СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дубы Белой Руси

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дуб

На Земле около 600 видов дубов, и некоторые из них можно встретить в Беларусии: черешчатый, скальный, красный, болотный и пушистый. Издавна с этим растением у людей связано понятие о красоте, здоровье, мощи и долголетии. Раньше его называли «дерв» или «древ». Отсюда «древляне» — название славянских племен, живших преимущественно в дубравах. Полагают, что этого же корня слова «здравый», «здоровый» и великолепное русское «здравствуйте».

Долголетие дубов поразительно. Дуб черешчатый может прожить 8-10 веков все равно. Лишь бы не тронуло пожаром и не срубили. Дуб зимний морозоустойчив и даже в разгар зимы не расстается с листвой и до самой весны стоит в жестяно шуршащей на ветру шубе. Ученые объясняют это тем, что когда-то все дубы были вечнозелеными, росли только там, где земля никогда не замерзала. Потом климат изменился, посуровел. Многие деревья «научились» сбрасывать листья, а зимний дуб никак не приспособится и по старой памяти держит листву до тех пор, пока не захмелеет от напора весенних соков. Тогда-то, наконец, и сронит свой износившийся прошлогодний наряд.

Корневая система у дубов мощная, состоит она из горизонтальных корней и стержневого, глубоко уходящего в землю корня, без которого эти деревья вряд ли бы выжили в условиях длительного бездождья. Мелкие разветвления корней живут и работают в тесном единении с гифами различных грибов, и потому в дубняках так много боровиков, волнушек, лисичек, дубовых рыжиков и груздей.

Цветут дубы ежегодно, но плодоносят не каждый год. На образование крупных, тяжелых плодов дерево вынуждено расходовать очень много воды, питательных веществ, и такую роскошь, как ежегодное плодоношение, дубы позволить себе не могут. В сентябре зеленые желуди темнеют и вываливаются из своих пупырчатых, шершавых беретиков. На будущий год они прорастают. Кому крупно повезет, могут в дерево превратиться. И дело здесь не только в том, чтобы попасть в удачное место и прорасти, а в том, чтобы, выглянув на свет божий, уберечься от вездесущих охотников за молодыми всходами дуба — диких копытных и домашних животных. В настоящее время самовозобновление дуба крайне затруднено. Небольшое количество всходов сохраняется только там, где они недоступны для животных (заросли ежевики и др.).

Использование дуба человеком имеет давнюю историю, и рассказ об этом уместно начать с главного — пищевого использования. В 4-3 тысячелетии до н. э. пекли хлеб из высушенных и растертых в муку желудей. В нашей стране не растут дубы со сладкими желудями, но пращуры наши знали, как можно освободиться от присущей дубовым плодам горечи. Мелко разрубленные желуди замачивали в проточной воде, затем высушивали их, размалывали и пекли хлеб, а предприимчивые вятичи из желудей крупного помола делали крупу для каш и супов. Древние римляне верили, что до того как покровительница земледелия Церера обучила людей хлебопашеству, пищей их были желуди

В средние века желудевую муку приготавливали во многих европейских странах. В старой Польше хлеб, выпеченный без подмешивания желудевой муки, был почти неизвестен, а в России желудевый хлеб, с небольшой добавкой ржаной муки, был основным продуктом питания в голодные годы. До сих пор во Франции и Англии желудевую муку используют для выпечки тортов, кексов, печенья. Из нее же, с добавкой зерновой муки, делают неплохие лепешки, оладьи и пряники.

Человек никогда не употреблял в пищу дубовый лист, и тем не менее этот лист имеет прямое отношение ко всякого рода вкусностям. Домашние хозяйки издавна знали, что положенные в рассол или маринад листья дуба делают фрукты и овощи хрусткими, крепкими, пряными. Чуть-чуть отдает дубом и знаменитый «Рижский бальзам», в состав его, наряду с массой других растительных ингредиентов, входит и дубовая кора.

Плоды дуба — неплохой корм для животных. Желуди охотно едят многие птицы, кабаны, барсуки, косули, белки и мыши. За сутки только одна мышь приносит в нору до 6 отборных желудей, а за сезон может накопить 10-15 кг.

Работники некоторых лесничеств посевной материал для посадок дуба приспособились собирать в мышиных норах. В урожайные годы они конфискуют у грызунов до 300 т. желудей. Расценивать такую предприимчивость как полезную нельзя. Грабя подчистую мышиные запасы, можно обречь животных на гибель и притом на огромных территориях. Это в свою очередь не замедлит сказаться на тех животных, которые питаются грызунами, и в природе оборвется одна из пищевых цепей со всеми следующими за этим, тысячу раз проверенными отрицательными последствиями.

