СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕБНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЕ ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 -9 КЛАССОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.

Программа направлена на организацию деятельности учащихся 8-9-х классов по изучению своего организма, ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего села и района.

Программа составлена на основе авторской программы педагога дополнительного образования Астафьевой Е.П. «Юные натуралисты — друзья природы».

Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.

Деятельность учащихся ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.

Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача семьи и школы. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующего сохранению здоровья.

Особую роль приобретает программа школьного обучения, в процессе которого закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму.

Школьникам среднего возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой,  поэтому целесообразно ввести в учебный процесс современной школы экологический курс «Здоровье человека и окружающая среда».

Формирование прочных знаний, умений и навыков экологического характера происходит как на занятиях (теоретическая часть), так и на местности при проведении практикума (практическая часть).

 

Цели и задачи:

 

  1. Формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни;
  2. Развивать стремление оздоровлять окружающую среду, внося посильный вклад в улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий жизни человека;
  3. Развивать умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление индивидуального здоровья учащихся;
  4. Воспитывать экологическую культуру учащихся.

Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности

ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.

Для обучения принимаются учащиеся с 13-15 лет, талантливые и любознательные,

интересующиеся биологией, экологией, химией, географией.

Оптимальное количество детей в группе 15 человек.

Переход от одного года обучения проходит по принципу повторения и обобщения.

В ходе работы рассчитано использование познавательных игр, экскурсий, диспутов,

практической работы на местности, соматометрические измерения, встречи с интересными людьми (врачами, лесником, агрономом, студентами).

В результате изучения данной программы

Учащиеся должны ЗНАТЬ:

  • Определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы)
  • О типах взаимодействия организмов
  • О рациональном использовании и охране водных ресурсов
  • О современном состоянии, использовании и охране природы
  • Вредные для здоровья факторы
  • О нормах и режиме питания
  • Об охраняемых тер­риториях и объектах своей местности.

 

 

Учащиеся должны УМЕТЬ:

  • Решать простейшие экологические задачи
  • Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности
  • Определять уровень загрязнения воздуха и воды
  • Подкармливать и охранять птиц
  • Объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье отдельного человека и демографические показатели.

 

Мониторинг образовательных результатов

Критерии:

 

Образовательные:

•    Активность в обучении

•    Навыки исследовательской деятельности

•    Умениние обрабатывать полученные результаты, делать выводы

Воспитательные:

•    Культура поведения

•    Общение в группе

Творческие достижения отдельных учащихся:

•    Участия в экологических фестивалях, конкурсах, праздниках.

 

Отслеживание результатов по следующим параметрам:

Начальный уровень - 1 балл;

Средний уровень - 2 балла;

Высокий уровень - 3 балла.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Раздел 1. «Природа своей местности» (6 часов)

Ориентирование на местности: по Полярной звезде и по Солнцу. Определение сторон горизонта на местности. Определение азимутов.

Ландшафты и экосистемы своей местности. Освоение местности человеком. Население своей местности. Хозяйственная деятельность и быт населения, преобладающие профессии. Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека. Уход за ландшафтом.

Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни населения своей местности. Охраняемые территории и объекты своей местности.

Изучение литературы о родном крае — книг, журналов, газет. Посещение краеведческого музея, других достопримечательностей. Встречи с интересными людьми своего края. Оформление материалов наблюдений, исследований, выполнение экологических проектов.

Раздел 2. Растительный организм (38 часов)

 

Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Внешнее и внутреннее строение семени, типы семян. Значение семян в природе и жизни человека

Внутреннее строение корня. Строение и значение побегов у растений. Видоизмененные побеги. Внешнее и внутреннее строение листа

Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения подземных побегов

Строение, функции и типы цветков. Соцветия. Многообразие и значение плодов

Корневое питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез

Роль воды в жизни растений. Экологические группы по отношению к воде. Вегетативное размножение растений. Рост и развитие растений

Влияние окружающей среды на рост и развитие растений. Подцарство водоросли

Подцарство Папоротникообразные. Подцрство Покрытосеменные

Семейства двудольных растений. Пасленовые, Крестоцветные, сложноцветные

Класс" Однодольные растения. Семейство Злаковые. Хозяйственное значение злаковых. Эволюция высших растений Дары Старого и Нового Света

Разнообразие бактерий Царство Грибы. Общая характеристика

Лишайники. Приспособленность организмов к совместной жизни. Смена сообществ.

