи: Обучающие. Пополнить знания детей о цветах. Познакомить с полевым цветком ромашка и циклом её развития. Развивающие. Развивать эмоциональную сферу детей посредством художественного и звукового восприятия природы, совершенствовать умение детей размышлять, рассуждать и связно выражать свои мысли, развивать мелкую моторику рук. Воспитательные. Воспитывать чуткое отношение к природе, осознанное желание беречь зелёный покров Земли. Оборудование и материалы: мультимедийная установка, подборка графических файлов с изображениями цветов (пион, гладиолус, колокольчик, василёк, фиалка, глоксиния), подборка экологических знаков, аудиозапись «Звуки леса», подборка графических файлов с изображениями ромашек (крупное изображение одного цветка ромашки, ромашковое поле, увядший букет ромашек в вазе), зелёные листы бумаги (по количеству детей), заготовки деталей для ромашек – белый цветок и жёлтые серединки (из расчёта 2-3 ромашки на 1 ребёнка), клей-карандаши, зелёные карандаши, мини-картинки с изображением жёлтого солнышка (по количеству детей).

Ход занятия:

- Ребята, вы любите загадки? (ответы детей) Тогда, если вы отгадаете мою загадку, то узнаете тему нашего занятия. Нам без них не обойтись, С ними радостнее жизнь, В поле, на лугу, в саду Встретишь эту красоту! (Цветы) - Все люди на свете любят любоваться цветами, вдыхать их нежный аромат. А вы, ребята, любите цветы? (ответы детей) А какие цветы вы знаете? (ответы детей) - Да, цветы бывают разные – садовые, полевые, декоративные. Садовые цветы разводят люди-садоводы, они ухаживают за ними – поливают, рыхлят землю, вносят удобрения. К садовым цветам относятся гладиолусы, пионы и другие цветы. (На экран поочерёдно проецируются изображения гладиолусов и пионов)

- А вот за полевыми цветами никто не ухаживает, они растут сами по себе в полях, на лугах, по лесным опушкам. Это колокольчики, васильки и др. (На экран поочерёдно проецируются изображения колокольчиков и васильков)

- Декоративные цветы, или как их ещё называют, комнатные цветы, разводят для того, чтобы украшать помещения людей – квартиры, школы, детские сады. К ним относятся фиалка, глоксиния и др. (На экран проецируются изображения фиалки и глоксинии)

- Предлагаю поиграть в игру «Цветок - не цветок». Игра «Цветок - не цветок» Правила: Педагог произносит названия растений. Если это растение относится к цветам – дети хлопают в ладоши, если нет – топают ногами. Пример: роза, клён, ландыш, малина, берёза, подснежник, тюльпан, дуб, василёк, сосна, гладиолус, тыква, осока, астра, арбуз, подсолнух, крыжовник, кукуруза, фиалка, рябина, одуванчик, клюква, нарцисс, незабудка. - Молодцы! А хотите отправиться на природу? (Ответы детей) - Сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Только сначала давайте вспомним правила поведения в лесу. (Детям показывают экологические знаки, а они поясняют их значение – не шуметь в лесу, не ломать ветки деревьев, не рвать цветы, не ловить бабочек и других насекомых, не разрушать муравейники, ходить стараться по тропинкам). - С правилами вы знакомы, можно отправляться в путь. Но пешком идти долго, предлагаю полететь! С помощью волшебного заклинания мы превратимся в маленьких комариков и долетим до опушки леса.

- Делайте вместе со мной: Заклинание: Ручками хлоп-хлоп, ножками топ-топ, вокруг себя обернись – в комарика превратись! - Вот мы и комарики! Помахали крылышками и полетели в лес, в полёте друг друга не задеваем. Физкультминутка. Над землёю мы летим, Мы летим, мы летим, (дети бегают и машут ручками-крылышками) И тихонечко звеним, Да, звеним, да, звеним. (дети издают звон комариков) Пролетели речку, луг, Сделали почётный круг, (бегут по кругу) Оглядели всё вокруг, (поворачивают головы влево и вправо) Приземляемся, мой друг! (останавливаются) - Представьте, что ваши стульчики – это пенёчки в лесу, летим к пенёчкам. - Вот мы и на лесной поляне. Пора нам снова превратиться в ребятишек. Заклинание: Ручками хлоп-хлоп, ножками топ-топ, вокруг себя обернись – в ребятишек превратись! (садятся) (На экран проецируется изображение леса)

- Как хорошо в лесу! Какой здесь чистый, свежий воздух. Лесной воздух настоян ароматами трав и деревьев, он обладает целебной силой. Ребята, давайте подышим этим воздухом, наберёмся сил и здоровья: делаем глубокий вдох через нос, и медленный выдох через рот (3-4 раза). Чувствуете прилив сил? - А теперь давайте послушаем звуки леса. Прикройте глаза, так вы услышите больше звуков (звучит аудиозапись «Звуки леса») - Какие звуки вы услышали? (ответы детей) - А что вы чувствовали при этом? (ответы детей) - Как вы думаете, услышали бы мы столько звуков, если бы бегали и кричали в лесу? Почему? (заглушили бы тихое журчание ручья и шёпот листьев, а лесные жители испугались бы шума и попрятались, перестали бы петь птицы, стрекотать кузнечики и т. д.) - На лесных полянках можно встретить различные цветы. Отгадайте загадки и вы узнаете о каком цветке сейчас пойдёт речь: Белая корзинка, Золотое донце. В ней лежит росинка, И сверкает солнце. (Ромашка) На травинке солнца глаз Светит каждому из нас, Но совсем не горячи Солнца белые лучи. (Ромашка) (на экран проецируется крупное изображение ромашки)