В XII в. дубовые леса считались отличным местом выпаса для свиней. Животных выгоняли в леса тогда, когда земля под деревьями была усыпана желудями. При наличии таких деликатесов свиньям и в голову не придет обгрызать ветви, жевать всходы древесных растений, до которых они, в иной ситуации, большие охотники. Особая склонность свиней к желудевому корму нашла отражение и в пословице: «Кабан хоть и сыт, а мимо желудя не пройдет».

Очищенные от скорлупы и раздробленные желуди охотно ест домашняя птица, лошади, овцы, козы, коровы. На таком корме, с добавкой сена и силоса, увеличиваются надои молока, животные хорошо прибавляют в весе. Листья дуба тоже неплохой корм. Осенью с каждого гектара леса можно собрать 20-25 т. такого корма для овец. Чем не подспорье в бездождные, бестравные годы? Только нагнуться и подобрать. По-хозяйски!

Совершенно особый и долгий разговор об использовании древесины. Первобытный охотник надрезал ствол молодого дуба, вставлял в надрез заостренный камень и оставлял его там на несколько лет, после чего срубал дерево и получал топорище с крепко вросшим в него каменным топором. У охотников каменного века были дубовые рогатины, палицы, клинья и древки копий. Первые рукоятки кремневых ножей тоже дубовые. Древние обитатели могли делать каменными топорами челны-долбленки, затрачивая на каждый челн по 3-4 года. В этих «дубках», или «древках», русичи ходили на торг с греками и римлянами, которые приплывали по Днепру, чтобы в обмен на вино, ткани, украшения, пряности сторговать у славян хлеб, пушнину, воск, а при случае и лес для кораблестроения.

Строители не меньше чем корабелы ценили дуб как отменный материал для мостового, хоромного и оборонного дела. Городские стены, оборонные тыны, церкви, часовеньки, храмы и целые города возводились, случалось, из единого дуба. В городском домовом строительстве издавна применялись половая дубовая плаха и паркетная планка (дубовый кирпич), но шли они преимущественно в дома власть имущих.

Что касается дубовой мебели, то она, понятно, отличалась не только красотой, но и особой надежностью, массивностью. Коренная отечественная утварь — ларцы, посуда, сундуки — тоже были из дуба. Знаменитые окованные резным железом русские дубовые сундуки покупали Закавказье, Хива, Бухара. Были такие мастера, что у них по шести сундучков и более вставлялись один в один, как матрешки. В дубовых ларцах, укладочках, сундуках хранили одежду, копили приданое для дочерей.

Из дуба делали колеса, спицы, оглобли телег и мажар. Экипажных дел мастера «дубовое колотье» пропаривали, после чего древесина легко гнулась в нужном мастеру направлении. Отсюда и старая поговорка: «Распарен дуб не ломается». Шла дубовая древесина и на сельскохозяйственные орудия труда. Ходили по весне наши пращуры по своим полям за лошадью, которая тянула дубовый брус, на конце его крепилось кованое острие с отводом и лемехом. Естественные изгибы дубовых суков и веток служили зубьями деревянных борон, вил и грабель. Обмолачивали зерно цепами. Короткое древко цепа (молотило) тоже из дуба.

Дубовые дрючки, колья, дубинки, окованные железом палицы — исконное и привычное для предков оружие. Молодые дубки с прямыми стволами заготавливали для копий, и назывались эти тщательно ошкуренные и высушенные стволики «копейным деревом».

Из дуба народные умельцы резали кресты, церковную утварь и особенно часто распятия. Вместилища веселых Бахусовых напитков — меда, вина, браги, пива тоже из дуба. Знаменитая во все времена и эпохи русская дубовая бочка — предмет древнейшего экспорта. Дубильные вещества, имеющиеся в древесине дуба, способствуют брожению и сохранению вкуса и аромата вин, коньяков. Виноделы так и говорят: «Без дубовой бочки нет ни хорошего коньяка, ни хорошего вина». У современных виноделов дубовая бочка тоже в почете.

Для сбережения дубовой древесины, а иногда с целью получения так называемого морёного дуба, предки наши погружали дубовые плахи и целые стволы на долгие годы в воду. Было время, когда купцы возили отечественный мореный дуб в Европу и плату за него соглашались брать только чистым золотом. У нас в стране мебель облицовывается обычным, красивого рисунка дубовым шпоном, что не только облегчает ее вес, но и сберегает дубовые леса. Этим же шпоном отделывают салоны самолетов, каюты, вагоны, корпуса приемников и телевизоров. Высоко ценят строители и дубовую паркетную планку. Неделовая древесина идет на рудничную стойку, перекрытия и стропила в домовом строительстве.

Уже в IX в. дотошные русичи прекрасно знали, что дубовой корой можно дубить кожу, рыболовные сети, холсты, веревки. А начал человек заниматься этим делом еще с тех времен, когда одевался в звериные шкуры. Он заметил, что некоторые из соков растений делают кожу прочной, мягкой, водонепроницаемой. Существовавшее ранее выражение «дубом делати» означало — дубить, а «дуботолком» назывался человек, который толок дубовое корье для дубления.

Кора дуба и галлы (наросты на листьях) использовались в качестве красителей. Для полноты картины надо упомянуть и о том, что кора дуба шла на плетение всевозможных коробов, корзин и даже лаптей. Раньше тот, кто не мог купить себе дорогую кожаную обувь, обходился, случалось, дубовой. Лапти из драни молодых дубков называли «дубовиками», а из коры старого дуба — «дубачами». Очень много дубовых лесов и в было сведено на топливо, выжигание угля и поташа.

Использование дуба в медицине тоже имеет давнюю историю, и уж тут без суеверий, религиозных ритуалов и старых традиций не обошлось. Захворавшим для начала рекомендовалось хорошо пропотеть, после чего «велеть вытереть себя дубовым четвертным платом» (свежевыдубленным в отваре коры грубым холстом), крепко растеревшись которым действительно можно было справиться с воспалительным процессом в организме. Русские в давние времена охотно парились не только березовыми, но и дубовыми вениками и рекомендовали их тем, кто страдал разными телесными немощами. Особенно в случае обострения суставных болезней или при простудах и получали от того немалое облегчение.

Старые лечебники советовали лечить раны «дубовым листвием» и мелко толченной дубовой корой. Современные медики рекомендуют кору молодых дубов в качестве вяжущего и противовоспалительного средства. Недавно врачи установили, что фитонциды дуба губительно действуют на дизентерийную палочку и что очень полезно пребывание в рощах, насыщенных летучими выделениями дуба, для гипертоников.

Прогуливаясь по дубраве, можно нормализовать давление, успокоить нервную систему и зарядиться жизненной энергией. Но важно знать, что такие прогулки не подходят тяжелобольным людям.

У дуба очень мощная энергетика, и кто общался с деревом, ощущают небывалый подъем сил и ясность мысли. Раненый, ослабевший воин, чтобы вновь обрести силы, шел к дубу.

Деревья дуба упоминаются в мифах, фигурируют в бытовых обрядах. У многих народов в прошлом дуб — дерево священное, которое боги дали людям как великий подарок. Без разрешения жрецов, друидов, волхвов и прочих служителей культа люди не могли срубить дуб, обломать ветку или нанести ему какое-либо увечье, а в случае неповиновения платили за это жизнью. У некоторых народов дубы имели покровителей — святых.

Под священными дубами у славян проходили собрания, свадебные обряды, судилища. Тут же после суда, вешали виновных на ветвях дуба или рубили им головы на дубовых плахах.

Вокруг священных дубов расставляли фигуры языческих богов, вырезанных также из дуба. Во время упадка язычества сторонники христианства уничтожали деревянные, резанные из дуба изваяния русских богов.

В VI в. у приднепровских славян погребальные костры для сожжения погибших в бою воинов были только из дубового «древня», так как «дуб — дерево мужчин, его пламя очищает душу воина». Дуб считался олицетворением мужского начала, символизировал постоянство и могущество. Сваты, зайдя в избу невесты, с низким поклоном говорили родителям: «У вас есть береза, у нас дуб, давайте вместе гнуть». В праздник Ивана Купалы всех Иванов украшали венками из дубовых листьев.

Это дерево словно притягивало к себе молнии. И сегодня в грозу не стоит укрываться под дубом – опасно. Это отголоски сказочных мифов славян о поединке Перуна с Кощеем, который прятался под дубом. У славян существовал запрет выращивать дуб около дома, так как, по поверьям, молния в первую очередь бьет в дуб.

В Гpеции дубовая ветка символизиpовала силу, мощь и знатность pода, дубовыми венками нагpаждались самые хpабpые воины.

Свойства людей родившихся под знаком Дуба: 21-22 марта.

- Полон жизни, силы и красоты, не имеющий в себе ничего хрупкого. Движения величественны и полны достоинств, будят в людях уважение своим солидным видом. Абсолютно здоров, что в его случае очень важно, так как не переносит слабости и болезней, а вид крови может привести его к обмороку.

Очень отважен, но его смелость происходит не столько от его духовных качеств, сколько от чрезмерной гордости. Не хочет, чтобы его считали трусом и, предупреждая острые обстоятельства, реагирует резче, чем требуется. Выдержанный и волевой, не имеет привычки отходить от ранее принятого решения и, как правило, всегда добивается поставленной цели. Но его неуступчивость имеет также плохие стороны: ДУБ не умеет быть гибким и его непримиримость доставляет ему хлопоты. Добился бы многого, если бы смог хоть немного быть дипломатом.

Категория: Биология
25.07.2019 12:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!