СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность применения приемов и средств здоровьесберегающих технологий и методик в учебном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье - одна из важнейших задач образовательного процесса. Для здоровья обучающихся учитель может сделать даже больше, чем любой врач. Конечно, не идет речь о том, что педагогу необходимо иметь медицинское образование и выполнять функции медицинского работника, достаточно просто создать комфортную среду обучения для учащихся. В повседневной жизни детей, школа занимает значительное место, и учитель играет важную роль в формировании личности каждого учащегося. Учитель является олицетворением всего важного и нового, в том числе служит примером в вопросе здоровьесбережения. Эффективность применения приемов и средств здоровьесберегающих технологий и методик в учебном процессе напрямую зависит от умения педагога. Целесообразно анализировать педагогические ситуации в аспекте оздоровления, устанавливать контакт с коллективом учащихся, владеть основами здорового образа жизни, прогнозировать развитие учащихся, моделировать систему взаимоотношений в условиях оздоровительной педагогики. Важно на личном примере демонстрировать учащимся, как надо заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. В этом случае ученики будут принимать здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении должным образом. Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении по ФГОС подразумевают синтез психологических, медицинских, педагогических воздействий, направленных на укрепление здоровья, а так же правильного отношения к нему. Не существует одной технологии для укрепления здоровья, здоровьесбережение, является одной из задач образовательного процесса. Данный процесс, включает комплексный подход к обучению, благодаря которому можно решить ряд задач оздоровления учащихся. Здоровьесбережение в образовательном учреждении включает знакомые каждому педагогу методы, приемы и подходы решения возникающих проблем. Здоровьесберегающие технологии в школе классифицируются не только по подходам к охране здоровья, но и в зависимости от характера действия. Так, выделяют защитно-профилактические, стимулирующие, информационно-обучающие, компенсаторно-нейтрализующие и другие технологии. Благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии - это технологии, которые при использовании в образовательном процессе идут на пользу здоровья учащихся. Необходимо создать условия обучения ребенка в образовательном учреждении, избегать стрессовых ситуаций для учащихся, выставлять адекватные требования и применять адекватные методики обучения и воспитания, а так же рационально организовывать образовательный процесс, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Основой здоровьесбережения в образовательном учреждение, являются следующие принципы выделенные Н. К. Смирновым: 1. «Не навреди!» 2. Здоровье учащегося и учителя в приоритете. 3. Систематизация и комплексность работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. 4. Учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся. 5. Стремление учителя, воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье. Функциями сдоровьесбережения является формирование становления личности учащихся при учете индивидуальных психических и физических свойств учащегося. Формирующая функция заключается в осмыслении личного опыта, в сохранении здоровья, предполагает соизмерить достигнутые результаты с имеющимися перспективами. Диагностическая функция позволяет наблюдать за развитием учащихся на базе прогностического контроля, благодаря чему можно соизмерить направленность действий и усилий педагога, учитывая индивидуальные возможности ребенка. Информативно-коммуникативная функция обеспечивает распространение опыта бережного отношения к своему здоровью. Интегративная функция объединяет разнообразные системы воспитания и научные концепции, что позволяет направить их по пути приумножения здоровья подростков. В ходе образовательного процесса важно рационально распределять нагрузку и смену видов деятельности, это дает возможность длительное время сохранять умственную работоспособность учащихся на высоком уровне. При этом необходимо соблюдать гигиенические условия, такие как соблюдение температурного режима, классная комната должна быть оборудована хорошим освещением, посадка детей должна быть удобной, что бы учащийся мог сидеть, соблюдая правильную осанку и периодически менять позу, снимая таким образом статическое напряжение, полезно использовать физкультминутки, дыхательную, пальчиковую, суставную и глазную гимнастику. Данные оздоровительные моменты должны быть систематизированы и проводиться на каждом уроке. Смена видов деятельности на уроке, дает положительный эффект. Учащиеся, переключая внимание с одного вида деятельности на другой, в меньшей мере испытывают утомленность. Учителю нужно четко контролировать процесс и замечать тот момент, в который наступает переутомление учащихся и немедленно принимать меры для смены вида деятельности. Так же, для сохранения работоспособности, в ходе урока важно создавать психологический климат и комфортную атмосферу, доброжелательное отношения учителя к учащимся, направленное на сотрудничество. Игровые технологии, обучающие интерактивные программы, оригинальные задания и задачи, введение в урок отступлений, положительно сказываются на трудоспособность учащихся. Формированию здорового образа жизни учащихся, способствует создание благоприятного психологического климата на уроке, доброжелательный стиль общения учителя, увлекательные беседы, интерес к каждому мнению, спокойная реакция на ошибки и тактичные замечания, а так же пропаганда здорового образа жизни. Перед педагогом стоит важная задача, заключающаяся не только в передаче знаний и умений учащимся, но и привития понимания и значимости здорового образа жизни для каждого человека. Главная составляющая эффективности здоровьесберегающей образовательной среды является сформированность у учащихся информационного, мотивационного, здоровьесберегающего компонента личности как единство сознанного, ответственного и целенаправленного отношения учащихся к своему здоровью. Поэтому наилучшим путем формирования основ здорового образа жизни у учащихся, является организация учителями такой здоровьесберегающей образовательной среды, которая способствовала бы активизации самосознания и самоорганизации учащихся, а также создавала всем субъектам образовательного процесса условия для полноценного физического, психологического и социального развития.

17.10.2021 20:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей