СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные методы подготовки к егэ по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению.

При подготовке к государственной итоговой аттестации следует учесть, что в структуре и содержании КИМ ЕГЭ по русскому языку при сохранении общей концепции работы и требований к уровню подготовки выпускников произошли изменения: увеличено количество заданий с 26 до 27 за счёт введения нового· задания (№ 21); изменён формат заданий 2, 9 – 12;· расширен диапазон проверяемых орфографических и· пунктуационных умений; уточнён уровень сложности отдельных заданий;· уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом и· критерии оценивания этого задания. В Методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе анализа результативности экзамена 2018 года, подчёркивается, что все изменения «обусловлены усилением лингвистической составляющей в проверке» и необходимостью усилить дифференцирующую способность работы.

Для меня как учителя русского языка и литературы 2018-2019 учебный год стал годом поиска разнообразных форм и методов обучения для успешной сдачи ЕГЭ, который, внес существенные коррективы в работу учителя, заставил работать и мыслить по-новому. Вначале я тщательно изучила нормативную документацию образовательных Интернет-сайтов, материалы экзаменов предыдущих лет, проанализировала содержание учебников, по которым предстоит работать. И выяснила, что ни один из ныне действующих учебников для общеобразовательных школ не отвечает требованиям ЕГЭ полностью. Тогда я стала искать: обращалась за методической помощью к статьям Интернета, прослушала ряд вебинаров, проштудировала большое количество методической литературы. И постепенно система подготовки к ЕГЭ по русскому языку стала вырисовываться. Передо мной стояла важная задача: целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х классах. Я понимала, что многие знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки. Необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы, которые выносятся на проверку основного учебного содержания. Следует учитывать изменения в кодификаторах, которые внесены в текущем учебном году.

Мое педагогическое кредо - развивая креативность и успешность обучающихся, воспитать учеников, способных превзойти своего учителя. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы мои ученики полюбили мой предмет. Стараюсь создавать на уроках благоприятные условия для пробуждения и развития познавательного интереса к учению: ситуацию поиска, исследования, ситуацию успеха. А слово успех, как вам известно, произошло от слова успеть. И действительно, для подготовки к ЕГЭ нужно было многое успеть сделать не только ученикам, но и учителю. Но обо всем по порядку. Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ я начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ. На первых уроках русского языка в 10 классе происходит знакомство учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться. Когда начинаю работу в 10 классе, в сентябре провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях и пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобрели сборники тестовых заданий на каждого ученика. Ими стали сборники И. П. Цыбулько, Н.А. Сениной. Особо остановлюсь на обучающем этапе. От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ребята самостоятельно стараются представить тему. Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям (части 1 ) позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. ( показать)

Использую пособия для отработки каждого задания, например, пособие под редакцией Сениной для тренинга части А Издание содержит все необходимые материалы по подготовке к выполнению каждого задания, приводятся теоретические материалы, упражнения, тренировочные тестовые задания, задания в формате ЕГЭ, а также краткий анализ выполнения каждого типа заданий на состоявшихся экзаменах. (показать).

Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализирую после каждого тестирования. Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем. И снова работаем над ошибками. На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок. Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку. Необходимо помнить о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», нужно активно вводить тестовые технологии в систему обучения. Поэтому отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 7-го класса. А с тестами начинаю работать с 5 класса. Хорошим пособием на этом этапе считаю пособия Натальи Егоровой «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык» 5-9 классы. Материалы, представленные в пособиях, аналогичны материалам ЕГЭ, составлены в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку и учитывают возрастные особенности учащихся. Использование КИМов позволяет начать системную подготовку к ЕГЭ уже с 5 класса. В конце пособий даны ответы на все варианты тестов, предложены диктанты и изложения различных типов, индивидуальные задания. (показать пособия)

Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков, которые позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.

Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно использование во время работы справочных лингвистических материалов, таблиц и схем, алгоритмов.

С точки зрения большинства учащихся, самой жуткой и пугающей частью экзаменационной работы ЕГЭ является часть С, задание которой требует развёрнутого монологического ответа.

Особое внимание уделяю части С. При подготовке к написанию сочинения учащиеся пользуются учебно-методическим пособием Е.А. Сениной, А.Г. Нарушевича «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки».

В ней, кроме плана сочинения и пояснений к каждому пункту плана, есть комментарии, методические рекомендации, речевые клише, примеры, банк аргументов.

Работу над сочинением начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание части С, затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения. Для учеников готовлю памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании. А потом – работаем. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог. Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика. Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме. Следующий этап - репетиционный ( контрольные работы за полугодие в форме ЕНЭ, пробный экзамен) и последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ЕГЭ, выявление недочетов.

И самое главное – учу детей не бояться! Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Истина эта кажется банальной. Но для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к этому экзамену. Таким образом, мною были изложены основные составляющие системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, работа в этом направлении продолжается, появляются новые приемы и методы, которые апробируются на практике и будут проанализированы, а результаты покажут, насколько они эффективны.

На мой взгляд, составляющие успеха учеников – это, прежде всего, целеустремленность, упорный труд и вера в себя, в свои силы. Хочется верить в то, что выпускники на экзамене улучшат свой результат и оправдают наши надежды. Дорогие коллеги, я искренне желаю вам оптимизма, неиссякаемой энергии, уважения и поддержки коллег, успешного воплощения самых смелых творческих замыслов.

Категория: Русский язык
28.08.2019 15:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!