Раздел 3. «Человек, вода, водоем» (24 часа)

Тема 1. Вода и водоем в жизни человека.

Связи местного населения и отдельного человека с водой и водоемом: потребности в пресной воде для питья и хозяйства.

Воды исследуемой территории: виды вод местности, водные ресурсы. Источники снабжения водой местного населения. Ведение наблюдений и исследования.

Практическая работа. «Ведение наблюдений и исследования»

Тема 2. Виды водопользования на исследуемой территории.

Особенности местности, прилегающей к исследуемому водоему: степень населения, густота гидрологических объектов, степень использования водоемов в хозяйстве и быту, их состояние, охрана от истощения и загрязнения. **

Целебные воды. Химический состав некоторых минеральных вод. Воздействие их на организм. Минеральные источники своей области. Оценка их состояния. Использование местным населением. Оборудование источника. Составление плана расположения водных источников исследуемой территории.

Практическая работа «Химический состав некоторых минеральных вод»

Тема 3. Исследование прилегающей к водоему местности.

Связь водоема с другими компонентами территории. Зависимость его состояния от состояния исследуемой территории. Особенности рельефа. Поверхностный сток воды в водоем. Загрязнение водоема поверхностными водами. Причины и меры предупреждения. Тип грунта исследуемой территории (глинистый, песчаный, торфяной и т. д.). Зависимость состояния грунтовых и поверхностных вод.

Практическая работа Исследование прилегающей к водоему местности

Тема 4. Свойства и качества воды

План описания водоема. Условия, необходимые для жизнедеятельности обитателей водоемов; температура, прозрачность золы, наличие течений, концентрация кислорода, углекислого газа, биогенных веществ.

Физические свойства воды (теплоемкость, скрытая теплота плавления, парообразование, плотность воды). Зависимость температуры воды в водоеме от климата местности, характера водоема, свойств воды.

Органолептические свойства воды (запах, вкус, цвет). Различение запахов: естественного и искусственного происхождения. Норма на запах. Способы определения запахов.

 

Зависимость вкуса воды от ее химического состава. Жесткость воды. Способы определения и устранения жесткости воды.

Практическая работа «Органолептические свойства воды» (запах, вкус, цвет)

Раздел 4. «Окружающая среда и здоровье человека» (68 часов)

Тема 1. Здоровье и окружающая среда человека.

Введение. Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека.

Практическая работа. «Соматометрические измерения человека»

Тема2. Учитесь быть здоровым!

Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе

Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Учитесь быть здоровым!

Гигиена питания. Режим и правила питания. Сервировка и оформление обеденного стола. Гигиена твоего жилища. Чистота в доме и квартире

Практическая работа. «Сервировка и оформление обеденного стола»

Подвижные игры на свежем воздухе

Тема 3. Медицина против болезней

Растения лечат и калечат. Путешествие с комнатными растениями. Гиподинамия. Движение - это твоё лекарство. Красивая походка. Изучение физического развития и функционального состояния организма.

Практическая работа. «Оказание первой медпомощи»

«Правила хранения лекарств и обращение с ними»

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.   БоеваА.И.,Переславцев А.А. « Влияние удобрений на почвенную микрофлору.»

Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного института-1974. - - >**

2.   Горлов А.А. Жить в согласии с природой. - М., 2003

3.   Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. - М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 112с.

4.   Каневский 3. Крик о помощи // Знание - сила, 1990. - №1

5.   Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова - Чебоксары. 1999. - 106с.

6.   Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. - М.: 2001

7.   Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В . Н. Кардашенко. М.: Медицина, 1983. 264 с.

8.   Хрипкова А.Г. Возрастная физиология

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ:

1.    Горлов А.А. Жить в согласии с природой. - М., 2003

2.   Каневский 3. Крик о помощи // Знание - сила, 1990. - №1

3.  Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. - М.: 2001

Категория: Биология
19.02.2015 10:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!