- Ребята, посмотрите внимательно и вы увидите, что ромашка, действительно, похожа на солнышко, только лучики у неё белые, и также как солнышко, она дарит нам тепло и радость. А ещё у ромашки есть стебель и зелёные листочки в виде раскидистых веточек. Растёт она на лугу, в поле, на лесных лужайках. Расцветает ромашка в начале лета и цветёт до самой осени. Ромашка — лекарственное растение, лечит людей от болезней. Её заваривают и пьют целебный ромашковый чай. Он хорошо помогает при простудных заболеваниях. А ещё ромашковым отваром можно полоскать светлые волосы, тогда они приобретают красивый золотистый оттенок и блестят как шёлк. Помогает ромашка лечить и многие серьёзные заболевания. В народной медицине известно много рецептов, как использовать ромашку для лечения болезней у людей. Поэтому нельзя просто так рвать ромашки и бросать их погибать на землю. - А сейчас давайте рассмотрим картины, на которых изображены ромашки. (На экран проецируются изображения: ромашковое поле и увядший букет ромашек в вазе)

- Ребята, как вы думаете, какое настроение у ромашек на этих двух картинах, все ли они радостные и дарят людям радость, как вы думаете, о чём они думают? (ответы детей) (Сделать вывод, что не надо рвать ромашки, потому что они быстро завянут и перестанут радовать нас своей красотой). Послушайте стихотворение «Ромашка». РОМАШКА Белая ромашка расцвела в саду! Это к ней так быстро я сейчас иду: Хочется поближе рассмотреть цветок, Пальчиком потрогать хрупкий стебелек. Знаю, что с ромашкой можно поиграть: Лепестки, к примеру, можно сосчитать. Их ведь много-много, разберись поди, Где у них начало – сзади? впереди? Можно просто нюхать аромат густой, Можно любоваться кружевной листвой; На ромашке можно даже погадать, Но тогда придётся. лепестки срывать. Я губить не стану бедненький цветок, Сберегу ромашке каждый лепесток! Пусть она белеет, как снежок в траве, И всегда при встречах радуется мне! Автор: Вера Боголюбова - Правильно ли поступил герой стихотворения? А, как поступили бы вы? (ответы детей) (Объяснить детям, что ромашкам больно, когда их срывают для букетов или венков, и ещё они молча страдают, когда по ним гадают, обрывая лепестки). (Далее оставляют изображение ромашкового поля, остальные убирают) - Ребята, а в какое время года можно встретить так много ромашек, как на картине? (Летом). А что происходит с ними зимой? (Они погибают) А почему же тогда весной они вновь появляются? (Ответы детей) - В конце лета ромашки отцветают и дают крохотные семена, которые тесно сидят в «золотом донце» цветка. Падая на землю, семена укрываются в ней и всю холодную осень и студёную зиму спят под тёплым покровом земли и снега. А весной, когда ласковое солнце начинает светить и пригревать землю, семена просыпаются и из них появляются маленькие зелёные росточки ромашек. Растения растут, развиваются с каждым днём. Летом солнце светит ещё ярче, идут тёплые летние дожди, и растения начинают цвести. Раскрываются белые цветки ромашек, и мы любуемся их красотой всё лето, а пчёлки с удовольствием собирают нектар с цветков. К началу осени ромашки отцветают и дают семена, они снова прячутся в землю и всё повторяется сначала. Так происходит из года в год. Предлагаю вам поиграть в игру «Зелёненький росточек». Игра-медитация «Зелёненький росточек» Сначала дети ложатся на ковёр, свернувшись калачиком, изображая семена ромашек. (Свет выключается) ТЕКСТ: Представьте, что вы маленькие семена ромашек, которые лежат в земле и ждут, когда их пригреет солнышко, а пока вы спите. Там наверху зима, холодная вьюга со свистом проносится по земле, всё вокруг сковал холод. Но вам тепло в земле под снежным одеялом. Время идёт… И вот уже первая капель возвестила о приближении весны. (Свет включается). Ярко засветило солнце, и семена стали потихоньку расти. Очень медленно они поднимают свои головки, тянутся-тянутся к солнышку (дети поднимаются на корточки, потом на ноги, встают в полный рост), и распускают свои белоснежные лепесточки (дети подняли руки вверх и широко расставили пальчики). На них дует ветер, их поливает тёплый летний дождь, и они растут и дарят всему миру свои улыбки. - Молодцы! Вы очень хорошо справились со своей ролью цветка. (Дети садятся за столы) - Ребята, давайте, окунёмся в лето и при помощи аппликации каждый из вас создаст маленькую лужайку, на которой растут ромашки. Потом мы разложим все работы на ковре, и у нас получится большое ромашковое поле! (дети выполняют аппликации из заготовленных деталей, зелёным карандашом дорисовывают стебельки и листья и раскладывают работы на ковре) - Как красиво, правда?! - Вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Я предлагаю тем ребятам, у кого настроение после прогулки поднялось положить на свою работу жёлтое солнышко. (Если кто-то из детей не положит, выяснить почему).

Категория: Внеурочка
23.11.2015 13:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!